Преподавание русского языка Урок-путешествие "В гостях у Словарей"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.04 Просмотров: 1192 Ретнева Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: познакомить учащихся с видами словарей. Задачи:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в увлекательное путешествие в страну “Лексика” на остров “Словарный”. Сложный путь у нас, но очень увлекательный и интересный. 3. Игра “Дежурная буква Задание: в течение двух минут запишите слова на букву А. Подведение итогов: победителю вручается символический словарь-жетон. 4. Работа с эпиграфом урока (записан на доске) Учитель: Сколько слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Существует много словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор. Французский писатель Анатоль Франс писал: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”. В1. Как вы понимаете эти слова? В2. Какие словари русского языка вам известны? В3. К каким словарям мы обращаемся чаще всего? В4. В каких случаях словари приходят вам на помощь? 5. Осмысление содержания. Знакомство со словарями (сообщения учащихся) - Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль (Приложение 1) Историческая справка Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи крестьян, ремесленников, солдат. Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант, различая всякую мелодию в многоголосье оркестра, улавливая тончайшие оттенки исполнения. Однажды Даль гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску, поскользнулся. - Что ты? – бросился к нему Даль. - Ничего,- отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то. - Новгородский,- вслед ему определил Даль. - Откуда вы узнали? – привязались приятели. - По говору. - Но ведь это невозможно,- недоверчиво усмехнулся кто-то. -Он сказал всего 2 слова: “Ничего скользко”. - Вы ошибаетесь,- холодно проговорил Даль.- Он сказал:“Ничего склезко”.И крикнул плотнику: “Откуда ты, братец?” - Новгородские мы,- послышалось в ответ. Жила в Дале Россия с городами и селами, с горами и долинами, с реками и озерами. И еще жила в нем, укореняясь год от года Россия великого языка, которой Даль постиг в совершенстве, которому служил всю жизнь. В.И.Даль – это создатель замечательной книги “Толковый словарь живого великорусского языка” - Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? - Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание. Игра “Корректор” Задание. Исправьте ошибки в “Толковом словаре” Пети Ошибкина
Игра “Эрудит” Задание. Угадайте слово по лексическому значению. 1. Восприимчивый к различным впечатлениям, чувствительный (чуткий). 2. Отзывчивость, душевное отношение к людям. (доброта). 3. Готовность всегда помочь другому. (отзывчивость). Подведение итогов. Вручение жетонов – словарей. - Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова “сказал”. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе “Русский лес”. Например, говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, спросить повторить, подтвердить и т.д. Теперь прошу выполнить мое задание. Игра “Помогите охотнику” Задание: замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка текстовыми синонимами (слова для справок: трусишка, серый, косой ,зверек ,длинноухий, бедняжка) Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок, Вдруг вижу: откуда ни возьмись – заяц! Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. И смотрит так, будто вот-вот скажет: ”Выручай, охотник!” Что за чудо? Глянул, а с горы несутся разъяренные собаки… Так вот от кого спасался заяц! “Ах ты, зайчишка!”- думаю. Взял я зайца и спрятал за пазуху. “Сиди, зайчишка, не бойся!” Собаки, ничего не поняв, промчались мимо и скрылись. Я постоял – постоял. Посмотрел вокруг: тихо. И выпустил зайца на свободу. Он отбежал метра два – три, оглянулся, словно хотел сказать: ”Спасибо! И задал стрекача. Подведение итогов. Вручение жетонов – словарей. - Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором предлагается более 4000 фразеологических выражений русского языка, приведены различные формы их употреблений и происхождение. Я интересен для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык, узнать, какими выразительными средствами он обладает. Основная масса фразеологических оборотов обладает оценочным значением, т е. выражает положительную или (чаще) отрицательную характеристику лица или предмета. Удачно употребленный фразеологический оборот оживляет речь, делает ее более эмоциональной. Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературе. Для того чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно знать их значение. А сейчас прошу выполнить мое задание Игра “Художник понял все буквально”. (Приложение 2) Художник нарисовал иллюстрации к фразеологизмам, поняв эти выражения в прямом смысле. Назовите фразеологизмы и объясните их значения. - Я словарь – иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Игра “Переводчик” Задание: подберите синонимы к иноязычным словам: сувенир(подарок), обелиск (памятник), пейзаж (вид), дефекты (ошибки). 6. Рефлексия Работа “словарей” с классом ( в роли “словаря” выступают учащиеся) Учитель: ребята “словари” вам расскажут о начале своего рабочего дня а ваша задача – определить какой перед вами “словарь”. Угадавшему правильно вручается словарь-жетон. “Фразеологический словарь” “Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”. Подведение итогов, вручение словаря-жетона. “Словарь иностранных слов” “Мама предложила мне на завтрак биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашку кофе с сахаром” Подведение итогов, вручение словаря-жетона. “Толковый словарь”. (Приложение 3) “В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают незнакомые слова: слалом, биатлон. А что они обозначают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию Слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами. Биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы. Подведение итогов, вручение словаря-жетона. “Словарь синонимов”. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…Ну все, пора за работу: “думать, работать головой, шевелить мозгами” Подведение итогов, вручение словаря-жетона. Учитель: Итак, ребята, вы правильно назвали все словари, и теперь сможете подарить свои рисунки-эмблемы каждому словарю (рисунки – домашнее задание учащихся). Подведение итогов, награждение победителей. - Что нового сегодня вы узнали на уроке ? - А можно ли выделить из всех словарей какой-нибудь один, самый главный? А почему? “Определяйте точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений”,- говорил Декарт. Успехов вам! Домашнее задание: составьте один из несуществующих словарей (15-20 слов) на одну из предложенных тем:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |