Преподавание литературы Конспект интегрированного урока развития речи, литературы и изобразительного искусства "Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Аленушка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.16 Просмотров: 1601 Горелова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. II. Целеполагание и мотивация. Ребята, вы уже почти год приходите в этот кабинет русского языка и литературы. Обратили вы внимание, репродукции каких картин висят в кабинете? Кто автор этих картин? Сегодня у нас необычный урок. На нем мы с вами поговорим о художнике Викторе Михайловиче Васнецове, о его картинах, познакомимся поближе с картиной “Аленушка” и постараемся понять, что хотел передать в этой картине художник. Рассмотрим картину как со стороны изобразительного искусства, так и с точки зрения литературы. А дома вы напишите по ней сочинение. III. Словарная работа. Для того чтобы нам легче было сегодня работать, необходимо вспомнить некоторые понятия, которые помогут передать содержание картины. Давайте представим, что мы пришли в картинную галерею на выставку картин. Вспомните, что означают эти понятия, чтобы воспользоваться ими для описания картины:
IV. Вступительное слово о В.М.Васнецове. Каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение. Художник Виктор Михайлович Васнецов - наш земляк, он родился в 1848 году в семье бедного священника в деревне Лопьях Вятской губернии. Начальное образование своим детям, Виктору и Апполинарию, Михаил Васнецов – отец художника - дал сам. В звездные ночи всей семьей гуляли они по полям, отец обращал внимание сыновей на небо, показывал созвездия, Млечный Путь. Когда наступала весна, отец брал мальчиков в лес, слушать зябликов. С помощью отца дети собрали своими руками коллекцию минералов, гербарии. К чему прививал любовь отец В.М.Васнецова, собирая с ними гербарии, знакомя со звездами, когда брал с собой в лес? А какая природа в нашем крае? Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника. Ведь для русского человека природа – предмет особой гордости, любви. Это было свойственно и Васнецову. А еще у В.Васнецова была бабушка, богатая и строгая. В ее доме будущий художник видел много акварельных картин, написанных самой бабушкой. Это тоже оставило след в жизни художника. В свободное время ватага ребят собиралась на заднем дворе и играла. Во что могли играть деревенские ребятишки более 150 лет назад в Вятской губернии? Единственными игрушками у них были глиняные свистульки, бараны и петушки – то есть дымковские игрушки. Ребята и сами лепили такие игрушки из глины. А какие красивые дома были в вятских деревнях! Крыши, крылечки, наличники – все было покрыто узорной резьбой, радовало глаз затейливым, веселым, сказочным орнаментом. Вот в такой обстановке проходили юные годы будущего художника. Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин писал: “Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов… люди, как бы из самой этой древней…почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Из вятских лесов вышли братья Васнецовы – Виктор и Апполинарий”. Итак, природа вятского края служит для Васнецова источником вдохновения. V. Беседа по картине “Аленушка”. Первой картиной фольклорного цикла была картина “Аленушка” (1881 г.) Васнецов по-новому смотрит на героев сказок, у него свой взгляд на них. Давайте внимательно рассмотрим картину “Аленушка”. Кого мы видим на картине? Где она находится? Какое настроение вызывает у вас картина? Почему? Представим, что мы не знаем название картины. Как бы мы ее назвали? Дайте свое название картины. Выберите из этих названий наиболее подходящее:
Обоснуйте свой выбор. Итак, мы выбирали те названия, которые помоги нам понять душевное состояние девушки. Реальное и сказочное в сюжете картины. Трудно сказать, когда начал зарождаться и созревать первый замысел картины. Вот как говорил Васнецов о том, что побудило его взяться за такую картину. “Не помню, когда впервые зародилась у меня “Аленушка”, как будто она давно жила в моей голове, но реально я ее увидел, когда встретил одну простоволосую девушку, которая поразила мое воображение. Сколько тоски , одиночества и чисто русской печали было в ее глазах (см.эпиграф к уроку), что я прямо охнул, когда встретился с ней” Что же побудило Васнецова к созданию такой картины – реальная, настоящая жизнь или сказочный сюжет? Как вы думаете, почему картина называется “Аленушка”? А есть ли в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” такое место, которое изображено на картине? Напрасно мы стали бы искать конкретное место в сказке. Образ девочки-сиротки сложился у Васнецова под влиянием русских народных сказок о горькой судьбе обездоленных детей. Какую сказку вы читали на уроке литературы, в которой тоже показана жизнь девочки-сироты? (“Василиса Прекрасная”) Наверное, Васнецов знал и эту сказку. Глубокое сострадание, сочувствие к детям – сиротам, их судьбе звучит в русских народных песнях, которые не раз слышал Виктор Михайлович Васнецов. Вот одна из них: “От тятеньки и от маменьки я осталася, По чужой-то дальней сторонушке шаталася, Много горюшка – кручинушки напрималася, Без постелюшки я, горька сиротинушка, наспалася”. Итак, картина написана как будто на сказочный сюжет, а воспринимается как кусочек реальной, настоящей жизни. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь к людям, к родной природе. Ведь в сказках мы встречаемся со словами и действиями Аленушки, она показана в различных обстоятельствах. А художник-живописец передает ее внешний облик и душевное состояние. На картине перед нами зримый образ Аленушки. VI. Работа по картине. Рассмотрим внимательно саму Аленушку. Как вы думаете, какое отношение у автора к ней? (глубокое сочувствие, сострадание, он жалеет ее). Как художник передает это на картине? Что изображено на переднем плане картины? (На берегу лесного озера, поросшего осокой, сидит одинокая девушка в окружении елочек, рядом с дрожащими осинками). Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре? (Чтобы зритель сразу обратил на нее внимание) Посмотрите на лицо Аленушки. Какие у нее глаза? (печальные) Волосы? (волосы выбились из кос, растрепались) Что в картине помогает понять, что Аленушка – простая девочка из крестьянской семьи? (детали костюма) Что тревожит Аленушку? Почему она прибежала сюда, далеко от людей, к тихому и спокойному озеру в лесу? (Может быть, ее кто-то обидел, ведь она, наверное, сирота, и некому ей пожаловаться на свою судьбу) А почему судьба у Аленушки трудная? Что нам помогает это увидеть? ( Ее руки). Какие руки у Аленушки? (грубые, знают работу). Ее ноги босые. Почему? (ей, наверное, много приходится ходить). Как сидит Аленушка? (голову склонила на колени, сжалась в маленький комочек, согнулась над озером) Художник хотел передать душевное состояние Аленушки, ее грусть, тоску. Помогают ли ему в этом краски? (Свет падает на лицо – контраст с темно-зеленым фоном – ее бледное личико с ярко-рыжими волосами, золотистыми косами, на фоне мрачного, темного леса) Аленушку художник не списывал с определенного человека, это обобщенный, собирательный образ. Точно так же и пейзаж в картине не является точной копией какого-то места в лесу. Что же окружает Аленушку? У ее ног лесное озеро. Какое он? (темное, таинственное, стоячая вода, желтые листочки – признаки приближающейся осени) На чем сидит Аленушка? (камень – гладкий, серый, холодный) Аленушка согнулась, сжалась в комочек – плавная линия повторяется и в камне. Что окружает Аленушку слева и справа? (осинки) какие они? Как вы понимаете выражение “дрожать , как осиновый лист, как осина”? Как все окружающие Аленушку предметы передают ее настроение, ее душевное состояние? (Камень – тоска, холод, безрадостность; осина – страх перед будущим, неизвестно, что ждет ее дома; вода в омуте – стоячая - задумчивость, спокойствие здесь, в лесу, среди природы.) Что изобразил художник позади Аленушки? ( Темно-зеленый, густой, непроходимый лес. Мрачно, неясно. Лес загадочен и необъясним, как в волшебной сказке. Он как бы говорит о том, что девушку окружает неведомое для нас, для ее дальнейшей судьбы. Какое небо над лесом? Какое настроение оно вызывает? ( Небо тоскливое, бледно-серое, вызывает печальное настроение(?) или что-то светлое, какая-то надежда на доброе, хорошее в жизни Аленушки) Эти приемы помогают художнику создать впечатление, что природа, окружающая девушку, тоскует и переживает вместе с ней. Нравится ли вам картина? Какое настроение она создает? В этом единстве настроения тоскующей девушки и природы, ей сочувствующей, кроется очарование картины. Картина нам нравится, хотя поза Аленушки, выражение ее лица, сочувствие ей природы, отсутствие ярких, радостных красок, создают грустное, тревожное настроение. Мы переживаем за судьбу девочки, нам хочется чем-нибудь ей помочь. Как вы думаете, как сложится судьба у Аленушки? Что бы вы сказали ей сейчас, как бы утешая? У нас возникает желание помочь ей. Хочется верить, что как в народной сказке, все у нее закончится благополучно, она сможет преодолеть жизненные невзгоды и обретет счастье. VIII. Составление плана сочинения. Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение. О ком необходимо рассказать, прежде чем перейти к описанию картины? ( о художнике) Какую картину будем описывать? Кто изображен на переднем плане картины? Что будем описывать у героини? (лицо, одежда, поза, настроение) В окружении каких предметов находится Аленушка? (камни, озеро, осинки) О чем напишем в сочинении дальше? (На заднем плане картины – лес, небо) Удалось ли художнику передать замысел картины? Мы говорили о том, что картина вызывает у нас печальное настроение, нам хочется помочь Аленушке, мы пытались продолжить ее судьбу. Что выразили мы этим? (свое отношение к картине) Как можно назвать заключительный пункт плана? Примерный план сочинения:
IX. Творческая работа в группах. Запись ключевых слов, составление предложений в соответствии с пунктами плана. Можно фиксировать на черновиках, что понравилось при ответе других групп. X. Составление устного коллективного сочинения. Слушание 2-3 ответов учащихся. XI. Рефлексия. Что удалось авторам? Что не прозвучало в сочинении (сверка с планом). Пожелания по доработке сочинений. XII. Домашнее задание. Сочинение в тетрадях для творческих работ. Приложение.Раздаточный материал для работы в группах. 1. Виктор Васнецов – художник Вятской земли.
2. Картина “Аленушка” - одна из лучших картин Васнецова.
3. Мои впечатления от картины.
Материал для сочинения. Жила-была бедная девочка Аленушка. Девочке жилось нелегко. Она убежала куда глаза глядят. Аленушка убежала в лес, чтобы ее никто не видел, и прибежала к темному омуту. В омуте рос тростник. На берегу омута лежал камень-горюн. Аленушка села на этот камень и задумалась. Она плохо одета, кофта и юбка у нее поношены, ноги босые. Глаза у Аленушки очень грустные. От горя она вся сжалась в комочек. Никто не видит Аленушку, никто не утешает. Только природа грустит вместе с Аленушкой. Осинки наклонились над ней, роняют золотые листочки прямо в омут. И ласточки слетелись к ней и сели на ветке над головой. Обо всем этом рассказал в своей картине “Аленушка” художник Виктор Михайлович Васнецов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |