Преподавание русского языка Урок русского языка "Общее понятие о причастии" (7-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.29 Просмотров: 1726 Кутукова Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка: Трудности изучения причастий в 7-м классе связаны с тем, что сданной грамматической категорией учащиеся встречаются впервые. С другой стороны, опора на навыки родного языка при изучении причастий весьма ограниченна вследствие того, что многие грамматические свойства русских причастий не имеют аналогии в якутском языке. Так, например, в якутском языке причастия не делятся на действительные и страдательные, склоняются как имена существительные, выступают в предложении не только в роли определения, но и других членов, обособляются только в функции распространенного обстоятельства и в составе вводного сочетания. Эти факторы определяют практическую направленность изучения темы “Причастие” в данном классе. Главное внимание обращается на формирование навыков употребления этой категории в речи, на усвоение основных правил правописания и пунктуации. При этом для активного усвоения отбираются наиболее употребительные причастия, связанные, главным образом, с учебной деятельностью школьников. При первоначальном знакомстве с причастием очень важно раскрытие понятия “признак по действию”. Анализируя примеры типа Снег белеет. Белеющий снег…, дети практически усваивают, что причастие образуется от глагола, но в отличие от него обозначает признак предмета, возникающий в момент действия. Тип урока: урок усвоения нового материала . Элементы содержания:
Цели урока:
Опорное повторение: Таблица склонения имен прилагательных. Основные моменты урока:
Заключение урока: причастия очень употребительны в речи, они обогащают речь, делают ее более полной, обстоятельной, подробной. ХОД УРОКА 1. Беседа с классом. - На дворе зима. Какая она? (Холодная, морозная, снежная) - Падает снег. Какой? (Белый, чистый…) - А как надо ответить, чтобы запечатлеть момент падения снега? Каким он будет? (Падающим) - А если запечатлеть снег в полете? (Летящий) - Вы сидите на уроке, слушаете, учитесь, значит, вы какие ученики, школьники? (Учащиеся) - Мы назвали с вами не просто признаки, а признаки действующего предмета, т.е. такого, который совершает определенное действие. Какая же из частей речи может обозначать признак предмета по его действию? - Эта часть речи называется причастием. Причастие – это особая форма глагола. Оно, как и прилагательное, обозначает признак предмета ( но по его действию), отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? относится к существительному, изменяется по родам, числам и падежам. 2. Сравните слова: Белый (снег) – белеет (снег) – белеющий (снег). - Определите лексическое, грамматическое значения слов (лексическое – значение цвета; грамматическое – признак предмета, действие предмета, признак предмета). - Тогда можно ли назвать слово белеющий прилагательным? Белый снег уже не изменит цвета, это его постоянный признак ; белеющий снег – тот, который сейчас белеет, это признак по действию, которое совершает предмет или которое совершается с предметом. Следовательно, это не прилагательное, а причастие . - Измените словосочетание белеющий снег в роде, числе, падеже. - Какие признаки заимствовало причастие у прилагательного (обозначает признак, отвечает на вопрос “какой?”; изменяется по родам, числам, падежам). - Составьте предложение со словосочетанием белеющий снег. Разберите его синтаксически. Сделайте вывод: каким членом предложения является причастие. Почему? Учащиеся оформляют в таблицу свои наблюдения. Таблица может быть составлена в таком варианте:
Чем отличаются данные причастия? Падающий (снег) – падавший (снег ) Летающие (птицы) – улетевшие (птицы). (Они настоящего и прошедшего времени, образованы от глаголов несовершенного и совершенного вида) Учитель подводит учащихся к выводу о глагольных признаках причастия. Сведения заносятся в таблицу. 4. Формальный признак причастия – суффиксы : -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем, -вш-, -ш-, -енн-, -н-, -т-. 3. Закрепление изученного. Тест по вариантам (1 и 2). 1) Укажите причастие:
2) Укажите словосочетание “прил. + сущ.”
3) Укажите словосочетания “прич. + сущ.”.
4) Найдите прилагательные и причастия с зависимыми словами в предложениях. Выпишите их, распределяя в 2 колонки:
А. Народ, именующий себя “cаха”, гордится своими традициями. Б. Олонхо - это героический эпос древних якутов. В. Олонхосут - это человек, исполняющий олонхо. Г. В песнях олонхо народ создавал образ своей Родины, воспевал красоту полярного дня и огромные богатства северной природы. Д. Сказочный, чудесный мир встает в его песнях. Е. Богатырь, одерживающий победу над врагами, является героем олонхо. 5) С чем нельзя согласиться? Причастие, как особая форма глагола, имеет следующие грамматические признаки глагола:
6) С чем нельзя согласиться? Причастие, как особая форма глагола, имеет следующие грамматические признаки прилагательного:
4. Домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |