Преподавание русского языка Урок русского языка в 10-м классе "Лингвистический анализ текста"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.20 Просмотров: 2378 Елша Елена Николаевна, учитель русскогя языка и литературы - Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.
- Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав. Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется. До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста. Тема нашего урока: “Лингвистический анализ текста”. - А какова практическая цель нашего занятия? - Подготовка к ЕГЭ. - У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить. Текст. Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее. М.А.Алексеев. - Приход весны. - Какова идея текста? - Стремительная радость весеннего обновления. - Как автору удалось донести до нас эту радость? На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста. Работать будем в парах и группе. ! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст. - Есть ли в нем абзацы? - Нет. - Почему? - Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны. - Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст? - К художественному. - Определите тип речи? - Соединение повествования и описания. Работа в группах.
1 группа. Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет? Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы. Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль? Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль? Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность. Кротость – незлобливость, покорность, смирение. Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав. Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия. Благовоние – аромат, приятный запах. Антонимы: неприятный запах, зловоние. Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно. Эпитеты
Олицетворение
Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы. Аллитерация Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни. - Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор? - Начало мая (последнее предложение). Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления. 2 группа.
1. Безударные гласные, проверяемые ударением: 2. Непроверяемые гласные и согласные:
3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:
4. н и нн в суффиксе:
5. пре- и при-:
6. Написание сложных прилагательных:
Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему? - Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.). Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной. Глаголы (19) – действие предмета. Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас. Прилагательные и наречия в сравнительной степени.
Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею. 3 группа.
2 человека у доски. Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий. Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны. Повторы:
усиливают процесс наступления весны. Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино. Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |