Преподавание литературы Сценарий литературно-музыкальной композиции "Два гения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1062 Сельденкова Марина Александровна, учитель математики; Михеева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы На сцене портреты Пушкина А.С. и Лобачевского Н.И. на раздвигающихся стендах. Учитель русского языка и литературы: Гений, преодолевая «земное тяготение» окружающей среды, вязкую топь обыденности, прорывается в Неведомое, совершает духовный подвиг, порою сам того не сознавая. Он расширяет пределы человеческих возможностей. Учитель математики: Говорят: "От гениальности до сумасшествия один шаг…". И многие гении человечества были причислены психиатрами к психопатам, шизофреникам и т.д. Вместе (учитель русского языка и литературы): Светлая память гениям! Стенды раздвигаются. Летний сад, скамейка. Парень и девушка. Девушка читает роман Пушкина «Евгений Онегин», парень читает учебник геометрии Девушка:
Парень:
Чтец:
Девушка:
Чтение письма Пушкину от имени девушки: Ах, дорогой Александр Сергеевич… на фоне музыки романс на стихи Пушкина Парень:
Чтец: Читает стихотворение Осень
Слайд – осень. Песня Осень 1-й ведущий.
Слайд-клип фильма «О Пушкине» (романс «Как упоительны в России вечера») Чтец (в костюме пушкинской эпохи).
Несколько пар танцуют вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» или вальс Г. Свиридова из кинофильма по повести Пушкина «Метель». Ведущий 2 (за столом сидит Лобачевский. Слайд параллельные прямые, звезды, ночь. Лобачевский смотрит в телескоп)
Парень:
Девушка:
3 ведущий:
Парень:
Ведущий 1: Есть какая-то тайна века в том, что мы фактически ничего не знаем о встрече А. С. Пушкина с Лобачевским. Теоретически Пушкин мог встретиться с Лобачевским в Казани в доме профессора Казанского университета Фукса в 1833 году. Казань. Встреча в доме Фукса (слайд) Стол, за столом сидят Пушкин и Лобачевский. Слуга приносит бокалы. Парень и девушка на лесенке наблюдают за встречей. Ведущий 2: Вдохновение в геометрии нужно не менее, чем в поэзии. Геометрия Н. Лобачевского называется «воображаемая», а от «воображения» до «вдохновения» один шаг. Дом Фукса. Пушкин и Лобачевский сидят на диване. Стихотворение Н.И. Лобачевского: (читает Пушкину)
Пушкин А.С.:
Вдохновение в геометрии нужно не менее, чем в поэзии, а от воображения до вдохновения один шаг. Парень: Пушкин стремился «Стать с веком наравне». Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всем. Ведущий 2: Николай Иванович всегда был предельно требователен к себе. Если раньше он считал, что не чужд поэзии в самом высоком значении этого слова, то, познакомившись с прекрасными творениями Пушкина, безжалостно забросил стихотворство. Лобачевский: Я понял, у каждого свой талант и незачем обманываться. Больше свои стихи он никому не показывал. Свои стихи стали казаться убогими. Пушкин – гигант. Он вобрал в свой мозг весь мятежный дух своего века, выразил самое сокровенное. Ведущий 3: А сейчас и лампа под зеленым абажуром, и желтоватое лицо Пушкина, обрамленное кольцами волос, его чуть выпуклые светлые глаза, и звон бокалов, смех, разговоры – все кажется Лобачевскому иллюзорным: будто во сне. Поэт и геометр... Так ли уж далеко отстоят друг от друга две, казалось бы. противоположные, исходные точки познания мира? Возможно, и этим вот минутам суждено стать значительными. А может быть, они затеряются в хаосе событий... Но очень хорошо, что есть они, эти минуты! Романс на стихи Пушкина. 1 ведущий: Пушкин и Лобачевский шли впереди. Два гения. Признанный и непризнанный. Вдалеке зеленовато светилась Волга. В лунном сумраке особенно ощущалась первобытность, некая древность тех пространств, что уходили во все стороны. Пушкин молчал. Молчал и Лобачевский. Каждый из них понимал эту ночь по-своему. 2 ведущий: Геометр давно свыкся с глухим полумраком, безысходностью мохнатых казанских ночей, с завыванием собак; костры на противоположном берегу Волги не вызывали у него никаких мыслей. Здесь был его дом. Он родился на Волге и, возможно, умрет на Волге. 3 ведущий: Для кого-то сияют огни Невского, для кого-то шумит ночная Москва. А в Казани с наступлением темноты жизнь как бы сужается, люди жмутся к огням свечей и ламп. Пушкин всегда путешествовал по своей особой стране – стране романтики. Куда бы ни забросила его судьба, он повсюду находил источник вдохновения. Мир для него был насыщен красками, звуками, кровью и плотью. Абстрактные истины казались ему холодными, как лед. К ним было даже страшно притрагиваться. Он удивлялся таким людям, как Лобачевский. 1 Ведущий:
Девушка (голос из темноты): Сейчас он уже обдумывал «Капитанскую дочку», а Казань для него была тем городом, который должен взять Пугачев; опустошенная и погорелая Казань, куда приедет после всего Гринев... Николай Иванович очнулся от глубокой задумчивости и сказал: Я люблю ваши стихи. Я почти все их знаю наизусть Читает стихотворение
Лобачевский: У нас, математиков, свой язык – искусственный: язык формул, исчислений. Он очень краток, и потому, возможно, мы думаем быстрее, чем остальные люди. Пушкин усмехнулся. Парень (голос за сценой): Но сейчас Пушкин особым своим чутьем угадал в Лобачевском нечто беспокойное, резко прямое, близкое ему. Ведущий 1 (голос за сценой): По словам сестры Пушкиной Ольги « арифметика казалась для него недоступной и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. Ведущий 2: В математическом классе вызвал его раз учитель Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Пушкин: «Спасибо и Карцову, что он из своего математического фанатизма не вел войны с моей поэзией»… Голос за сценой (ведущий 3): Николай Иванович говорил с увлечением, опуская все второстепенное, стремясь лишь донести основную мысль своего открытия. Он был хорошим лектором и педагогом. Пушкин уловил главное: взволнованность. Он не предполагал, что о сухом предмете геометрии можно говорить так вдохновенно, поэтично. Лобачевский говорит горячо и убежденно. (Слайд) В разработанной мной новой геометрии многие утверждения звучат неожиданно. Некоторые из них: 1. Через точку А, не лежащую на прямой а, проходит бесконечное множество прямых, не пересекающих прямую а и лежащих с ней в одной плоскости. Пушкин: Вдохновение в геометрии нужно так же, как и в поэзии. Вот вы говорите, что математики открыли прямые средства к приобретению знаний: они спрашивают природу. Поэт поступает так же... Лобачевский: Все полагают, что математика наука сухая, скучная, состоящая только в умении считать. Это нелепость. Цифры в математике играют самую ничтожную, самую последнюю роль. Это – высшая философская наука, наука величайших поэтов… Я ведь считать совсем не умею; ты сам знаешь, что многие из моих учеников считают лучше меня. Ведущий 3: Не только для гения, для простого смертного что может быть печальнее равнодушия? Подумать страшно: человек всю жизнь шел к великой цели, достиг ее, поймал свою жар-птицу, но никого это не интересует: ни коллег, ни друзей, ни жену, сам смысл трудов ото всех сокрыт, жар-птицу никто не видит, а те, кто и видит, считают, что вряд ли стоит громко о том . Парень: Я много думал: счастлив ли был Лобачевский? Нищее детство. Утонул любимый брат. Умер любимый сын. Дом сгорел. Интриговали вокруг людишки, мелко, но больно огорчали. Жена, влюбленная в картежную игру, истерики с требованием денег. Слепота, отнявшая все краски у заката его жизни... Но ведь была и веселая озорная молодость, хохот, скачка верхом на корове в городском саду. Выносили выговоры, записывали на черную доску, даже в карцер сажали – ему все нипочем. Была ранняя ревнивая страсть к науке и раннее признание таланта. Преданные взоры учеников. Спасение университета от холеры. Государем дарованный перстень. И девочка, еще не ведающая о картах, лучистая от любви, и сладкое бессилие от взгляда ее.. Девушка:. Великие мира сего были велики не только в своём таланте, но и в любви к Женщине. Великие любили талантливо, самозабвенно, искренне. Чтец:
(Слайд Наталии Гончаровой) Ведущий 1: А.С.Пушкин был влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле. Любовь у Пушкина – это животворящая сила. Чтец:
Песня Натали в исполнении Г.Лепса (На слайде возникает портрет Наталии Гончаровой) Пушкин:
Ведущий 1: Лобачевский умер в 63 года от паралича легких. Понимал, что умирает, сказал просто: «Человек родится, чтобы умереть». И умер так тихо, что даже доктор не поверил, все щупал пульс, капал на лицо свечной воск, следил, не дрогнут ли мускулы... Ведущий 2: А задолго до смерти молодой 36-летний Лобачевский в своей знаменитой речи "О важнейших предметах воспитания" сказал: "Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое напоминало бы нам, что мы живем... Будем же дорожить жизнью, пока она не теряет своего достоинства". Парень: В имении своем посадил Николай Иванович молоденькие кедры и потом часто говаривал: «Ничего, доживем до кедровых шишек!» Первые шишки появились в год его смерти. Не дожил. (Слайд шумящие кедры (лес) музыка) Чтец:
Памятник Лобачевскому в Казани (показ слайда) Ведущий 1: Независимость была для Пушкина одним из проявлений свободы: «Мы – вольные птицы; пора, брат, пора!» Недаром слова «свобода», «вольность» повторяются в его сочинениях почти столь же часто, как «дружба», «любовь». Он высмеивал и презирал ценности, исчисляемые в деньгах, предполагая высшее предназначенье человека: Ведущий 2: Вспомним напоследок его лицейскую эпитафию: Здесь Пушкин погребен, он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век. Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек. Ведущий 3: В последние минуты жизни Пушкин в полузабытьи словно пытался подняться ввысь по незримой лестнице и звал всех за собой. Его поэзия была именно такой незримой лестницей в небо потому, что он земными словами рассказывал о небесном. Девушка:
Парень читает учебник геометрии и закрывает книгу – Вот атмосфера, в которой пересеклись параллельные пути Пушкина и Лобачевского. Девушка читает роман Пушкина «Евгений Онегин и закрывает книгу. – Они не могли не появиться. Без них не было бы и России. Песня Г.Лепса Спокойной ночи, господа. На сцене появляются учителя. Учитель русского языка: Невозможно полностью дочитать роман жизни … Учитель математики: Но когда бы он ни прервался, бокал всегда полон. Потому что жизнь бесконечна. Выходит слуга с подносам. На подносе полные бокалы. Учитель русского языка и литературы: Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Учитель математики: Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов! Вместе: Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия! Звучит музыка «Как упоительны в России вечера». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |