Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Дополнение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.05 Просмотров: 981 Коробова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 этап. Организационный момент. Цели этапа:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Начинаем урок русского языка. Мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения. Я надеюсь, что сегодня наш урок пройдет с пользой и интересно, и для вас, и для родителей. Как вы думаете, а почему мы столько внимания уделяем не только главным членам предложения, но и второстепенным? (Дети: Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности). 2 этап. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию НЗ. - Вспомните, пожалуйста, какие члены предложения называются главными? (Дети: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу. Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы – что делает предмет? каков он? Что это такое? Кто он такой?). На доску вывешиваются определения – подлежащего и сказуемого [Приложение 1,2]. - Ребята, а какой падеж называется косвенным? (Это любой падеж кроме И.п.) На доску учитель вывешивает определение второстепенного члена предложения [Приложение 3]. - Какова роль второстепенных членов? (Дети: Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности). - Как найти второстепенные члены в предложении? (Дети: Выделить грамматическую основу, а все остальные члены предложения будут второстепенными.) ИЗ РАСПАХНУТЫХ ВОРОТ СОЛНЦЕ (подл.) КРАСНОЕ ВСТАЕТ (сказ.). Один из учеников выходит к доске и выделяет подлежащее – что? “солнце” и сказуемое – солнце что делает? – “встает”. А теперь я вам предложу задание новое, которое мы с вами ещё не делали, и вы самостоятельно попробуете его сделать. Но для начала я вам дам подсказку. Новое понятие с которым мы с вами будем работать, это дополнение. Учитель вывешивает на доску определение дополнения [Приложение 4]. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчеркивается пунктирной линией. Задание на индивидуальное затруднение: - Вам за 2 минуты, нужно посчитать, сколько дополнений в данных предложениях? (Предложения учитель вывешивает на доску) [Приложение 5]. Я весело шагаю по дорожке. - У кого нисколько не получилось, нет ответа? (В чем ваше затруднение, чего вы не смогли сделать?- Дети: Мы не смогли найти дополнения) 3 этап. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: выявить и зафиксировать место и причину затруднения. - Скажите, у нас ответы одинаковые? Дети: Разные! - А правильный ответ только один! Ребята, давайте подумаем, почему мы не смогли сделать задание? Дети:
- Причина в том, что мы не знаем как определить дополнение в тексте. 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. Цели:
- Ребята мы выяснили, что мы не знаем как определить дополнение в предложении. Учитель вывешивает дополнение на доску [Приложение 6].
Итак, давайте попробуем вместе преодолеть наше затруднение и объяснить по данной схеме, как выявить дополнение в предложении? - На своих листочках, первое, что делаем? (Дети: Выделяем основу) Я весело шагаю по дорожке. 1. Основа – Я шагаю. 2. Словосочетания – шагаю весело, шагаю по дорожке. 2 сл.соч. 3. Задаем вопрос – Шагаю (как?) весело – это вопрос наречия, нет косвенных падежей. Шагаю (по чему?) по дорожке – Кому?чему? Д.п. (косвенный падеж) – это дополнение, подчеркиваем пунктирной линией. Второй и третий ученики проговаривают по схеме и другие предложения – устно. 5 этап. Закрепление и отработка нового способа действия. Упражнение 439 – делаем вместе. Задание: Спишите предложения. Подчеркните в них грамматическую основу. Укажите второстепенные члены предложения, выраженные сущ-ным или местоимением в косвенном падеже. Обозначьте падеж этих слов. Образец: Девочка (подл.) чистила (сказ.) пылесосом (Т.п) ковер (В.п). 1) Алёшино лицо покрывали веснушки. 6 этап. Самостоятельная работа учеников. Упражнение 440 – самостоятельно. Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы и дополнения. Укажите, какой частью речи выражено каждое дополнение. 1) Лунный свет зал..вал п..ляну. Сравните, правильно ли сделали.
7 этап. Подведение итогов и домашнее задание. - Ребята, мы достигли нашей цели? Домашнее задание упражнение 441.. Списать и выделить дополнения. Список литературы: 1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобраз. учрежд / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |