Преподавание литературы Урок по литературе. 10-й класс. Л.Н. Толстой "Война и мир" как психологический романNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.28 Просмотров: 1148 Матвейчук Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи урока:
Технология: проблемное обучение. Полная картина человеческой жизни. “Дребедень многословная…” Вопрос к классу:
Класс разбивается на 4 группы, и каждая группа получает задание, в котором предлагается теоретическое обоснование вопроса, представленное в виде схемы или таблицы, а затем отвечает на вопросы, предложенные для анализа. Основным выводом на уроке будут являться ответы учащихся на вопрос: “Какие же приёмы в романе дают возможность утверждать, что произведение Л.Н.Толстого является психологическим романом?” 1 группа Система персонажей - способ выражения идейного и художественного замысла автора. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и, в конечном счете, на окружающую действительность. Чем сложнее, масштабнее творческая задача, решаемая художником, тем труднее построить стройную систему персонажей, тем хуже она подчиняется систематизации. Однако на основные тенденции можно указать. В зависимости от критерия, положенного в основу классификации, системы персонажей могут быть: Ответьте на следующие вопросы:
2 группа Портрет в художественном мире Толстого Для того, чтобы создать художественный образ, писателю – реалисту необходимо использовать множество изобразительных средств. И, пожалуй, один из самых распространённых приёмов создание образа – описание внешнего облика персонажа. Внешний облик не так важен, как внутренний мир, - эта мысль тоже одинаково близка и Пушкину, и Толстому. Поэтому при создании портрета действующего лица у них появляются детали. Говорящие о движениях, мимики, жестов, речи персонажа. Так и Лермонтов, изображая своего Печорина, хочет показать, что его походка говорит о скрытости, что его глаза не смеются, когда он смеётся. Выразить движение души через внешность – это цель психологического портрета. Итак, Толстой в своём романе развивает традиции Пушкина (лаконизм, тщательно отбор деталей) и Лермонтова (психологизм). Но, создавая свой очень масштабный по замыслу роман, автор не оставляет в стороне и опыт натуральной школы, понимая как много могут рассказать о персонаже детали его внешности и костюма. Так, например, князь Василий впервые описывается как “вошедший князь в придворном шитом мундире в чулках, башмаках и звёздах с светлым выражение плоского лица”. Описание костюма явно затмевает невыразительную внешность, а сам костюм не только переносит читателя в другую историческую эпоху (чулки, башмаки), но и подчёркивает высокое положение вошедшего при дворе. Напудренный парик старого князя Болконского – тоже не случайная деталь. Князь подчёркнуто сохраняет верность моде времён Екатерины, не желая принимать в расчёт происходящие изменения. В этом проявляется и старческое упрямство – но в то же время и некоторое фрондерство и недовольство современными порядками. Вспомним, что, в отличии от старого Болконского, у князя Василия – “надушенная и сияющая лысина”. Этот герой идёт в ногу со временем и с общественным мнением. Ответьте на следующие вопросы: 1. У неприятных Толстому персонажей, неизменными оказываются то жесты, то улыбки, то интонации. 2. Чем важнее духовная жизнь персонажа, тем меньше неизменных деталей портрета. Приведите примеры, иллюстрирующие эти два тезиса. Вспомните, какому из персонажей романа “Война и мир” принадлежат перечисленные ниже детали внешности:
3. Попробуйте вспомнить, как выглядела Татьяна Ларина, Обломов и Штольц. Определите, какие художественные приёмы используют авторы. В чём состоит новаторство Толстого? 3 группа Интерьер Интерьер, как средство характеристики персонажа практически не использовался в литературе классицизма и романтизма. Однако писатели – реалисты (вслед за Пушкиным) поняли, как много вещь может рассказать о своём владельце. Первоначально освоение интерьера как средство характеристики персонажа шло по пути увеличения детализации описания. Позже (вторая половина 19 века) к отбору деталей стали подходить строже. Описание сократилось – роль художественной детали возросла. Интерьер может характеризовать:
Интерьер может быть представлен: Ответьте на следующие вопросы:
4 группа Пейзаж в русской реалистической литературе Описание природы, окружающего нас мира является, безусловно, необходимой частью почти любого художественного произведения. Какие бы творческие и идейные задачи ни ставил перед собой автор, природа или городской пейзаж сопутствуют его героям. По мере развития реализма художественные функции пейзажа менялись: из места действия, фона он превращается в средство раскрытия душевного состояния персонажа или в способ выражения собственных чувств автора. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какую роль в раскрытии характера князя Андрея играют два эпизода, связанные с дубом? 2. Кто из перечисленных персонажей часто описывается на фоне природы, а кто лишь иногда обращает внимание на её красоту и совершенство? Кого из них невозможно представить в связи с описанием природы?
3. С какими персонажами ассоциируется:
4. Какие новые, неожиданные мысли и чувства появляются у героев романа в связи с этими пейзажами? 5. Что произошло с князем Андреем между его двумя “встречами” с дубом? 6. Как связаны пейзажи в романе с раскрытием внутреннего мира героев? 7. Что вы можете сказать о мастерстве Толстого-психолога? Вспомните эпизоды, в которых для раскрытия душевного состояния героев автор использует:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |