Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы" (П.Вайль, А.Генис) (на материале главы "Пешки" из повести "Путешествие из Петербурга в Москву")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы" (П.Вайль, А.Генис) (на материале главы "Пешки" из повести "Путешествие из Петербурга в Москву")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1439

Коблова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • создать условия для комплексной активизации мыслительной, образно-эмоциональной и речевой деятельность учащихся;
  • помочь реализации и дальнейшему развитию творческих способностей;
  • показать связь литературного произведения и изобразительного искусства.

Задачи:

  • проверить у учащихся знание содержания главы “Пешки”;
  • организовать анализ фрагментов главы, ее речевых и стилистических особенностей;
  • через обобщение результатов анализа помочь учащимся приблизиться к пониманию авторского замысла всей повести, ее гуманистического пафоса.

Уровневые цели:

1 уровень – Ученики знают содержание главы “Пешки”, могут выделить в ней описания эмоционального состояния лирического героя, интерьер, диалог.

2 уровень – Дополнительно к целям 1 уровня ученики могут выписать из разных фрагментов главы ключевые слова и выражения, характеризующие особенности крестьянского быта 18 века, эмоционального состояния лирического героя, определить их роль в создании назидательного содержания.

3 уровень – Дополнительно к целям 1 и 2 уровня ученики могут отобрать иллюстративный материал, соответствующий теме повести и исторической эпохе, прокомментировать его.

Контроль учителя: фронтальный, индивидуальный.

Тип учебного занятия: обобщение знаний и способов деятельности.

Форма организации учебного процесса: коллективное творческое дело (заполнение читательского дневника) на основе текстуального анализа одной главы “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева.

Оборудование: портреты А.Н.Радищева, макет листов читательского дневника, раздаточный материал по рядам (задания к тексту (приложение 29), словарь (приложение 30)), иллюстрации.

Список иллюстраций к уроку:

  • Сергей Иванов “Беглый” 1886 (приложение 1)
  • Абрам Архипов “Прачки” конец 1890-х (приложение 2)
  • Илья Репин “Бурлаки на Волге” 1873 (приложение 3)
  • Виктор Васнецов “С квартиры на квартиру” 1876 (приложение 4)
  • Сергей Иванов “В дороге. Смерть переселенца” 1889 (приложение 5)
  • Иван Крамской “Полесовщик”1874 (приложение 6)
  • Иван Крамской “Пасечник”1872 (приложение 7)
  • Владимир Маковский “Свидание” 1883 (приложение 8)
  • Василий Максимов “Больной муж” 1881 (приложение 9)
  • Василий Максимов “Мальчик- механик” 1871 (приложение 10)
  • Василий Максимов “Семейный раздел” 1876 (приложение 11)
  • Григорий Мясоедов “Чтение Положения 19 февраля 1861 года” 1873 (приложение 12)
  • Григорий Мясоедов “Страдная пора. Косцы” 1887 (приложение 13)
  • Николай Неврев “Торг. Сцена из крепостного быта” 1866 (приложение 14)
  • Михаил Нестеров “За приворотным зельем” (приложение 15)
  • Василий Перов “Тройка” 1866 (приложение 16)
  • Василий Поленов “Русская деревня” (приложение 17)
  • Илларион Прянишников “Порожняки” 1872 (приложение 18)
  • Константин Савицкий “Беглый” 1883 (приложение 19)
  • Константин Савицкий “Встреча иконы” 1878 (приложение 20)
  • Алексей Саврасов “Проселок” 1873 (приложение 21)
  • Валентин Серов “Зимой” 1898 (приложение 22)
  • Валентин Серов “Баба в телеге” 1896 (приложение 23)
  • Алексей Степанов “Дети на хворосте” 1899 (приложение 24)
  • Алексей Степанов “Журавли летят” 1891(приложение 25)
  • Василий Суриков “Изба” 1873 (приложение 26)
  • Василий Суриков “Старик - огородник” 1882 (приложение 27)
  • Валерий Якоби “Привал арестантов” 1861(приложение 28)

Ход урока

Вступление

Фигура Радищева неоднозначна: кто- то считает его больше литератором, кто-то больше политиком. Действительно, ни того, ни другого у него не отнять. И более всего это подтвердило его “Путешествие из Петербурга в Москву”. Русские писатели, наши современники, Петр Вайль и Александр Генис, как вы видите из цитаты на доске, назвали “Путешествие из Петербурга в Москву” симбиозом литературы и политики.

Вы, как учащиеся, хорошо знаете, что такое дневник и зачем он нужен. По форме “Путешествие из Петербурга в Москву”- это дневник путешественника. О путешествии нам будут напоминать версты с указателями (оформление на доске в виде верстовых столбов). Мы, читатели, знакомясь с произведением, можем тоже составить дневник, но дневник читателя. Этим мы и будем заниматься: коллективно заполним три страницы читательского дневника по главе “Пешки” и убедимся в справедливости мысли П. Вайля и А. Гениса. В этом нам помогут текст, словарь, листы с заданиями.

Начнем работу

Каждый ряд работает с указанными в листе заданий фрагментом текста, у каждой парты ряда свое задание. Пожалуйста, четко следуйте инструкциям. Результатами работы вы будете делиться друг с другом, вместе мы будем заполнять соответствующую страницу дневника. Последняя парта знакомится с иллюстрациями художников и выбирает две таких, которые по теме, по колориту соответствуют главе и всему путешествию.

Знакомство ребят с заданиями, вопросами, работа с текстом в течение 5- 7 минут (см. содержание листов с заданиями в приложении.)

“Путешествие из Петербурга в Москву”- сентименталистское произведение. В этом художественном направлении главное- выражение чувств, изображение психологического состояния героя. “Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, - воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны - почти всесилие; с другой - немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме... Жестокосердый помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? Едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет. Если здесь нет на тебя суда, - но пред судиею, не ведающим лицеприятия, давшим некогда и тебе путеводителя благого, совесть, но коего развратный твой рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся безвозмездием. Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары. О! если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу... О! если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния. Претворенный в столп неподвижный громоподобным ее гласом, не пускался бы он на тайные злодеяния; редки бы тогда стали губительствы, опустошения... и пр., и пр., и пр. ”

Как автор изобразил чувства лирического героя, нам расскажут ребята первого ряда. (Ответы ребят первого ряда: эмоционально - окрашенная лексика, тематическая группа- психологическая, риторические вопросы и восклицания, частицы, обращения- изображение эмоционального состояния лирического героя. Фраза, передающая ощущения лирического героя от увиденного: “Сия укоризна, произнесенная не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевныя скорби, исполнила сердце мое грустию.”. Наблюдения оформлены в виде коротких записей на заранее розданные небольшие листочки. Они приклеиваются на заготовленный на доске большой лист, являющийся “страницей читательского дневника”). Приклеим первую запись.

Ребята первого ряда нам показал, что лирический герой потрясен, возмущен, негодует. Почему? Что его так задело? Об этом рассказывают ребята второго ряда. Что обозрел вокруг себя лирический герой? “Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. - Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. - Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов и их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние.”

Ребята анализируют крестьянский быт, описанный Радищевым: мрачный колорит избы, бедность, контраст кушаний лирического героя и крестьянской еды.

Например, кушанья лирического героя: “…доколе не доберуся опять до рагу, фрикасе, паштетов и прочего французского кушанья, на отраву изобретенного, принудил меня пообедать старым куском жареной говядины, которая со мною ехала в запасе. Пообедав сей раз гораздо хуже, нежели иногда обедают многие полковники (не говорю о генералах) в дальных походах, я, по похвальному общему обыкновению, налил в чашку приготовленного для меня кофию и услаждал прихотливость мою плодами пота несчастных африканских невольников.”

Обобщим свои наблюдения, приклеим следующую запись.

Отобранные иллюстрации представляются и объясняются учащимися последних парт ряда.

Динамическая пауза.

Радищев совершал свое путешествие, сидя в кибитке, запряженной лошадьми. Представьте себе и изобразите: 18 век, дорог нет. Как бежит лошадь? Как правит этой лошадью ямщик? Как себя чувствует в это время пассажир в кибитке?

Лирический герой не только обозревает избу, но и говорит с ее хозяйкой. О чем этот разговор проанализируют ребята третьего ряда. “Увидев передо мною сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленького мальчика попросить кусочек сего боярского кушанья.

- Почему боярское? - сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара. - Неужели и ты его употреблять не можешь?

- Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги. Правда, что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то его покупает, но также на наши слезы.

- Разве ты думаешь, что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать?

- Не все; но все господа дворяне. Не слезы ли ты крестьян своих пьешь, когда они едят такой же хлеб, как и мы? - Говоря сие, показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. - Да и то слава богу при нынешних неурожаях. У многих соседей наших и того хуже. Что ж вам, бояре, в том прибыли, что вы едите сахар, а мы голодны? Ребята мрут, мрут и взрослые. Но как быть, потужишь, потужишь, а делай то, что господин велит. - И начала сажать хлебы в печь.” (Ответы детей) Приклеивается последняя запись на коллективную страничку читательского дневника.

Вы пили сегодня утром чай с сахаром? Вы можете представить, что из вашей кухни исчезнет сахар? Трудно представить, да и не хотелось бы.

Крестьянин для Радищева – положительный герой, потому что страдающий, притесняемый. Это тоже черта сентиментализма.

Лирический герой сентиментализма со- страдающий, со- чувствующий, т. е. страдающий и чувствующий вместе с кем- то. Но в чем особенность чувств лирический герой “Путешествие из Петербурга в Москву”? Какие это чувства? На что они направлены? На личное или общественное? (Версии детей)

Действительно, Радищев в “Путешествие из Петербурга в Москву” общественное переживал как личное. Отсюда и обличительный характер, назидательный тон, забота о пользе Отечества (один ученик зачитывает 4 абзац главы): “Жестокосердый помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? Едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет. Если здесь нет на тебя суда, - но пред судиею, не ведающим лицеприятия, давшим некогда и тебе путеводителя благого, совесть, но коего развратный твой рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся безвозмездием. Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары. О! если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу... О! если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния. Претворенный в столп неподвижный громоподобным ее гласом, не пускался бы он на тайные злодеяния; редки бы тогда стали губительствы, опустошения... и пр., и пр., и пр.”

Из этого настроения, из такого отношения выросла вся гражданственная лирика 19 века: Рылеев, Некрасов, Гоголь. Гражданственность – это сфера политическая. Посмотрите на тему. Мы убедились в справедливости этого высказывания, заполняя страницы дневника читателя.

Мы говорили о чувствах лирического героя “Путешествие из Петербурга в Москву”, но и само “Путешествие из Петербурга в Москву” у современников и следующих поколений литераторов вызвало различные чувства (смотри высказывания в листе заданий) Проанализируйте дома эти высказывания и докажите справедливость одного из них, которое вам понравится.

А какие чувства вызвали у вас работа с текстом, урок вообще. Напишите одно слово, которое обозначает ваши эмоции (интерактивная психологическая связь учителя и ученика на уроке).

Приложения здесь.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21