Преподавание русского языка Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.14 Просмотров: 1869 Томачкова Алевтина Павловна, учитель биологии и химии; Шигаева Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающие: закрепление знаний по теме “Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных”; формирование навыка правильного написания н-нн в причастиях и прилагательных, осознанного написания слов с н-нн; расширение знаний учащихся о многообразии культурных растений, их происхождении; знакомство с интересными фактами об овощных культурах; Развивающие: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы); развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность; Воспитательные: воспитание эстетических и нравственных качеств личности, этикета; воспитание интереса к изучению русского языка и биологии. Тип урока: обобщение и закрепление ранее полученных знаний по русскому языку и биологии. Форма: интегрированный урок. Оборудование: раздаточный дидактический материал на карточках для индивидуальной работы, презентация, видеоролики, компьютер, проектор, экран, театральные шумы, карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного. Ход урокаI. Организационный момент.Объявление темы и цели урока: закрепление навыка правописания –Н– и –НН– в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в суффиксах отглагольных имён прилагательных. Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся. Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в начале урока. II. Мотивационный этап.Страдательное причастие: – Я Страдательное Причастие прошедшего времени. Самое дорогое, что у меня есть, – это два Н в суффиксе, но стоит мне появиться в тексте без приставки или без зависимого слова, как я сразу теряю одну букву Н. Разве это справедливо? И у меня нет будущего. А еще нерадивые ученики пытаются обидеть меня и забывают писать с двумя буквами Н. Учитель: –Хочется успокоить Страдательное Причастие и показать ему, что мы знаем, когда писать Н и НН? А для этого лучше всего пригласить Страдательное Причастие прошедшего времени в гости и подготовиться к его приходу. Урок у нас сегодня не обычный, а с кулинарным уклоном. Словарно-этимологическая работа. Определите слово по его лексическому значению. Искусство приготовления пищи – КУЛИНАРИЯ. Тот, кто искусен в кулинарии – КУЛИНАР. Кулинар – обратное образование от кулинарный (мастер), заимств. из нем. яз., в котором kulinarisch < лат. culinarius, суф. производного от culina "кухня". Школьный этимологический словарь русского языка Специалист по приготовлению пищи – ПОВАР. Происходит от глагола варить, далее от существительного вар, далее от ст.– слав. варъ “жара”. Этимологический словарь М. Фасмера III. Организация деятельности учащихся по применению знаний.Отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. 1. Вспомним правила написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. -НН– -Н- Есть приставки, кроме не-. Отглагольные прилагательные (от гл. несов. в.). Есть зависимые слова. Есть -ованный. (Искл. кованый, жёваный) Совершенный вид. Сейчас осень – капустная пора. Из всех овощей первая “барыня” – КАПУСТА. 2. Из истории овоща. Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания, как капуста, название которого произошло от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”. Многие народы оспаривают друг у друга право называться родиной капусты. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокачанная. Огороды, где она выращивалась, называли капустники. Белокачанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. В свежей капусте есть яблочная и лимонная кислота, а в квашенной капусте – и молочная кислота. А еще в капусте содержится тартроновая кислота, она тормозит отложение жиров при неумеренном питании. Фитоциды капусты обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий. А что, например, можно приготовить из капусты? Да все, что угодно. Из капусты готовят салаты, первые и вторые блюда, гарниры, делают начинку для пирожков, пирогов, вареников и заготавливают впрок. 3. Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: КАПУСТА – варёная, пожаренная, тушенная с овощами, маринованная, брошенная в бульон, украшенная веточками укропа. 4. Составление “уникальных рецептов”.
Задание. Я предлагаю, объяснив написание суффиксов в причастиях и прилагательных, общими усилиями составить уникальные рецепты, вписывая словосочетания в данные вам листочки: 1. Чищеный банан 2. Лишенный шкурки баклажан 3. Резаный батон 4. Долго варенный бульон 5. На масле жаренный бекон (Словарная работа: бекон– свинина особого приготовления) 6.Потушенный бифштекс (Словарно –этимологическая работа: бифштекс –жареный кусок говядины от англ. beef (говядина) + steaks (куски) ) 7. В духовке пропеченный кекс 8. В кастрюльку брошенный чеснок 9. Куриные ноги 10. Вяленые лещи 11. Дробленый орех 12. Маринованный салат. Уникальные рецепты. 1.Возьмите и 2.Опустите в 3. Обмажьте вы со всех сторон 4. Готов 5. В 6. А пара 7. Вы в свёклу Получившиеся рецепты: 1.Возьмите чищеный банан и лишенный шкурки баклажан. Добавьте резаный батон. 2. Опустите в долго варенный бульон На масле жаренный бекон. 3. Обмажьте вы со всех сторон потушенный бифштекс. 4.Готов в духовке пропеченный кекс. 5. В кастрюльку брошенный чеснок-(это) Приправа для куриных ног. 6. А пара вяленых лещей Вкусней тарелки кислых щей. 7. Вы в свеклу дроблёный орех Бросайте быстро, без помех. Ваш маринованный салат Отведать каждый будет рад. 5. Знакомство с классическим образцом кулинарного рецепта. Классический кулинарный рецепт содержит: 1) список и количество компонентов (ингредиентов), входящих в рецепт; 2) количество персон, на которых рассчитано блюдо; 3) способ приготовления, расписывающий последовательные действия повара; 4) время приготовления блюда и его калорийность; 5) метод сервировки (украшение блюда и его подача на стол). Задание. “Ошибка в рецепте”. В рецепт вкралась ошибка! Давайте её найдём. Приготовление:
Нарежьте мелкими кубиками банан, киви, яблоко из которого предварительно удалите серединку. Сложите все ингредиенты в креманку и перемешайте. Апельсин, тщательно о ч и щ е н н ы й, разрежьте на мелкие кусочки и выложите поверх п е р е м е ш а н(н) о й массы. Сверху салатик украсьте сливками, остатками апельсина и киви. Конечно, нужно быть внимательнее при составлении кулинарных рецептов. 6. Из истории овоща. Одно из самых почетных мест среди овощей отведено такому небезызвестному овощу, как КАРТОФЕЛЬ. И не зря эти коричневые клубни называют вторым хлебом, ведь мы уже и дня не мыслим без такой привычной для нас картошки, без которой многие блюда просто теряют свои вкусовые качества. Кажется, что русский человек испокон веков выращивал эту культуру. Однако появился картофель в Европе сравнительно недавно – в 1565 году. Картофель привезли из Южной Америки испанские моряки. Долог был путь этой культуры на наш стол. Сначала ее выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники. Русское название "картофель" происходит от итальянского слова "тартуфолли" – трюфель. Небольшие клубни нового растения были похожи на хорошо известные итальянцам грибы. В России картофель появился в конце XVII века. Предполагают, что Петр I лично отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Первая попытка распространения новой культуры была неудачной. Крестьяне не знали способности картофеля образовывать клубни и так же, как ранее в Европе, использовали в пищу семенные ягоды, что приводило к массовым отравлениям. Поэтому даже в 30-40 г.г. XIX века проходили "картофельные бунты" – крестьян насильно заставляли сажать картофель, который крестьяне называли "чертовым яблоком". Постепенно картофель завоевывал новые площади, и в настоящее время его выращивают даже за Полярным кругом. Польза картофеля для здоровья обусловлена его пищевой ценностью. Только, что в 100 г картофеля содержится примерно 16-20 г крахмала, 2 г белка, 1,2 г минеральных солей. В белках картофеля содержатся практически все аминокислоты, встречающиеся в растениях, в том числе и незаменимые. Витамина С в картофеле содержится сравнительно мало, но так как его едят у нас довольно много, то в зимние и весенние месяцы — это один из основных источников аскорбиновой кислоты. 7. Задание. Замените глаголы в рецепте “Картофельная запеканка” страдательными причастиями прошедшего времени. Картофель отварить (отваренный). Сливочное масло добавить (добавленное). Баклажаны, сладкий перец, лук нарезать и перемешать (нарезанный и перемешанный). Овощи пожарить и присыпать зеленью (пожаренные, присыпанные). Всё выложить в формочки (выложенное). Какие же продукты необходимо употреблять в пищу, и чем эти продукты богаты? Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно– зелёные овощи с листьями. Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее. Цельные зёрна (рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа) содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка. Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.
9. Физкультминутка. Словарная работа. Сервировать – в переводе французского языка означает накрывать на стол, расставляя в определенном порядке кушанья, посуду и приборы для еды, чтобы за столом было удобно и красиво. 10. Просмотр видеоролика “Прогулка по Парижу”. Комментарий к видеоряду: Прежде, чем мы непосредственно займемся сервировкой стола, мы немножечко отдохнём, и всего на одну минуточку под очаровательный голос Джо Дассена, который исполняет песню Шанз-Элизем перенесемся в Париж, где необычно все: от архитектуры до французской кухни. Шанз-Элизе – Елисейске поля – это “самое красивое авеню в мире” – с элегантными особняками, множеством кинотеатров, где часто проходят премьеры кинофильмов с участием мировых кинозвёзд, с рядами коммерческих центров, шикарных магазинов, кафе и ресторанов, парков и зеленых лужаек. Название авеню заимствовано из греческой мифологии. Елисейские поля, или Элизиум, – “острова блаженных”, где обитают герои, получившие от богов бессмертие Французская кухня в свое время оказала огромное влияние на кулинарию многих стран мира. Ведь такие слова как "омлет", "антрекот", "бульон", "майонез", "гриль", "гастроном", не говоря уже о сотнях специальных кулинарных терминов, подарили миру именно французы. Словарная работа. Слово МЕНЮ тоже фр. происхождения. Каково лексическое значение этого слова? МЕНЮ нескл., ср. – подбор кушаний, а также листок с их перечнем. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”. 11. Задание. Составим меню званого ужина. Вставим в суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных пропущенные Н или НН. 1. Фарширова…ые помидоры. 2. Запече…ое мясо. 3. Туше.. ый картофель.4. Пече…ый в духовке картофель. 5. Утка, фарширова…ая яблоками. 6. Рыба, жаре…ая в тесте . 7. Поджаре…ые окорочка. 8. Пече…ые пирожки. 9. Некипяче…ое молоко. 10. Концентрирован…ый сок. Я думаю, что мы можем сами придумывать новые блюда и давать им необычные названия. 12. Конкурс “Придумай название блюда”. Пока звучит музыка (3 мин), вставьте пропущенные буквы в слова и придумайте оригинальное название своему блюду. Яблоко: румя_ое, очищен_ое; нарезан_ое кубиками, смешан_ое с творогом Клубника: выращен_ая собствен_ыми руками и куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками Картофель: чищен_ый, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне. Грибы: мелко резан_ые, сушен_ые, тушен_ые в сметане, смешан_ые с измельчён_ым зелен_ым луком. Лук: резан_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой. Торт: запечён_ый в духовке, пропитан_ый, украшен_ый фруктами, маслян_ый крем. Курица: фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчён_ая, тушё…ая в фольге. Лук: маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с варе…ым яйцом Рис: предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый. Молоко: обезжире..ое, некипячё…ое, охлажде..ое, взбитое с добавле..м сахаром. Морковь: варе…ая в подсоле..ой воде, реза..ая полосками, приправле…ая майонезом. Мороженое: посыпа..ое шоколадом, украше..ое заспиртова..ой вишней, и засахаре..ыми лимо..ыми дольками. По-моему, Страдательное Причастие прошедшего времени уже не расстраивается и готово прийти к нам в гости даже со своим кулинарным сюрпризом. 13. Задание. Попробуйте по звукам определить, что тихонько готовит Страдательное Причастие прошедшего времени на своей кухне? Омлет – (от фр. omelette) — блюдо, приготовляемое из яиц, взбитых с подсоленным молоком (в случае его отсутствия можно использовать и обычную воду) и обжаренных на сковороде. В омлет можно добавить тертый сыр, нарезанную ветчину (или какое-либо другое мясное изделие), креветки, лук, перец и т. п., все зависит от вашей фантазии. Нужно суметь принять Страдательное Причастие прошедшего времени по правилам современного этикета. 14. Беседа об этикете. Словарная работа. -Что такое этикет? Дайте толкование лексическому значению этого слова. Этикет – установленный порядок, соблюдение определенных норм поведения. Современная энциклопедия. Из истории появления слова. Во времена правления французского “Короля – Солнце” Людовика XIV всем королевским гостям вручали небольшие карточки – этикетки. На них были записаны правила хорошего тона и достойного поведения. Так появилось слово “этикет”. -Каковы основные правила поведения за столом?
Страдательное Причастие прошедшего времени вместе с гостями готово занять место за столом. Осталось подать на стол блюда. 15. Задание. Записать на слух только страдательные причасти прошедшего времени. Сначала были поданы закуски: черная икра, разрисованная сливочным маслом; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный. Затем шел куриный бульон со слоеными пирожками. IV. Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся.Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в конце урока. V. Итог урока.Продолжите фразу: Сегодня на уроке мы повторили: Сегодня на уроке мы поняли: Теперь мы можем: VI. Домашнее задание.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |