Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок русского языка в 10-м социально-гуманитарном классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Открытый урок русского языка в 10-м социально-гуманитарном классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.02.02
Просмотров: 968

Пузанова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель урока - обобщение изученного по теме материала в ходе анализа текстов публицистического стиля речи, использование полученных знаний в творческих работах в условиях ЕГЭ.

Оборудование урока - портрет А.С. Пушкина, презентация (задания, которые дает учитель, могут быть дублированы на мониторе), 5 плакатов "Ни дня без книги".

Тема высказываний - "А.С. Пушкин и книга".

Ход урока
(часть заданий может быть дублирована на мониторе)

I. Слово учителя, который объявляет тему урока, его цели и характер предстоящей работы, заканчивается ссылкой на предшествовавшее уроку внеклассное мероприятие: "Традиционной стала в лицее акция, уникальная по оригинальности творческой ее реализации, - "Читаем "Евгения Онегина".

II. Беседа с учащимися. Выясняются вопросы:

Почему она естественна в нашем лицее? (Лицей носит имя А.С. Пушкина, и нам интересно всё, что связано с именем поэта).

А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" неоднократно обращается к читателям. Вспомним некоторые из этих обращений. Например - учащиеся цитируют:

  1. "Любите самого себя, достопочтенный мой читатель".
  2. "Гм. Гм. Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня?"
  3. "Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, недруг, я хочу с тобой расстаться ныне как приятель" - и т.д.

III. Учитель обращает внимание класса на тот синонимический ряд характеристик читателя, который позволяет Пушкину расположить его к себе: "благородный", "достопочтенный", "о мой" и т.д. (однородные определения) - и предлагает письменно ответить на вопросы (они могут быть продиктованы или даны на монитор), - при этом 2 ученика работают на доске, класс - в тетрадях. Вопросы тоже записываются:

  • Зачем в Брянском городском лицее №1 имени А.С. Пушкина не только читают, но и ежегодно перечитывают роман "Евгений Онегин"?
  • Чего Пушкин ждет от читателя?
  • Почему поэт доверяет читателям?

В ходе работы учащиеся составляют диалог и используют однородные члены предложения. Например, ответы могут быть такими:

  • Для каждого из нас Пушкин - умный, доброжелательный, участливый собеседник.
  • Читатель-друг поймет и поддержит, он способен на сопереживание и сочувствие. Главное для поэта - неравнодушие и объективная оценка прочитанного.
  • Пушкин-читатель с детства проявлял живой интерес к чтению. Книги возбуждали в нем интерес к жизни, к истории, культуре, иностранным языкам.

IV. Проверка проделанной работы. И работы, выполнявшиеся на доске, и заслушанные в ходе проверки (можно вызвать 2-3 учащихся), дают возможность выяснить вопросы:

Можно ли было ответить на заданные вопросы, не используя в ответах предложения с однородными членами? В чем преимущество полученных ответов? (Да, можно, но ответы были бы однозначными и категоричными. Полученные нами ответы значительно расширяют информационное пространство, однородным членам в них отводится роль действенного выразительного средства.) Если позволит содержание прослушанных работ, можно получить информацию, например, о том, что использованные в них однородные члены в одном случае сделали диалог строго информативным, бесстрастным, подчеркнув лишь динамику действий; в другом - эмоциональным, экспрессивным, подчеркивающим живость беседы; автору третьего понадобились изобразительно-выразительные средства языка, позволяющие создать целую гамму красок, звуков.

Итог проверки можно подвести диалогом, заметкой - шуткой (по усмотрению учителя). Например,

Кто любит предложения с однородными членами?

Эрудит.

Почему?

Много, но экономно. Неожиданно, но целесообразно. Конкретно, но есть возможность развить эстетическое воображение.

V. Повторение ведений об однородных членах предложения и знаках препинания при них может быть рассредоточено и проведено как сопутствующее каждому из заданий урока (см. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы, М.: "Русское слово", 2007, стр. 246-281).

Какие члены предложения называются однородными? Как они между собой соединяются? Чем выражаются? Когда в речи употребляются и т.д. (У каждого на парте - таблица для этой работы).

VI. Графический диктант.

Составить схемы употребления в каждом из предложений однородных членов. Используются традиционные условные обозначения. Учитель читает предложение (оно может быть дублировано на мониторе), ученик составляет схему использования в нем однородных членов.

1. Литературе нужны и талантливые писатели, и талантливые критики, и талантливые фантазеры.

2. На этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор.

3. И писателя, и читателя чтение увлекает и зовет вперед, обогащает и учит быть самокритичным, развивает и наделяет уверенностью в своих творческих силах.

4. Автор-художник берет на себя и выполняет, создавая произведение и воплощая в нем свой замысел, только часть большой творческой работы.

5. Остальное должен дополнить художник - читатель то ли силой своего интеллекта, то ли способностью сопереживать, то ли умением воображать.

Примечание. Для графического диктанта можно использовать не 5, а 3 предложения, но вывод при этом должен быть конкретным:

О чем говорят схемы? (Создается множество ситуаций, предоставляющих читателю и свободу выбора мнения, и свободу конструкции предложения).

VII. Синтаксический разбор предложений.

Два человека работают по карточкам. Задания на карточках: расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, составить схему использования однородных членов предложения, определить их роль:

Карточка 1. По мнению Пушкина чтение д:вал: ему многое п:знание :одины и народа ч:ловека и с:м:о с:бя всё чем были б:гаты книги.

Карточка 2. Любовь к книг: (не, ни)когда (не, ни)пок:дала поэта (н:) в детств: (н:) в лице: (н:) в период его творческ:й активност: и (во)всю жизнь в нем (н:)охладела.

Три предложения учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске.

И писатели - книголюбы, и писатели - книгочеи, видевшие в книге "хлеб духовный", высоко ценившие знания, - все они, по мнению литературоведа Левидова, уступали Пушкину в силе неравнодушного отношения к прочитанному.

Многочисленные издания привлекали его: журналы, альманахи, энциклопедии, справочники и грамматики, произведения русских и зарубежных писателей.

Пушкин предпочитал чтение - работу и чтение - праздник, чтение - путешествие в незнаемое и чтение - неожиданные открытия.

VIII. В записанных предложениях учащиеся объясняют постановку знаков препинания, делают вывод о том, что отличает предложения с обобщающим словом при однородных членах, в чем их стилистическая функция, когда их употребление в речи целесообразно.

(Обобщающие слова способствуют различению родовых и видовых понятий; обобщению, свертыванию и развертыванию информации).

IX. Самодиктант. Учащиеся записывают высказывание о книге, используя разные способы цитирования, и связывают его по смыслу с продиктованными текстом. Например.

Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Ф. Бэкон, философ

Или:

Только она (книга) может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми:
М. Горький

X. Ответить на вопросы, используя однородные члены в предложениях-ответах (информацией для ответа учащиеся располагают):

Как читал Пушкин? (Пушкин читал много, по воспоминаниям, "глотал", "пожирал" книги в отцовской библиотеке).

Что отличало Пушкина-лицеиста? (Начитанность, прекрасная память, знание французской литературы - вот что отличало Пушкина-лицеиста).

Какой период в жизни Пушкина и почему характеризуется особым пристрастием к чтению? (Пребывая в Михайловском, Пушкин использовал много времени для чтения, просил друзей и родных присылать ему книги, "рылся в старых книгах" у Осиповых, приобретал книги, даже залезал при этом в долги).

О чем может рассказать исследователям собранная Пушкиным библиотека? (Собранная Пушкиным библиотека - это творческая лаборатория человека и гражданина, читателя и исследователя, называвшего книги "своими друзьями").

XI. Проверка может быть разной: поэтапной (ответили на заданный вопрос - прочитали), но можно зачитать и текст, который получится у каждого ученика свой в ходе ответа на все 4 вопроса, чтобы в итоге закрепить мысль о том, какими приемами воспользовались учащиеся в этом публицистическом тексте. (Наблюдения эти помогут подготовить заключительный вид работы на уроке, т.к. учащиеся укажут на антитезу, градацию, бессоюзие, многосоюзие при расширении информационного пространства).

XII. Сочинение-миниатюра (3-5 предложений) по данному началу. Диктуется (или дается на монитор) одно предложение:

"Чтение - лучшее учение", - писал Пушкин брату.

Учащиеся продолжают.

Например, "Сам он читал много, читал с наслаждением, задумывался над прочитанным, делал отметки на страницах своих книг, выписывал в особые тетради понравившееся.

Пушкин собирал всё, что связано было с историей литературы, историей, сочинения, книги всех писателей XVIII и начала XIX веков, старинные журналы и газеты, книги о петровском времени, книги иностранцев о России, справочники, энциклопедии.

Книги всегда и везде сопутствовали ему: в раннем детстве и в лицее, в изгнании и в дороге" и т.д.

XIII. В заключение урока всё, что записано в ходе работы, зачитывается. Текст (а именно публицистический текст стал базовой информацией урока) получает устную характеристику: учащиеся определяют проблематику текста, его идею, стиль речи, приемы организации речи, подчеркивают, что предложения с однородными членами, которые они использовали, позволили сообщить содержательную и живую информацию по текстовой теме урока.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21