Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.16 Просмотров: 1546 Евсевичева Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Наш помощник – имя числительное.) Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок – игра. Цели:
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни" и средство для его воспроизведения в аудитории. ХОД УРОКА I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя. – Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте. Для этого мы поиграем в "Третий лишний": 1) один, одиночка, одиночество; 2) пятёрка, пятерня, пять; 3) четырёхугольник, четыре, четвёрка. Ответ: один, пять, четыре. – Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.) – А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.) – На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.) – А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок. II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.) 2. Индивидуальная работа у доски: 1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.); 2) морфологический разбор числительного ТРИ. 3. Коллективная работа: склонение числительных. I вариант: 93 года; II вариант: 93 год. – В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.) III. ПЕРЕМЕНА. – Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж. Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж. IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов. Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др. 2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.
Ответ: три (сто (2 р.), двух). 3. Письмо по памяти. – А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)
– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.) – Хотите услышать продолжение стихотворения?
V. ПЕРЕМЕНА. – В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные? Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д. VI. УРОК МАТЕМАТИКИ. 1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами: 47 + 15 = 189 – 33 = 72 : 12 = 18 Х 10 = Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят. 2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..." VII. ПЕРЕМЕНА. – Отгадайте загадки, в которых есть числительные: 1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.) 2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.) 3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.) 4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.) VIII. УРОК ИСТОРИИ. – В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся. 1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.) 2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.) – Все ли слова были понятны? Словарная работа: Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.). Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.). Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов. В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах? IX. ПЕРЕМЕНА. – Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные. Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д. X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ. – На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте. Семьсот, одиннадцать, сорок; шестнадцать, восемьдесят, двести; девятьсот, девятнадцать, девяносто. XI. УРОК МУЗЫКИ. – На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ. <Приложение 1>.) – Чему же научила вас "Радионяня"? XII. УРОК БИОЛОГИИ. – На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме <Рисунок 1>). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.) Проверка: 1) простое количественное – 1; 2) сложное количественное – 4; 3) составное количественное – 3, 10; 4) простое порядковое – 7; 5) сложное порядковое – 11; 6) составное порядковое – 6, 12. XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных. XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |