Преподавание русского языка Непроизносимая согласная в корне слова. 3-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.28 Просмотров: 6992 Шистерова Вера Ивановна, учитель начальных классов Цель:
Ход урока I. Организационный момент. - Урок русского языка, я сегодня хочу начать с пословицы: «Сила человека в знаниях». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Если человек много знает – у него всё получается, он много добивается в жизни, с ним приятно общаться. Сегодня на уроке мы вновь с вами будем раскрывать тайны русского языка, узнаем много нового. Будем работать в парах, и каждый сам. А какие качества нам для этого необходимы. II. Минутка чистописания. Посмотрите, какие буквы я вам прописала? Д Т В Л Чем они похожи? (Согласные.) - Эти буквы в русском языке особенные, а вот почему, я думаю вы мне скажите в конце урока. Прописывают в тетради буквы, сочетания СТН, ВСТ, ЗДН, СЛН, ЗДР III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи. - Прочитайте внимательно слова и разделите их на группы по орфограммам. Работаем все вместе. (слова написаны на карточках) ВОДА, ЛЁГКИЙ, ОШИБКА, ДВЕРНОЙ, СЕРДЦЕ На какие группы разделили слова?
Почему? Давайте, я произнесу ещё раз слово, а вы меня внимательно послушайте? Что вы заметили? (Буква Д не произносится.) Запишем это слово по звукам. (СЭРЦЭ))
А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? IV. Сообщение темы и цели урока. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА. Что бы вы хотели узнать на уроке? Какие буквы являются непроизносимыми? Как проверить слова с непроизносимой согласной? V. Работа по теме урока. 1. Объяснение нового материала Вернёмся к слову СЕРДЦЕ и попробуем доказать, надо ли писать букву Д. СЕРДЦЕ – СЕРДЕЧКО, СЕРДЕЧНЫЙ. Что за слова подобрали? Что заметили в них интересного? Я вам приготовила ещё одно слово. Это слово словарное, когда мы его произносим, то желаем друг другу здоровья. Так какое же это слово? Сильный и слабый ученик записывают на доске, если допустили ошибку пытаются доказать, класс помогает. - Учитель обращается к этимологическому словарю: ЗДРАВСТВУЙ - собственно – русское от слова «здравствовать», приветствовать, желать здоровья. Даря это слово окружающим, мы желаем себе и другим ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВИЯ. Даже военные приветствуя старшего по званию говорят «ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЮ» Давайте и мы произнесём слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» и пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Так какая же буква в этом слове пишется , но звук не произносится? (Выставляю карточку). Ребята, как вы думаете есть ли ещё буквы , которые в словах пишутся , но не произносятся? 2. Работа над правилом. Для того, чтобы найти ответ на вопрос, давайте откроем учебник и познакомимся с информацией, которую предлагают авторы учебника (с.111) Что вы узнали? Какие буквы являются непроизносимыми? (Выставляю карточки В Д Т Л ) 3. Работа в парах. В начале урока мы обратились к пословице «Сила человека в знаний» . Человек на протяжений вей жизни стремиться узнать, открыть как можно больше нового. Вот и я вам предлагаю поработать в парах и открыть способ проверки слов с непроизносимой согласной. У вас на парте карточки со словами. Посмотрите, что необходимо сделать? Писать можно прямо на карточке, договоритесь между собой, кто какое слово записывает. Грус…ный - Радос…ный - Звёз…ный - Праз…ник - Какой вывод вы сделали? (Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, так чтобы этот звук слышался чётко, или стоял гласный звук) 4. Работа с информацией Для того, чтобы убедиться правильно ли вы сделали вывод, я предлагаю вам поработать с правилом. Но так как в учебнике оно недостаточно полно, я вам даю его на листочках. Прочитав его, ответьте на вопросы:
В корнях некоторых слов звуки (В), (Д), (Л), (Т) не произносятся, а буквы В, Д, Л, Т пишутся .Чтобы проверить непроизносимую согласную нужно подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный
Вывод: Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной? 5. Составление алгоритма
6. Физкультминутка VI. Закрепление материала. Задание компетентстного характера. Ключевая компетентность: информационная. Аспект: извлечение первичной информации. Стимул: тебе надо написать грамотно письмо бабушке и сообщить о приезде. Инструкция: Прочитай текст. Выбери и вставь подходящие слова по смыслу в текст, для этого прочитай слова в справке. Запиши грамотно текст, выполни задание.
Задание: Записать номера предложений, в которых встретились слова с непроизносимой согласной: Ответ:________________ Выписать из текста одно слово с непроизносимой согласной подобрать проверочное слово. Ответ:_________________ 3.Обведите в кружок буквы которые могут быть непроизносимыми согласными: М Т Д А Л В З. Проверка: (за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу)
Встаньте те, кто поставил себе 3 балла. Молодцы. Я теперь думаю, что вы сможете грамотно написать письмо используя слова с непроизносимой согласной.. VII. Итог урока. Давайте вернёмся к началу урока и прочитаем все вместе пословицу. Что же нового узнали на уроке? В чём особенность букв, которые писали на минутке чистописания? VIII. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |