Преподавание литературы Урок чтения "Книги в кругу семьи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.25 Просмотров: 858 Возовикова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов Презентация литературной династии семьи Кузовниковых. Знакомство с рассказом уральского писателя А.А. Кузовникова “Оранжевая птица”. Цель урока: привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений. Задачи:
Материалы к уроку - Тексты для учащихся: “Оранжевая птица” А. Кузовникова. - Выставка книг: 1. “Деревянный орел” русская сказка в обработке Н. Колпаковой. 2. “ Жар-птица и Василиса-царевна” р.н.с. 3. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин. 4. “Сказка о золотом петушке” А.С.Пушкин. 5. Словарь славянской мифологии. 6. “Три царства - медное, серебряное, золотое” р.н.с. 7. “Финист - ясный сокол” р.н.с. 8. “Читайка” ежемесячный журнал для детей №5, 2007г. - Выставка творческих работ: 1. Рисунки “Природа глазами детей”. 2. Аппликации “Сказочная птица”. 3.Сочинения “Красота родного края”. - Материалы, использованные в презентации: 1. Журнал “Каменский заводъ” 2 (10) июль 2003. 2. В.Карелин “Кузовниковы. Фамильная династия литераторов”. 3. Фотографии из семейного архива Медведевых (Калимуллиных). 4. Книга А.А.Кузовников “Оранжевая птица” ( сборник рассказов). Ход урока Вступительное слово учителя. - 2007 год в России объявлен национальным годом чтения. Культурная общественность России, писатели, социологи, издатели, журналисты, педагоги, библиотекари, работники органов управления всерьез озабочены снижением интереса к чтению, уменьшением числа читателей библиотек. А.С.Пушкин писал: “Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная”. Мише Калимуллину здорово повезло - в его семье любят книгу. И не просто любят читать, а его прадедушка, прабабушка, бабушка сами были литераторами. - А кого называют литератором? ( писателя, учителя литературы) - Действительно, Кузовниковы- это фамилия Мишиных прабабушки и прадедушки, были и учителями литературы и писателями. - Династия литераторов – это тема Мишиного рассказа. А как вы понимаете это словосочетание? (Династия - переносн.о тружениках, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции. Любовь к книге, литературному творчеству передается от отца к сыну, дочери, внуку). Презентация династии литераторов семьи Кузовниковых. (Слово ученику 3 “В” класса Мише Калимуллину) (см. приложение 1) Знакомство с рассказом А.Кузовникова “Оранжевая птица”. 1) Выдвижение гипотез. - О ком или о чем этот рассказ? 2) Чтение учителем и подготовленными учениками 1 и 2 части рассказа. 3) Первичная проверка восприятия. -Что вы узнали из этого отрывка о Витасике Надеине? - Каким был этот мальчик? (наблюдательным, чутким, любящим природу, щедрым душой и сердцем, мечтателем, фантазером). Физкультминутка. Представьте себя березкой или осинкой, кедром, дубом и т. д. Подул легкий веселый ветерок и деревья разговаривают друг с другом. (звучит музыка). 4) Чтение учителем 3 части. 5) Пересказ учителем 4 части. 6) Рассказ о Жар-птице с обращением к выставке книг. - О волшебной сказочной жар- птице многие-многие люди долгие века мечтали и гонялись за ней. Часто гибли в этой погоне. Но она давалась в руки только тем, которые и в труде, и в борьбе не жалели, не щадили себя и добывали чудесную птицу не для себя, а во имя счастья всех людей! 4. Анализ языка и содержания произведения. - Почему же рассказ назван “Оранжевая птица”? - Чем этот рисунок так взволновал учителя? (У каждого из нас в детстве была своя оранжевая птица!) - Что хотел автор сказать этой фразой? (Необычное, яркое воспоминание из детства всю жизнь помогает людям пережить тяжелые минуты жизни). - Сможет ли нарисовать эту птицу Витасик? - Когда у мальчика обязательно получится оранжевая птица? (В сказках – народная мудрость гласит, что волшебная птица дается в руки тем, кто несет в мир добро и счастье). 5. Обобщение по теме урока. В нашем классе учатся добрые и неравнодушные люди. Об этом говорят творческие работы наших учеников. - Закройте глаза и представьте себе оранжевую птицу. (звучит музыка, на доске появляется рисунок Вики Протасовой “Оранжевая птица”) - А какой вы себе представили оранжевую птицу? - Какой получится у вас оранжевая птица, мы узнаем, когда вы принесете рисунки или поделитесь своими открытиями в природе в письменном виде (по желанию). - А помните, мы делали аппликацию с изображением сказочной птицы? Вы тогда удивили разнообразием птиц. (Выходят к доске авторы работ и кратко делятся своими творческими замыслами). 6. Итог урока. - Чем нас обогатил урок? 1. Чтение - вот лучшее учение. 2. Необходимо знать свои корни. 3. Знакомство с интересным рассказом уральского писателя. Благодаря Мише и его маме Марине Леонидовне, их стремлению узнать о своих корнях, мы познакомились с замечательным уральским писателем А. Кузовниковым и его рассказом “Оранжевая птица”. - Появилось ли у вас желание прочитать и другие рассказы А.Кузовникова? - А где и с кем вы любите больше всего читать книжки? - В заключение я хочу прочитать вам стихотворение:
7. Слово гостям. - Ваше отношение к книге? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |