Преподавание литературы Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.19 Просмотров: 1596 Чемес Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Целью урока является создание условий для:
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная доска, рабочая тетрадь. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, технология критического мышления, ИКТ. Тип урока: урок изучения нового материала. Время проведения: 1 академический час (45 минут). Ход урокаI. Стадия вызова.1. Вступительное слово учителя. Педагог акцентирует внимание ребят на том, что подбор произведений, которые они изучают в 6 классе, позволяет представить жизнь их сверстников, представленную разными авторами. 2. Мозговой штурм. Задание 1. Назовите черты характера литературных персонажей, ваших ровесников. На данном этапе принимаются все версии и фиксируются учителем на доске. Задание 2. Выделите из перечисленных те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы. Что, как вам кажется, сближает вас и литературных героев? Почему это происходит? Какое произведение мы можем назвать автобиографическим? 3. Целеполагание. Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить тему занятия и цели, затем происходит сопоставление предложенных вариантов с вариантом учителя. II. Стадия осмысления.1. Знакомство с автором произведения, которому посвящено занятие. 2. Работа с текстом. Чтение “со стопами” и комментированное. Учитель перед чтением каждого из отрывков просит ребят подумать над тем, чему может быть посвящена та или иная часть текста, а после ознакомления сравнить предполагаемый вариант с имеющимся литературным материалом. – Глава называется “Гардемарин”, как вы думаете, кто такой гардемарин? Почему автор назвал эту главу именно так? Учащиеся высказывают свои предположения, принимаются все версии. “Гардемарин” 1 этап. …Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты. Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести ее из добродушного состояния было почти невозможно. Утром прошел дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя. Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через веревочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать. И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем. – Совпали ли первоначальные версии? Узнали мы, кто такой гардемарин? С кем мы познакомились? О чём пойдёт речь дальше? 2 этап. По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму. В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата “Паллада”, из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с чёрным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона. Гардемарин прошел мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошел за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения. – Верными были наши предположения? Кто такой гардемарин? Что такое фрегат, эфес? Что нового узнали о герое? О чём пойдёт речь дальше? 3 этап. Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность. Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки я прочел загадочное слово: “Азимут”. Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота. Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк. Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня. – Что верного в наших предположениях? Что такое азимут? О чём мечтал герой? Чем закончится встреча с гардемарином? 4 этап. – Мальчик, – спросил он насмешливо, – почему вы тащились за мной на буксире? Я покраснел и ничего не ответил. – Все ясно: он мечтает быть моряком, – догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице. – Я близорукий, – ответил я упавшим голосом. Гардемарин положил мне на плечо худую руку: – Дойдем до Крещатика. Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки. Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне: – Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль. Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок. – Что собой представляет корвет? Какой вывод делает герой после разговора с гардемарином? Могли ли мы предвидеть подобный исход? Как это характеризует героя? Какие могут последствия встречи, кроме горького вывода? 5 этап. После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно. Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек. Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: “Полярная звезда”, “Вальтер Скотт”, “Хинган”, “Сириус”. Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого флота в мире. Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, веселых рогож. Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью. Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня “Адмирал Истомин”, а где “Летучий голландец”: “Истомин” грузит бананы в Сингапуре, а “Летучий голландец” разгружает муку на Фарерских островах. Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к морю. Тогда впервые я услышал от мамы слово “менингит”. – Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось менингитом. Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только усмехнулся на мамины страхи. Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю. Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти. – Совпали ли наши первоначальные представления о содержании и герое произведения? Что мы узнали о главном герое? 3. Работа с таблицей ассоциаций в группах. Задание. Заполните графы таблицы, посвящённые герою произведения. Представьте результаты в устной и письменной форме.
III. Стадия рефлексии.
Задание.
Подготовьте сообщение на тему: “Автор и герой автобиографического произведения” или проиллюстрируйте понравившийся эпизод из главы “Гардемарин”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |