Преподавание русского языка Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обученииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 752 Гуреева Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы Большие возможности для внутренней дифференциации дает использование ЭВМ в организации учебно-воспитательного процесса. К внутренней дифференциации мы относим гибкие, мягкие, ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с первых шагов в школе на уроке. Для этого в его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать удобные, интересные ему типы заданий, содержание учебного материала, а также форму его выражения. Использование ЭВМ на уроках русского языка дает учителю большие возможности. За небольшой промежуток времени (урок – 45 минут) учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические. ЭВМ можно использовать на уроках – зачетах, уроках – практикумах. (см. Приложение 1) Дифференцированный подход на этих уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития. Групповой формой деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учеников, если:
Индивидуальной формой деятельности является такой способ организации работы, когда:
Реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы, названные условно А, В, С и Д. В группу “А” входят учащиеся, знающие сверх программы, в “В” – с хорошим уровнем знаний и умений, в “С” – с минимальным уровнем знаний и умений, в “Д” – не достигших минимального уровня. С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели. С учащимися групп “А” и “В”:
С учащимися группы “С”:
С учащимися группы “Д”:
Одним из способов включения слабых учащихся в продуктивную учебную деятельность является использование дозированной помощи, разработанной в рамках исследования по коррекционной педагогике. Выделено три основных вида такой помощи:
Дозированная помощь включается в текст самого задания (в качестве вспомогательных средств используются схемы, чертежи, начало выполнения задания и т.д.) Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Для проведения уроков – зачетов, уроков – практикумов с использованием ЭВМ класс делится на три группы (по 7-8 человек в группе). ((см. Приложение 2). В каждой группе выбирается консультант. Время работы в каждой группе 10–12 минут. 1 группа работает на персональных компьютерах, выполняя задания теста. (индивидуальная дифференцированная работа). Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень сложности теста (тест разработан в двух уровнях сложности: 1 уровень – основной, 2 уровень повышенной сложности). Перспектива: к концу изучения темы учащиеся групп “В” и “С” могут выбрать тест повышенной сложности и проверить свои знания по данной теме. Вследствие этого:
Консультанты вносят в протоколы (см. Приложение 2) оценки, которые получили ученики группы за тест, индивидуальные карточки, за работу в творческой лаборатории. 2 группа работает по индивидуальным карточкам (индивидуальная дифференцированная работа). Здесь учащимся тоже предоставляется возможность выбора задания. Выбрав карточку основного уровня и справившись с ней, ученик может взять карточку повышенной сложности, требующей нестандартного подхода для ее выполнения. Таким образом, каждый продвигается вперед индивидуально, в своем собственном темпе. Работа с тестом и индивидуальными карточками способствует развитию самостоятельности учащихся, формирует чувство ответственности. Ребятам дается возможность решить проблему, не прибегая к помощи учителя и одноклассников. 3 группа работает в творческой лаборатории (групповая дифференцированная работа). Работа в группе способствует развитию и формированию у учащихся моральных и нравственных качеств личности. Школьники учатся не только выслушивать мнения своих товарищей, но и находить общее решение проблемы. Учащиеся при работе над творческим заданием учатся высказывать свое мнение (идет развитие устной связной речи). А так как творческую работу надо оформить письменно (и развитие письменной речи). В конце урока группы отчитываются перед всем классом. При оценке творческих работ учитывается грамотное оформление работы, соответствие работы предложенному заданию, выразительное чтение. По окончанию работы группы меняются заданиями по вертушке (учащиеся 1 группы теперь в течение 10 – 12 минут работают по индивидуальным карточкам, учащиеся 2 группы работают в творческой лаборатории, учащиеся 3 группы на персональных компьютерах и т.д.) Использование ЭВМ на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере. Правильная организация уроков с использованием ЭВМ требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию содержания обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого, способного реализовать свои собственные, в том числе и образовательные проекты и стремящегося к самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Таким образом, использование ЭВМ на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |