Преподавание литературы Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.07 Просмотров: 1397 Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, портрет писателя. План урока:
Ход урока 1. Организационный момент. Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы продолжаем знакомиться с научно-фантастической литературой. Мы поговорим о будущем. Во все времена Будущее привлекало к себе внимание людей. Иначе и быть не может, ведь каждому хочется знать, что будет с нами через 50, 100, 200 лет. - А от чего зависит наше будущее? (От наших поступков, от того, как каждый из нас ведет себя уже сейчас.) (Сообщение темы.) ( Запись темы урока.) А теперь я приглашаю всех в машину времени. Мы полетим в будущее. Все готовы? 2. Проверка домашнего задания. Но для этого нам нужно пройти специальный тест-контроль. У вас на столах таблички. Вам нужно вспомнить признаки фантастической литературы и соединить слово “фантастика” с этими признаками. (См. “Рабочая тетрадь к учебнику литературы “Шаг за горизонт” 5 класс. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Стр.42.) 3. Закрываем глаза. Считаем до трех. Мы в 2055 году. - Как вы думаете, что заинтересует нас больше всего в этом мире? - С какой целью мы сюда прибыли? (Составим метоплан нашего пребывания в будущем: вывешиваю на доску таблички с пунктами плана.)
3. Работа с текстом. - С какими же литературными героями мы здесь встретимся? - Что видит главный герой Экельс перед входом в контору? (Объявление) (Вывешиваю на доску). Из него мы видим, что люди будущего изобрели машину времени – мечту человечества – и путешествуют на ней в любой год прошлого просто на охоту. - Что мы можем сказать о людях будущего?
(Вешаю табличку на доску.) - Какой разговор мы слышим при входе в контору, который помогает нам увидеть мир, в котором живут герои, действующую власть, характеры и взгляды большинства людей? (Зачитываем эпизод, в котором говориться, что на выборах победил Кейт.) - А раз люди проголосовали против Дойчера, против его убеждений (а мы с вами знаем, что на выборах побеждает большинство), тогда за что же выступают герои, какой жизни хотят для себя? (Вешаю таблички с ответами.)
- Итак, куда же мы отправляемся вместе с героями произведения? (В далекое Прошлое, охотиться на динозавров.) - Какие же первые слова произносит организатор путешествия Тревис, когда вся группа прилетела в Прошлое? ("Христос еще не родился…") - Почему Тревис упоминает именно этих людей, людей которые организовывали войны, убивали? ( Повлияли на ход истории.) - Так какой же мир показал нам автор, если никого из этих известных личностей еще не было? ( Чистый, первозданный, не испорченный деяниями человека.) 4. Исследовательская работа. Давайте представим себе джунгли в Прошлом. Проведем исследовательскую работу по тексту, чтобы увидеть нашу планету 60 миллионов лет назад (Работа в группах.) (Вспоминаем правила работы в группах.) I группа - краски, запахи джунглей; II группа - растительность; III группа - животный мир; IV группа - звуки. - Какими вы увидели джунгли? Видя красоту, нетронутую, первозданную, беззащитную, о чём прежде всего позаботились организаторы сафари? ( О мерах предосторожности.) - Назовите их:
- А зачем нужно быть такими осторожными? Какую теорию вывел Тревис? (Ответы учащихся.) Обобщение: Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, бабочку – это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, т. к. изменится весь ход эволюции. - Казалось бы, организаторы сафари предусмотрели все, чтобы как-то не повлиять на Прошлое и тем самым не изменить Будущее. Но все ли? Давайте посмотрим, что произойдет на охоте. Зачитаем эпизод из текста, в котором отражены события, происходящие за 1 мин. до появления динозавра. Эпизод заканчивается словами: “Тишина. Раскат грома”. - Для чего автор показывает нам данное явление природы? (Предупреждает об опасности.) Посмотрим, как же появится огромный динозавр. (Включаю видеосюжет.) - Что произошло с Экельсом? (Испугался и не смог выстрелить, динозавр был очень красив.) Мнения разделились. Дома 1 вариант выписывал цитаты из текста, доказывающие, что динозавр был очень страшный. А вот 2 вариант утверждает, что динозавр был очень красив, и это помешало Экельсу выстрелить. (Докажите текстом.) (Зачитайте слова, произнесенные Экельсом при виде динозавра.) Вывод: что же происходит с героями? (Экельс был удивлен, испуган, растерян и, как следствие, сходит с тропы.) (Раздавил бабочку). - Так ли надежны были средства защиты, предусмотренные компанией? (Нет). - Тогда почему же организаторы сафари обошли стороной простой человеческий фактор и, идя на огромный риск, все-таки организуют сафари в Прошлое? (Жажда денег.) - В каких эпизодах нам показывает это автор? (В начале произведения и на охоте, когда Тревис хотел убить Экельса). Теперь вернемся к нашим табличкам. Какое же еще качество присуще людям из Будущего?
(Вешаю на доску.) 5. Теперь посмотрим, какими же были последствия. Итог всего путешествия. - Что повлекла за собой смерть одной лишь бабочки? Зачитываем: (Экельс медленно вдыхал воздух …..) - О чём говорится в данном отрывке? Вывод: Изменилась экология. Объявление новое вешаю на доску. (Объявление взято из текста, оно написано с орфографическими ошибками.) - Что не так? О чем это говорит? (Снизился уровень развития человечества.) Переворачиваю табличку:
- Кто победил на выборах? (Читаем дальше) - А раз победил Дойчер, то большинство людей теперь:
Последствия поступков героев ужасны. Посмотрите, что произошло с миром! - Чем заканчивается произведение? (“И грянул гром”) - А когда еще в тексте мы встречались с этими словами? (Когда впервые увидели динозавра.) - Но там какой был гром? (Предупреждающий.) - А теперь? (Уничтожающий.) Автор в начале произведения показывает гром и в конце. Объявление мы видим в начале и в конце. - Как называется такой композиционный прием? (Кольцевая композиция.) С какой же целью автор использует композиционное кольцо? (Показать, что было и что произошло после вмешательства в Прошлое; показать, что человек и природа это одно целое). Теперь на машине времени вернемся в Настоящее. Посмотрим, какие же ваши поступки смогут как-то повлиять на Будущее. - Ребята, а вот какие ваши поступки смогут испортить Будущие, изменить его в худшую сторону? (Ответы.) - И каким тогда может стать наше Будущее, мир, в котором будут жить ваши дети? (Ответы.) - Хотите ли вы жить в таком Будущем? (Нет.) - А какое Будущее вы хотели бы видеть для себя и ваших детей? Подумайте и поработайте в группах. Решите, какие же поступки нужно совершать уже сейчас, чтобы жить вот в таком Будущем. Дается перечень действий. Нужно определить их рейтинг по значимости, добавить свои действия, которые, на ваш взгляд, помогут сделать Будущее лучше. (Работа в группах) Анализ работы. Вывод: Ребята, хоть вы еще и маленькие, но от ваших поступков также зависит Будущее. Писатель Рэй Брэдбери заставляет людей размышлять над последствиями их поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прежде чем сорвать цветок, поймать бабочку, обидеть малыша, нагрубить маме, задумались: “А как это может изменить наш мир?”. 6. Итог урока: Руководители групп озвучивают оценки. 7. Д/З: Письменный ответ на вопрос №5 после рассказа. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |