Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Непроизносимая согласная в корне слова. 3-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Непроизносимая согласная в корне слова. 3-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.01.28
Просмотров: 6992

Шистерова Вера Ивановна, учитель начальных классов

Цель:

  • формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными, учить подбирать проверочные слова;
  • развивать информационную компетентность, орфографическую зоркость, внимание, речь, умение ставить учебную задачу и решать её;
  • воспитание культуры общения при совместной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Урок русского языка, я сегодня хочу начать с пословицы: «Сила человека в знаниях».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Если человек много знает – у него всё получается, он много добивается в жизни, с ним приятно общаться.

Сегодня на уроке мы вновь с вами будем раскрывать тайны русского языка, узнаем много нового. Будем работать в парах, и каждый сам. А какие качества нам для этого необходимы.

II. Минутка чистописания.

Посмотрите, какие буквы я вам прописала?

Д Т В Л

Чем они похожи?

(Согласные.)

- Эти буквы в русском языке особенные, а вот почему, я думаю вы мне скажите в конце урока.

Прописывают в тетради буквы, сочетания СТН, ВСТ, ЗДН, СЛН, ЗДР

III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.

- Прочитайте внимательно слова и разделите их на группы по орфограммам. Работаем все вместе. (слова написаны на карточках)

ВОДА, ЛЁГКИЙ, ОШИБКА, ДВЕРНОЙ, СЕРДЦЕ

На какие группы разделили слова?

Безударная гласная

Парная согласная

 

ВОДА

ЛЁГКИЙ

 

ДВЕРНОЙ

ОШИБКА

СЕРДЦЕ

 
Какое слово не подходит ни к одной группе слов?

Почему?

Давайте, я произнесу ещё раз слово, а вы меня внимательно послушайте?

Что вы заметили? (Буква Д не произносится.)

Запишем это слово по звукам. (СЭРЦЭ))

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?

IV. Сообщение темы и цели урока.

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА.

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Какие буквы являются непроизносимыми?

Как проверить слова с непроизносимой согласной?

V. Работа по теме урока.

1. Объяснение нового материала

Вернёмся к слову СЕРДЦЕ и попробуем доказать, надо ли писать букву Д.

СЕРДЦЕ – СЕРДЕЧКО, СЕРДЕЧНЫЙ.

Что за слова подобрали?

Что заметили в них интересного?

Я вам приготовила ещё одно слово. Это слово словарное, когда мы его произносим, то желаем друг другу здоровья. Так какое же это слово?

Сильный и слабый ученик записывают на доске, если допустили ошибку пытаются доказать, класс помогает.

- Учитель обращается к этимологическому словарю:

ЗДРАВСТВУЙ - собственно – русское от слова «здравствовать», приветствовать, желать здоровья. Даря это слово окружающим, мы желаем себе и другим ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВИЯ. Даже военные приветствуя старшего по званию говорят «ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЮ»

Давайте и мы произнесём слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» и пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ.

Так какая же буква в этом слове пишется , но звук не произносится?

(Выставляю карточку).

Ребята, как вы думаете есть ли ещё буквы , которые в словах пишутся , но не произносятся?

2. Работа над правилом.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос, давайте откроем учебник и познакомимся с информацией, которую предлагают авторы учебника (с.111)

Что вы узнали?

Какие буквы являются непроизносимыми? (Выставляю карточки В Д Т Л )

3. Работа в парах.

В начале урока мы обратились к пословице «Сила человека в знаний» . Человек на протяжений вей жизни стремиться узнать, открыть как можно больше нового. Вот и я вам предлагаю поработать в парах и открыть способ проверки слов с непроизносимой согласной. У вас на парте карточки со словами. Посмотрите, что необходимо сделать? Писать можно прямо на карточке, договоритесь между собой, кто какое слово записывает.

Грус…ный -

Радос…ный -

Звёз…ный -

Праз…ник -

Какой вывод вы сделали?

(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, так чтобы этот звук слышался чётко, или стоял гласный звук)

4. Работа с информацией

Для того, чтобы убедиться правильно ли вы сделали вывод, я предлагаю вам поработать с правилом. Но так как в учебнике оно недостаточно полно, я вам даю его на листочках. Прочитав его, ответьте на вопросы:

  • Какие согласные являются непроизносимыми?
  • Как проверить непроизносимую согласную?

В корнях некоторых слов звуки (В), (Д), (Л), (Т) не произносятся, а буквы В, Д, Л, Т пишутся .Чтобы проверить непроизносимую согласную нужно подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный

  1. слышится чётко,
  2. после согласного может стоять гласная
  3. или другая согласная

Вывод: Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной?

5. Составление алгоритма

  1. Произношу слово.
  2. Определяю, может ли в слове быть непроизносимая согласная.
  3. Подбираю проверочное слово.
  4. Если в слове чётко слышится звук, значит пишу букву.

6. Физкультминутка

VI. Закрепление материала.

Задание компетентстного характера.

Ключевая компетентность: информационная.

Аспект: извлечение первичной информации.

Стимул: тебе надо написать грамотно письмо бабушке и сообщить о приезде.

Инструкция: Прочитай текст. Выбери и вставь подходящие слова по смыслу в текст, для этого прочитай слова в справке. Запиши грамотно текст, выполни задание.

  1. ….., бабушка!
  2. У нас скоро наступят зимние каникулы.
  3. Я к тебе приеду на ….
  4. Для нас он станет самым …. и ….. днём.
  5. Мы весело проведём время.

Задание:

Записать номера предложений, в которых встретились слова с непроизносимой согласной:

Ответ:________________

Выписать из текста одно слово с непроизносимой согласной подобрать проверочное слово.

Ответ:_________________

3.Обведите в кружок буквы которые могут быть непроизносимыми согласными:

М Т Д А Л В З.

Проверка: (за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу)

  1. 1, 3, 4
  2. РАДОСТЬ – РАДОСТНЫЙ, ЗДРАВИЕ – ЗДРАВСТВУЙ, СЧАСТЬЕ –СЧАСТЛИВЫЙ, ПРАЗДНИК – сл. слово
  3. Т Д Л В

Встаньте те, кто поставил себе 3 балла. Молодцы. Я теперь думаю, что вы сможете грамотно написать письмо используя слова с непроизносимой согласной..

VII. Итог урока.

Давайте вернёмся к началу урока и прочитаем все вместе пословицу.

Что же нового узнали на уроке?

В чём особенность букв, которые писали на минутке чистописания?

VIII. Домашнее задание.

  1. Выучить правило с. 111
  2. Упражнение 295 или написать письмо другу, используя слова с непроизносимой согласной.

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21