Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1066

Гилязова Чулпан Талгатовна, учитель русского языка и литературы

Понятие высокой речевой культуры условно включает в себя два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О.Винокур).

Роль нормативного изучения языка в школе подчёркивал известный языковед А.М.Пешковский, который в статье «Объективная и нормативная точка зрения на язык» писал: «Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и т.д., и т.п. Умение говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый».

Класс: VI

Форма: праздник

Цели:

  • обучающая – познакомить с языковыми нормами (словоупотребления, произношения, ударения и т.д.);
  • развивающая – развитие навыков правильной, нормированной речи;
  • воспитательная – воспитание культуры речи, культуры взаимоотношений, ценностного отношения учащихся к русскому слову.

Оборудование: Толковый словарь, плакат со стихотворением Г.Кружкова «Письмо в редакцию», паспорт гражданина РФ, «Паспорт грамотности», плакаты с высказываниями:
1) «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». (К. Паустовский)
2) «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить – о том следует молчать». (Л. Витгенштейн)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель.Знаете ли вы, ребята, что такое паспорт? Это вот такая небольшая красная книжечка с золотым гербом нашей Родины на обложке – это документ, удостоверяющий личность. Выдается он в 14 лет, когда человек способен вполне сознательно принимать решения, отвечать за свои действия, поступки, то есть достигает гражданской зрелости. Однако и вы в свои 10–12 лет смогли бы предъявить своеобразный паспорт. Для этого вовсе не нужно доставать его из кармана или портфеля – достаточно побеседовать с кем-нибудь или что-либо написать. Потому что мы говорим сейчас о паспорте грамотности, о владении правильной литературной речью, или, как говорят ученые, нормами литературного языка. Что же такое норма, нормативность языка? Попробуем разобраться.
Миша, расскажи нам, пожалуйста, что-нибудь веселое, например, из жизни своего класса или школы.

Ученик. Веселое? Ну, вот. Пришла к нам недавно новенькая. Такая вся из себя расфуфыренная. Волосы там, юбка, ну и вообще. А Солома, есть у нас один такой хиляк, Саламатин, вечно к девчонкам цепляется. Ну вот. Подходит он к новенькой и смык ее за прическу. А она как повернется да ка-ак врежет ему. Он брык с копыт! Оказывается, она в секции каратэ занимается. Смехотища, правда?!

Учитель.Да, история, пожалуй, скорее грустная, чем веселая. Видно, не очень-то дружные, воспитанные у вас ребята. А уж Саламатина и подавно к рыцарям не отнесешь. Как ты считаешь, Катюша, можно ли выдавать Мише «паспорт грамотности»?

Ученица. Мне кажется, нельзя. Хоть он и многое знает о языке, но почему-то не пользуется своими знаниями.

Учитель.Почему ты так думаешь?

Ученица. Во-первых, в его рассказе много лишних слов: ну, вот, там, такой. Во-вторых, повторяются местоимения он, она. А главное, Миша забыл, о чем мы говорили на четвертом занятии. Ведь хиляк, расфуфыренная, смык, брык с копыт лучше заменить синонимами. Например, слабый, хилый, модница, дернул, ударил, упал, свалился.

Учитель.Действительно, русский язык так богат, что есть возможность подобрать не менее выразительное слово, но не столь грубые или совсем уж исковерканные слова, как скажем пирческа. Между тем самое важное – чтобы все говорящие и пишущие на одном языке понимали друг–друга. Любые отклонения – в подборе слов, грамматике, произношении – не только затрудняют общение, но подчас делают его невозможным. Как-то мой знакомый шестиклассник, не желая садиться за уроки, сказал, что у него чердак горит. Когда встревоженная мама хотела вызвать пожарников, он пояснил, что чердаком у них в классе называют голову. Неправильное, неуместное употребление слова чердак едва не привело к серьезному недоразумению. Избежать подобных курьезов может лишь тот, кто хорошо усвоил языковую, или литературную, норму.

Ученица. Об этом я прочла недавно в одном из журналов. Я специально принесла его, чтобы прочитать на занятии. Вот послушайте:

Легенда о вавилонской башне возникла давным-давно. В Древней Вавилонии жил счастливый и богатый народ. Лишь небом не владели вавилонцы. Решили покорить и его. Начали строить башню, чтобы достать небо. На несколько миль взметнулась ввысь башня. Но Бог воспротивился этому. По его велению люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Строительство прекратилось. Так были наказаны люди за жадность, за гордыню, за необузданное стремление к власти.
На литературном языке написаны книги, печатаются газеты. Пока он существует на свете, люди разных возрастов и профессий будут понимать друг друга. Им не грозит вавилонское столпотворение.

Учитель: А теперь давайте послушаем рассказ Игоря Вострякова «Политинформация» и выполним задания. (Участвуют три команды)

Классный политинформатор Мишка Гуляев заболел, и временно назначили меня. Целую неделю я готовился. Наконец наступил день дебюта. Полина Ивановна пригласила меня к своему столу, а сама села за последнюю парту и стала проверять тетради. Я так хорошо знал, о чем буду говорить, что, наверное, мог пропеть все, как стихи, но, сам не зная почему, скучным Мишкиным голосом сказал:
– Ребята! В мире произошли важные события! Так как важным событий было очень много, я расскажу вам только о самых важных из них. Потому что всегда важно рассказать в политинформации именно о важных событиях, чтобы всем сразу стало ясно, как важно знать самые важные события!
Как только я произнес это, ребят будто кто выключил. Братья Федоровы принялись играть в «морской бой», девочки зашушукались, кое-кто задремал. Мне стало обидно. Чтобы спасти положение, я решил читать газету по диагонали сверху вниз, а еще вдоль и поперек.
– Хроника! – крикнул я. – В арктических прериях Сахары австралийский колбасник Цифердумов вывел новую породу сумчатого айсберга.
Кое-кто из ребят поднял головы, прислушиваясь, а Васька уставился на меня с явным интересом. Одобренный первым успехом, я продолжал:
– Происшествия. Вчера из молочной фермы «Заря Востока» сбежали два телеграфных столба. Столбы были обнаружены полицией в трех тоннах из двенадцати децибелов по местному времени!
Теперь уже весь класс вместе с Полиной Ивановной смотрел на меня.
– Их нравы! – с вызовом крикнул я. – Капрал Джонни, прыгая через стену, уронил голову. При осмотре голова оказалась свиной. В капрале очевидцы опознали левый сапог с правой руки сегодняшней бороды вчерашнего премьер-министра! Все!
– Полина Ивановна, я не понял! – крикнул Васька. – Почему сумчатый айсберг застрял в арктических прериях, если в правой руке у него был левый сапог из двенадцати децибелов по местному времени?
– Потому и застрял, – сказала Полина Ивановна, – что случайно перепутал правую перчатку сегодняшнего урока с левым ботинком вчерашней политинформации.

Учитель. Как, по вашему мнению, ребята, была ли удачной политинформация, о которой поведал герой этого рассказа? Хотелось бы вам послушать ее?

Ученик. Вот уж нисколечко! Сначала заладил одно: важно, важные, самые важные. Неизвестно, что важно. А потом и вовсе понес чепуху.

Учитель. Другими словами, сообщение мальчика было бессодержательным, то есть оно не отвечало первейшему требованию, которое мы предъявляем к связной речи, как устной, так и письменной, – содержательности.

Задание:

– Объясните значение слов политинформация, дебют, хроника, прерии, айсберг, децибел.
– Подберите синонимы к слову событие.
– Из любой газеты вы должны были выбрать наиболее интересный, на ваш взгляд, рассказ, фельетон, сообщение и пересказать его.

Учитель. Наверное, многие ребята испытывают затруднения, рассказывая даже увлекательную историю – слов не хватает. Взамен нужных будто сами собой выскакивают это, ну, вот, в общем. Чтобы такое не случалось, нужно постоянно следить за своей речью, стараться правильно выбирать слова и уместно употреблять их – соблюдать нормы словоупотребления.

И в наши дни встречаются не только среди подростков, но и среди взрослых те. Кто старается «украсить» свою речь не очень понятными для них словами. Возьмем хотя бы несколько высказываний школьников, отрывков из ученических сочинений:

– Лодка лежала вверх кителем.
– В спортзале дрессировались борцы.
– Поле было засеяно полезными скульптурами.
– По воздухоплавательным путям носятся летом пчелы, собирая гектар.

Задания:

– Какие слова в данных примерах употреблены ошибочно? Замените их правильными.
– Сопоставьте значение слов дрессировать – тренировать, скульптура – культура, гектар – нектар и т.д. Используйте толковый словарь.

Учитель. Не только среди заимствований из чужих языков, но порой и в своем родном языке для некоторых ребят есть немало «незнакомцев». К примеру, автор одного сочинения написал: Он бросился в лодку и начал грести коромыслами. В чем, по-вашему, ошибка юного сочинителя?

Ученик. Нужно было написать веслами.

Учитель. Совершенно верно. Но что же такое коромысло?

Ученик. Коромысло – это такой кусок бревна, на котором носят воду из колодца.

Ученица. А вот и не бревна, а доски.

Учитель. Не ссорьтесь, друзья мои. Давайте откроем толковый словарь русского языка на букву к и найдем интересующее нас слово. Итак, коромысло – деревянная дуга с крючками или выемками на концах для носки ведер на плече. Подумайте, уместно ли такое сочетание – кусок бревна, доски, дерева?

Ученица. Мне кажется, лучше сказать обрубок дерева, бревна, обрезок доски.

Учитель. Безусловно лучше. А слово кусок на месте в сочетаниях кусок хлеба, кусок мяса. Следить за правильным сочетанием слов так же важно, как и за точностью их выбора.

Подумаем над следующими примерами.

– В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует.
– Летом у деревьев такая красивая прическа! А на зиму они лысеют, потому что им не хватает продуктов.
– Он шел через поле, сияя от горя.

Задания

Задание 1.

– Что в этих примерах кажется вам неудачным, а то и попросту нелепым? Какие слова следует заменить иными?
– Найдите пару к словам и составьте словосочетания: маленький, огромный, высоченный, низенький, просторный (дом, домик, домина, домище, домишко); причинить, доставлять, сделать, приносить (боль, радость, добро, счастье); идти, бежать, мчаться (вприпрыжку, шагом, стремглав); играть, иметь (значение, роль); одеть, надеть (шапку, ребенка); хитрые, пустые, гордые, ясные (очи, глаза).
– Подберите соответствующие слова к существительным: табун, отара, стая, стадо; к прилагательным: карий, коричневый, каштановый, бурый, кофейный; к глаголам: строить, возводить, сооружать, мастерить.

Задание 2. Отредактируйте текст:

Первым спустился в забой лучший проходимец шахты. В тот день он показал замечательные показатели. Вышеупомянутого встретили наверху с цветочными букетами.
(Для справок: проходчик, результаты, шахтер, букет цветов).

Задание 3. Вспомните все, что вы знаете о стилях речи: разговорном, научном, официальном, публицистическом и художественном. Уместным ли кажется вам использование канцеляризмов в стихотворении Григория Кружкова «Письмо в редакцию»?

Нижеподписавшийся
Волка повстречал.
Вышеупомянутый
Громко зарычал.
А вокруг все цветики –
Просто благодать.
По причине этого
Жалко пропадать.
Нижеподписавшийся
Крикнул: «Караул!»
И на полной скорости
К речке драпанул.
Вышеупомянутый,
Голодом томим,
В том же направлении
Кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек
Мимо проходил,
Каковой впоследствии
Волка застрелил.
Нижеподписавшийся
Просит за спасенье
Выразить охотничку
Это поздравление!

– С какой целью использовал автор слова из разных стилей? Назовите характерные для каждого из стилей языковые средства.

Учитель. Итак, ребята, чтобы получить «паспорт грамотности», нужно прежде всего соблюдать лексические нормы, воспитывать в себе внимание к словам, к их правильному употреблению. Разговор о правильной русской речи можно было бы продолжать бесконечно. А пока – задание для всех: прислушайтесь, как мы говорим в классе, на улице, дома. Обращайте внимание не только на то, какие слова употребляем, но и как их произносим. Кому из ваших друзей, знакомых можно выдать «паспорт грамотности»?

В конце по итогам выставленных оценок членам команд выдаются «Паспорта грамотности» I, II, III степеней.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21