Преподавание русского языка Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1066 Гилязова Чулпан Талгатовна, учитель русского языка и литературы Понятие высокой речевой культуры условно включает в себя два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О.Винокур). Роль нормативного изучения языка в школе подчёркивал известный языковед А.М.Пешковский, который в статье «Объективная и нормативная точка зрения на язык» писал: «Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и т.д., и т.п. Умение говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый». Класс: VI Форма: праздник Цели:
Оборудование: Толковый словарь, плакат со стихотворением Г.Кружкова «Письмо в редакцию», паспорт гражданина РФ, «Паспорт грамотности», плакаты с высказываниями: ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель.Знаете ли вы, ребята, что такое паспорт? Это вот такая небольшая красная книжечка с золотым гербом нашей Родины на обложке – это документ, удостоверяющий личность. Выдается он в 14 лет, когда человек способен вполне сознательно принимать решения, отвечать за свои действия, поступки, то есть достигает гражданской зрелости. Однако и вы в свои 10–12 лет смогли бы предъявить своеобразный паспорт. Для этого вовсе не нужно доставать его из кармана или портфеля – достаточно побеседовать с кем-нибудь или что-либо написать. Потому что мы говорим сейчас о паспорте грамотности, о владении правильной литературной речью, или, как говорят ученые, нормами литературного языка. Что же такое норма, нормативность языка? Попробуем разобраться. Ученик. Веселое? Ну, вот. Пришла к нам недавно новенькая. Такая вся из себя расфуфыренная. Волосы там, юбка, ну и вообще. А Солома, есть у нас один такой хиляк, Саламатин, вечно к девчонкам цепляется. Ну вот. Подходит он к новенькой и смык ее за прическу. А она как повернется да ка-ак врежет ему. Он брык с копыт! Оказывается, она в секции каратэ занимается. Смехотища, правда?! Учитель.Да, история, пожалуй, скорее грустная, чем веселая. Видно, не очень-то дружные, воспитанные у вас ребята. А уж Саламатина и подавно к рыцарям не отнесешь. Как ты считаешь, Катюша, можно ли выдавать Мише «паспорт грамотности»? Ученица. Мне кажется, нельзя. Хоть он и многое знает о языке, но почему-то не пользуется своими знаниями. Учитель.Почему ты так думаешь? Ученица. Во-первых, в его рассказе много лишних слов: ну, вот, там, такой. Во-вторых, повторяются местоимения он, она. А главное, Миша забыл, о чем мы говорили на четвертом занятии. Ведь хиляк, расфуфыренная, смык, брык с копыт лучше заменить синонимами. Например, слабый, хилый, модница, дернул, ударил, упал, свалился. Учитель.Действительно, русский язык так богат, что есть возможность подобрать не менее выразительное слово, но не столь грубые или совсем уж исковерканные слова, как скажем пирческа. Между тем самое важное – чтобы все говорящие и пишущие на одном языке понимали друг–друга. Любые отклонения – в подборе слов, грамматике, произношении – не только затрудняют общение, но подчас делают его невозможным. Как-то мой знакомый шестиклассник, не желая садиться за уроки, сказал, что у него чердак горит. Когда встревоженная мама хотела вызвать пожарников, он пояснил, что чердаком у них в классе называют голову. Неправильное, неуместное употребление слова чердак едва не привело к серьезному недоразумению. Избежать подобных курьезов может лишь тот, кто хорошо усвоил языковую, или литературную, норму. Ученица. Об этом я прочла недавно в одном из журналов. Я специально принесла его, чтобы прочитать на занятии. Вот послушайте: Легенда о вавилонской башне возникла давным-давно. В Древней Вавилонии жил счастливый и богатый народ. Лишь небом не владели вавилонцы. Решили покорить и его. Начали строить башню, чтобы достать небо. На несколько миль взметнулась ввысь башня. Но Бог воспротивился этому. По его велению люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Строительство прекратилось. Так были наказаны люди за жадность, за гордыню, за необузданное стремление к власти. Учитель: А теперь давайте послушаем рассказ Игоря Вострякова «Политинформация» и выполним задания. (Участвуют три команды) Классный политинформатор Мишка Гуляев заболел, и временно назначили меня. Целую неделю я готовился. Наконец наступил день дебюта. Полина Ивановна пригласила меня к своему столу, а сама села за последнюю парту и стала проверять тетради. Я так хорошо знал, о чем буду говорить, что, наверное, мог пропеть все, как стихи, но, сам не зная почему, скучным Мишкиным голосом сказал: Учитель. Как, по вашему мнению, ребята, была ли удачной политинформация, о которой поведал герой этого рассказа? Хотелось бы вам послушать ее? Ученик. Вот уж нисколечко! Сначала заладил одно: важно, важные, самые важные. Неизвестно, что важно. А потом и вовсе понес чепуху. Учитель. Другими словами, сообщение мальчика было бессодержательным, то есть оно не отвечало первейшему требованию, которое мы предъявляем к связной речи, как устной, так и письменной, – содержательности. Задание: – Объясните значение слов политинформация, дебют, хроника, прерии, айсберг, децибел. Учитель. Наверное, многие ребята испытывают затруднения, рассказывая даже увлекательную историю – слов не хватает. Взамен нужных будто сами собой выскакивают это, ну, вот, в общем. Чтобы такое не случалось, нужно постоянно следить за своей речью, стараться правильно выбирать слова и уместно употреблять их – соблюдать нормы словоупотребления. И в наши дни встречаются не только среди подростков, но и среди взрослых те. Кто старается «украсить» свою речь не очень понятными для них словами. Возьмем хотя бы несколько высказываний школьников, отрывков из ученических сочинений: – Лодка лежала вверх кителем. Задания: – Какие слова в данных примерах употреблены ошибочно? Замените их правильными. Учитель. Не только среди заимствований из чужих языков, но порой и в своем родном языке для некоторых ребят есть немало «незнакомцев». К примеру, автор одного сочинения написал: Он бросился в лодку и начал грести коромыслами. В чем, по-вашему, ошибка юного сочинителя? Ученик. Нужно было написать веслами. Учитель. Совершенно верно. Но что же такое коромысло? Ученик. Коромысло – это такой кусок бревна, на котором носят воду из колодца. Ученица. А вот и не бревна, а доски. Учитель. Не ссорьтесь, друзья мои. Давайте откроем толковый словарь русского языка на букву к и найдем интересующее нас слово. Итак, коромысло – деревянная дуга с крючками или выемками на концах для носки ведер на плече. Подумайте, уместно ли такое сочетание – кусок бревна, доски, дерева? Ученица. Мне кажется, лучше сказать обрубок дерева, бревна, обрезок доски. Учитель. Безусловно лучше. А слово кусок на месте в сочетаниях кусок хлеба, кусок мяса. Следить за правильным сочетанием слов так же важно, как и за точностью их выбора. Подумаем над следующими примерами. – В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует. Задания Задание 1. – Что в этих примерах кажется вам неудачным, а то и попросту нелепым? Какие слова следует заменить иными? Задание 2. Отредактируйте текст: Первым спустился в забой лучший проходимец шахты. В тот день он показал замечательные показатели. Вышеупомянутого встретили наверху с цветочными букетами. Задание 3. Вспомните все, что вы знаете о стилях речи: разговорном, научном, официальном, публицистическом и художественном. Уместным ли кажется вам использование канцеляризмов в стихотворении Григория Кружкова «Письмо в редакцию»?
– С какой целью использовал автор слова из разных стилей? Назовите характерные для каждого из стилей языковые средства. Учитель. Итак, ребята, чтобы получить «паспорт грамотности», нужно прежде всего соблюдать лексические нормы, воспитывать в себе внимание к словам, к их правильному употреблению. Разговор о правильной русской речи можно было бы продолжать бесконечно. А пока – задание для всех: прислушайтесь, как мы говорим в классе, на улице, дома. Обращайте внимание не только на то, какие слова употребляем, но и как их произносим. Кому из ваших друзей, знакомых можно выдать «паспорт грамотности»? В конце по итогам выставленных оценок членам команд выдаются «Паспорта грамотности» I, II, III степеней. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |