Преподавание русского языка Урок-конференция по книге В.Железникова "Чучело". «Уроки жизни, уроки доброты»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.20 Просмотров: 2067 Хакимова Гузял Газизовна, учитель русского языка и литературы Тема: Мы в ответе за свои поступки. Цель урока:
Форма урока: Урок-конференция. Эпиграф урока (записывается на доске):
Ключевые слова: сочувствие, милосердие, бойкот, жестокость, раскаяние, истинная красота. Наглядность: отрывки из текста, эпизоды из фильма, слайды с иллюстрациями, вопросами и отрывками из текста, портрет писателя. Подготовка к уроку начинается задолго до урока, т.к. ребята должны прочитать повесть заранее, написать отзыв, нарисовать иллюстрации к повести. Чтобы создать атмосферу конференции, нужно расставить парты в форме круглого стола, поставить на них указатели, где написано, какую роль выполняет ученик. Ведущий или учитель знакомит всех присутствующих на уроке с участниками конференции: это корреспонденты, художник, литературоведы, актеры, искусствоведы, текстологи, читатели. Каждый из них выступает по определенному вопросу:
То есть все ребята будут привлечены к подготовке и проведению урока. Ход урока 1. Слово учителя о теме и цели урока, о проблемах, которые будут рассмотрены на уроке, об их злободневности и в наши дни, знакомит с эпиграфом урока, к которому учащиеся вернутся в конце урока, делая вывод, обобщая все то, о чем говорили. Учитель представляет участников конференции. 2. Выступление литературоведов с рассказом о писателе и его творчестве. В. Железников родился в 1925 году. Писать книги начал в 35 лет. Первая его книга "Разноцветная история" вышла в 1960 году. Для учащихся 5-7 классов писатель написал 6 книг: 1). "Хорошим людям - доброе утро"; 2). "Чудак из 6б"; 3). "Путешественник с багажом"; 4). "Каждый мечтает о собаке"; 5). "Белые пароходы"; 6). "Чучело". Герои книг - мальчишки и девчонки из жизни. Писатель показал мир детства, сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть и страшно жестокими. Герои Железникова проходят непростой жизненный путь: они ошибаются, разочаровываются, учатся узнавать людей, разбираться в людях, становятся умнее, мужественнее. "Чудак из 6б" - самая веселая книга Железникова. Когда ее читаешь, почти все время смеешься. Боря Збандуто - герой рассказа - действительно чудак, но он прекрасный человек, у него доброе, чуткое, отзывчивое сердце. Повесть "Чучело" - повесть о непростых взаимоотношениях школьников. Здесь очень мало положительных героев. Носителями добра являются только дед и внучка Бессольцевы. Здесь все перевернуто - зло воспринимается подростками как героизм, а доброта преследуется, считается проявлением слабости характера. И все же в неравном столкновении добра и зла побеждают добро, совесть, честность. Книга учит нас быть добрыми, сильными духом, честными, ненавидеть жестокость и малодушие, отравляющие жизнь другим людям. Все книги В.Железникова очень популярны среди читателей. 3. Художник. Все книги Владимира Железникова имеют прекрасное оформление. Рисунки кним сделаны художниками Гальдяевым и Цейтлиным. Рисунки художников дают возможность представить героев повести, их характеры, показывают самые острые моменты сюжета. Наши ребята, прочитав повесть, тоже попробовали себя в роли художников-оформителей (демонстрируем иллюстрации учащихся, ребята "узнают" эпизод). 4. Корреспонденты (заранее отбирают лучшие отзывы и зачитывают их): ":Недавно я прочитала книгу В.Железникова "Чучело". Эта повесть потрясла меня тем, как точно писатель сумел показать жестокость среди подростков. Хотя книга написана давно, кажется, что писатель только вчера заглянул в нашу школу и вынес на суд читателя все, что творится в ней. Ведь и сегодня эта жестокость царит среди подростков и уже воспринимается многими как нормальное явление. Кто сильнее, наглее, тот и прав. Но самое страшное - бездушные "железные кнопки" имеют поддержку среди нас. Мало, кто решится выступить в защиту слабого: за себя боятся. Не дай бог быть в школе новичком! Сколько унижений придется тебе пережить, если не сумеешь показать силу своего характера!" "Шмаковы, Вальки, Мариши, Сомовы, Мироновы есть в каждой школе, я сама лично была свидетельницей того, как травили девочку:. Я тоже, как Дима Сомов, предала ее, я не заступилась за нее. Сейчас вспоминаю об этом, и мне стыдно, что не подумала о том, каково было ей:" 5. Артист. За 25 лет писатель издал более 30-ти книг, его книги издавались в Болгарии, в Польше, Югославии, Чехословакии, Венгрии и на многих языках народов нашей страны. Пьесы по его произведениям долгое время шли на сценах театров. Он неоднократно награждался литературными премиями, а в 1974 году ему была присуждена Государственная премия СССР. По сценариям В.Железникова поставлено 10 фильмов, в том числе "Чучело". Этот фильм получил наибольшее число откликов и завоевал в 1984 году 2-е место.
Фильм дал повести 2 жизнь. Учитель проводит обсуждение книги по следующим вопросам:
Искусствоведы расскажут о картинах.
В процессе обсуждения ребята опираются на отрывки из текста: описание Лены, "Каждый свою выгоду ищет:", о правде, правда Бессольцевой и т.д. В ходе этой беседы ребята должны понять, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, с бессердечием, с равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться ставить себя на место другого человека, научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы. Ведь зло чаще всего совершается с молчаливого согласия многих. И в какую бы одежду не рядился человек, какой бы внешностью ни обладал, если он бездушен и жесток и несет окружающим его людям боль, страдания - он неприятен, отвратителен. Актер читает стихотворение Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка". Учитель:
Дома написать небольшое сочинение-рассуждение "Что есть красота?" Завершая урок, учитель снова возвращает ребят к эпиграфу урока: "Помни, ты не один на свете:". Эти слова звучат как напутствие. Урок сопровождается показом слайдов и просмотром эпизодов (по выбору учителя) из фильма. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |