Преподавание русского языка Корень и однокоренные словаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.25 Просмотров: 3930 Шилина Алеся Борисовна, учитель Тема: “Корень и однокоренные слова”. Цели урока:
Сюжетная линия: украинская народная сказка “Колосок”. Оборудование: учебник, карточки, сборник народных сказок. Ход урокаI. Организационный момент.
II. Введение в тему.– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, ведь мы будем путешествовать по украинской народной сказке. А по какой сказке, вы узнаете, если выполните задание. “Четвёртый лишний”. Колос, колосок, колесо, колосится. – Какое слово является “лишним”? Почему? – Как же называется сказка? – Какие это слова? – Почему эти слова родственные? – Как называется общая часть родственных слов? III. Сообщение темы и цели урока.Тема нашего урока “Корень и однокоренные слова”. Итак, послушайте, как начиналась эта история: – Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да Петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели, крутились да вертелись. А Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Как же он принимался за работу? Приготовили ладошки. IV. Пальчиковая гимнастика.– Что же было дальше? Кто помнит? – Вот однажды подметал Петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. – Круть, Верть, — позвал Петушок, — глядите, что я нашёл. Прибежали мышата и говорят: – Нужно его обмолотить. – А кто будет молотить? — спросил Петушок. И принялся Петушок за работу. V. Работа над ошибками.– Ребята, поможем Петушку? Но сначала вам нужно исправить свои ошибки в работе, которую писали на прошлом уроке, так как они будут препятствовать нам в дальнейшем. – Какую работу выполняли на прошлом уроке? – Посмотрите, ребята, как вы справились с прежним заданием? – На какое правило допущены ошибки? (Опрашиваю 2-3 уч.) – Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково, независимо от произношения.) – Какое правило нужно знать, чтобы впредь не допускать таких ошибок? (Вспоминаем правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.) – Мышата стали играть в лапту, а мы с Петушком принимаемся за работу. – Записываем число, классная работа. (Каждый самостоятельно выполняет работу над ошибками.) VI. Закрепление навыков правописания корня в родственных словах.Справились с заданием, закончили молотить. Вот Петушок кричит: – Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько мы зерна намолотили! Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть. – Только не мы! — закричали мышата. – Ладно, — сказал Петушок, — мы с ребятами снесём зерно на мельницу. А мышата продолжали играть. – Ну что, ребята, в помощь? Задание: “вырастите” свой колосок. Вместо точек впишите корень -колос-, чтобы получилась семья родственных слов. Выделите корень.
– Одинаково ли пишутся корни в однокоренных словах? Вернулся Петушок с мельницы, опять зовёт мышат. – Сюда, Круть, сюда, Верть. Мы муку принесли. – Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. – Только не мы! — запищали мышата. Подумал, подумал Петушок и говорит: – Видно, нам придется, и принялись за работу.
– Запишите слово, подберите ряд родственных слов, но так, чтобы одно из них было проверочным. Выделите корень.
Зерно – зёрнышко, зерновой. – Являются ли данные слова родственными? Почему? – Назовите корень в словах? – Как пишется корень в родственных словах? – Прочитайте слова первого (второго) столбика. Определите орфограмму в словах. Запишите выделенное слово вместе проверочным. Выделите корень. (По вариантам.) Замесили – месит, сказка – рассказывать. Замесили тесто, натаскали дров, затопили печь. А как печь истопилась, посадили в неё пироги. А пока пироги пекутся, немного отдохнём. VII. Физминутка. Гимнастика для глаз.Мышата тоже времени не теряли: песни пели, плясали. Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. Скорее сели за стол. А Петушок им говорит: – Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто работал вместе со мной? Кто не ленился? Опустили головы мышата. Стали вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев угощать! А как вы думаете, ребята, угостит ли нас Петушок? Почему? Вставим пропущенные буквы и узнаем. VIII. Словарная работа.– Р..бята, ..громное сп..сиб..! Угощайтесь! – Все ли безударные гласные можно проверить в данных словах? Почему? – Как называются слова с непроверяемыми безударными гласными? (Непроверяемые словарные написания нужно запомнить, или обратиться к словарю.) IX. Итог урока.– В какой сказке мы побывали? – Кому мы помогали сегодня? Отблагодарил ли Петушок нас за помощь? – Какие правила нам помогали работать на уроке? – Вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня. – Чему учит нас эта сказка? (Не лениться, а трудиться.) X. Оценивание учащихся.XI. Домашнее задание.Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |