Преподавание литературы
Урок литературы в 5-м классе на тему "Сказочный мир А.С. Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.02.02
Просмотров: 2609
Атарщикова Надежда Владимировна, учитель Тема: Сказочный мир А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Цели: - познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;
- расширить представление об его сказочных произведениях;
- показать связь литературы с другими произведениями искусства;
- познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
- развивать творческое воображение учащихся.
Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, М.И.Глинки. Репродукции картин «Царевна-Лебедь» М.А.Врубеля, «Памяти Пушкина» Е.Е. Моисеенко, «А.С.Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» Б. Парилова, В.Дудорова, фотография барельефа Арины Родионовны худ. Л.П.Серякова. Диски с записями фрагментов из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», из оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила». ХОД УРОКА Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтическая пятиминутка Стихотворение И.А.Бунина «Сказка». Читает ученик. … И снилось мне, что мы, как в сказке Шли вдоль пустынных берегов Над диким синим лукоморьем, В глухом бору, среди песков. Был летний светозарный полдень, Был жаркий день, и озарён Весь лес был солнцем, и от солнца Весёлым блеском напоён. Играл зеркальный отблеск моря В вершинах сосен, и текла Вдоль по коре, сухой и жёсткой, Смола, прозрачнее стекла… Мне снилось северное море, Лесов пустынные края… Мне снилась даль, мне снилась сказка – Мне снилась молодость моя. Слово учителя: – Сегодня на поэтической минутке прозвучало замечательное стихотворение И.А.Бунина «Сказка», в котором лирический герой испытывает счастье, почувствовав себя в сказке. Мы с вами тоже сегодня побываем в сказке, попробуем понять, чем же так притягательна она, почему так дорога людям, что, даже став взрослым, не хочется её отпускать. Тема нашего урока: «Сказочный мир А.С.Пушкина». Запишите её в тетрадь. А эпиграф – слова, которые вам хорошо знакомы. Прочитайте. Откуда они? Имя этого замечательного поэта известно каждому человеку в нашей стране с ранних лет, благодаря сказкам. Вы тоже уже знакомы немного с личностью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, и мы сегодня это знакомство продолжим. Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года. Постарайтесь запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который ежегодно отмечается в нашей стране. Отец – Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, а мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I – арапа Ганнибала. Пушкин уже в детстве получил возможность приобщиться к литературе. В их доме имелась прекрасная библиотека, родители были знакомы со многими известными литераторами той поры, которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир народной поэзии и сказки его ввели простые крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна Яковлева и дядька – Никита Козлов. Примечательно, что любовь к этим простым людям Пушкин пронёс через всю жизнь. Когда его, уже взрослого человека, сослали в родовое имение Михайловское, где он провёл два года, с ним неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в детстве сказывала ему вечерами сказки. (Демонстрируется фотография барельефа Арины Родионовны). Из Михайловского Пушкин писал своему брату Льву: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки!» Ученица читает стихотворение Н. Доризо. Всё было мудро предназначено Судьбой – и сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светёлке теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская, старинная Его, младенца, пеленала. Трудилась, Господа не гневала, Жила, как все. Вставала рано. Но без неё, быть может, не было б У нас Людмилы и Руслана. Хотя она о нас не грезила, Когда с хитринкой, по-крестьянски, То вдруг задумчиво, то весело Ему рассказывала сказки. – А когда Пушкина, смертельно раненного на дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом. «Грустно тебе нести меня? – спросил его Пушкин. Ничего не ответил старый дядька, только заплакал. Демонстрация репродукции картины «Памяти Пушкина» Е.Моисеенко. Эти народные сказки, на которых воспитывался Пушкин, которые любил слушать, став взрослым, легли в основу его прекрасных стихотворных сказок. Давайте вспомним их. Викторина «Узнайте сказку по строчкам» Одновременно с викториной демонстрируются иллюстрации, нарисованные учениками к пушкинским сказкам. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») Пошёл старик к синему морю. (Неспокойно синее море) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке») «Я ль скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся. («Сказка о золотом петушке») Викторина «Назовите героя сказки» Кто «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей) Кто «…не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит, на море чёрная буря». (Старик). Кто «как услышал…, Что донёс ему гонец. В гневе начал он чудесить И гонца хотел повесить; Но, смягчившись на сей раз, Дал гонцу такой приказ: «Ждать царёва возвращенья Для законного решенья». (Царь Салтан) Кто « … печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает. Одолела молодца, Видеть я б хотел отца». (Князь Гвидон). Уже современники Пушкина обратили внимание на то, что стихи его очень музыкальны. Поэтому неудивительно, что многие композиторы обращались к пушкинским произведениям, черпая в них вдохновение. Замечательные романсы на стихи Пушкина написаны Чайковским, Рахманиновым, Глинкой и другими композиторами. (Демонстрируются портреты композиторов.) Николая Андреевича Римского-Корсакова пушкинские сказки вдохновили на создание опер «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки. Оперу «Сказка о царе Салтане» он написал в 1899 году, она полностью соответствует духу пушкинской сказки. От начала до конца в ней царят светлое настроение, тон весёлого и непринуждённого сказочного повествования. Я предлагаю послушать маленький фрагмент из этой оперы. Попробуйте узнать сказочный эпизод. Найдите отрывок, соответствующий ему в сказке А.С.Пушкина. Слушание сюиты «Полёт шмеля». Ответы учащихся. Сказку о царе Салтане, как и многие другие, рассказала Александру Сергеевичу его няня Арина Родионовна. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, заимствован поэтом из народной поэзии, где белая лебёдушка – символ девушки-невесты. Вот как поётся в одной народной песне: У ней походка павиная, У ней походка павиная. Да тиха речь лебединая, Тиха речь лебединая. – А как рисует образ девушки Лебеди Пушкин? Давайте найдём эти строчки. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, словно пава, А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. – Как перекликаются пушкинские строчки с народной песней? – А теперь давайте послушаем отрывок из сюиты Римского-Корсакова и посмотрим, как создаётся музыкальный образ царевны Лебеди. Слушание фрагмента из сюиты «Три чуда». – Какие музыкальные инструменты вы услышали? Послушайте, что об этом отрывке говорит музыкальный критик: – Нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно льющиеся аккорды, то ли клёкот лебединый, то ли речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась царевна Лебедь. Кажется, что её бережно и плавно вынесли льющиеся волны мелодии арфы. – Вы обратили внимание, что и композитор, и Пушкин, и народная песня делают акцент на речь – тихую, журчащую, лебединую. – Творения А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова вдохновили русского художника Михаила Александровича Врубеля на создание картины «Царевна-Лебедь». Содружество художника и композитора было удивительным. Врубель так сказал об опере Римского-Корсакова: «В звуках его моря я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал сначала декорации к опере-сказке, а потом картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь». Позировала ему жена, русская певица Забела. Демонстрация репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». – Вглядитесь внимательно в картину. Какие чувства она у вас вызывает? Как вы думаете, почему художник выбрал такие размытые, словно призрачные тона? Нет ярких, бросающихся в глаза красок. Ребята, я хотела сегодня обратить ваше внимание на то, как тесно связана литература с другими видами искусства: устным народным творчеством, музыкой, живописью. Но первооснова всего – это, конечно же, устное народное творчество. Именно в нём находил своё вдохновение А.С.Пушкин. Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным образом переплелись сказочные и былинные мотивы. В 1828 году, переиздавая её, Пушкин присоединил к ней Пролог, начало которого воспроизводит записанную Александром Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе Салтане. «У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт- сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». В этом прологе собрались герои и народных и литературных сказок, объединённые гением Пушкина. Чтение учителем «Пролога». Словарная работа – Ребята, дома, готовясь к уроку, перечитывая сказки, вы составляли словарик устаревших слов. Есть в них слова, которые встретились в этом отрывке? – Какие из устаревших слов вам непонятны? Эти словарики нам ещё пригодятся, ребята. И не только на уроках литературы, но и на русском языке. Беседа: – Каково общее настроение этого отрывка? – Хорошо ли вы представили себе героев и фрагменты сюжетов? Из каких они сказок? – Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили бы на первый план? – А Пушкина вы поместили бы на холст? – Давайте рассмотрим репродукцию на форзаце нашего учебника. (Палех. Художники Б Парилов, В. Дудоров.) – Что художники изобразили на миниатюре? – Согласны вы с тем, что в центре картины художники изобразили Пушкина? – А сейчас я хочу представить вам ещё одного замечательного русского композитора. Это Михаил Иванович Глинка. « Музыка – душа моя», – говорил Михаил Иванович. Эти слова были девизом композитора. С детства он был неравнодушен к народному творчеству, очень любил слушать народные песни, колокольный звон. Поэму «Руслан и Людмила» знал с юных лет. Замыслом создания сказочно-эпической оперы он поделился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Беседа состоялась на одном из вечеров в доме В.А.Жуковского. Это была последняя встреча поэта и композитора, последнее завещание, которое оставил всей русской музыке Пушкин. Мы прочитали сегодня с вами Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А сейчас послушаем увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Слушание увертюры. Беседа: – Какие музыкальные инструменты вы узнали? – Созвучна музыка стихам Пушкина? – Послушайте, что говорит об этой увертюре музыкальный критик: «Различные стороны народной сказки – то простодушно-лукавой, то фантастичной, то эпически торжественной раскрылись в ней. Русский характер богатырских образов ярко проявляется уже в начальной теме вступления. Стремительно взвивающаяся у скрипок светлая, мажорная, «солнечная» тема, которой противостоит зловещая фантастика, переданная «аккордами оцепенения». Героическая тема вступления приобретает оттенок таинственной фантастики, а плавная тема побочной партии, омрачённая звучанием тромбонов, порождает грозные, цепенящие аккорды «злых чар». Однако могучие силы света торжествуют, и вновь звучат ликующие, мажорные темы увертюры». – Ребята, сегодня мы с вами окунулись в вечно живой мир пушкинских сказок. Давайте вновь перечитаем строчки нашего эпиграфа и скажем, какой же урок содержат в себе пушкинские сказки? Нужны в нашей жизни сказки? Почему взрослые люди, поэты, композиторы, художники, обращаются к сказочной тематике? Сказки учат верить в добро и справедливость, они показывают нам, как прекрасен мир и человек в нём. А талантливые люди: композиторы, художники, почувствовав эту красоту, хотят передать её музыкой, красками. Как Римский-Корсаков, Глинка, Врубель. Домашнее задание: Прочитать по учебнику статью об А.С.Пушкине. Статью предваряет эпиграф, поразмышляйте над ним. Ответить на вопрос № 1: Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта? Выполнить задание № 2: Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочитанные самостоятельно. Выучить «Пролог» наизусть.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|