Преподавание литературы Урок-исследование "Бескрылая жизнь" (по рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"), 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.30 Просмотров: 1403 Бондарева Наталья Александровна, учитель русского языка Цели:
Форма работы: групповая Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст 1 группа Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова. 2 группа Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж). 3 группа Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа; 4 группа Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста. Эпиграф: Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных В “ Литературоведческий словарь”: Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.
1 группа. Задание:
Результат работы группы: Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью. Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни. Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова. Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации. Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции. Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью. Выводы:
2 группа Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа. Результат работы группы:
3 группа Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа. Результат работы группы: Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи:
“Под покровом тайны”, “существование держится на тайне”, “его личная тайна” “они видятся только тайно”.
“Ей скучно здесь”, “Гурову было уже скучно слушать”, “Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!”
“что-то”, “какой-то”, “зачем-то”, “что-нибудь” Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; “какая –то сила влекла и манила к нему женщин” Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”. Выводы:
4 группа Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста Результат работы группы:
“Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…” “И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”. “Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”. “Как освободиться от этих невыносимых пут? -Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как? И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. “Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас… Заклинаю вас всем святым, умоляю… Сюда идут!” Выводы:
Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования рассказа А.П.Чехова “Дама с собачкой”:
Творческая работа – размышление на темы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |