Преподавание русского языка Правописание е-и в чередующихся корняхNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.20 Просмотров: 1947 Бубнова Ирина Анатольевна, учитель русского языка Цели:
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии. Оборудование:
ХОД УРОКА I. Фонетическая зарядка. – Запишем сегодняшнее число. Семнадцатое апреля. Классная работа. Назовите корень в слове “семнадцатое” (Семь) – В какой позиции находится гласный в корне? (В слабой) – Подберите сильную позицию – Семь, семьдесят – Что это за слова? – Нас сегодня в гости приглашает очень интересная девочка. Ее зовут Ира. А живет она в стране “Орфография”. Она изъявила желание помочь нам в усвоении очередной орфографической темы. Но сначала мы должны все наши знания привести в порядок и проверить домашнее задание. II. Проверка домашней работы. Способ проверки домашнего задания выбирает учитель: самопроверка или взаимопроверка по контрольной карте. III. Опрос работающего у доски по карточке.
– Какое фонетическое явление предоставлено в данных словах? (Чередование гласных) IV. Изучение нового материала. – Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. Даны слова. Распределите их в два столбика. Разбирать, блестеть, разбери, блистать, запереть, запирать.
– Почему вы распределили слова таким образом? – Какие это слова? (Однокоренные) – Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных) – Какие гласные чередуются? (Чередование гласных е и и) – Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется е, а когда и. Сформулируйте тему нашего урока. – Буквы е и и в корнях с чередованием. – Записываем тему урока в тетрадях V. Создание проблемной ситуации. – Итак, пришло время отправиться в гости к Ире. А узнала я о том, что она приглашает нас в гости из письма от подружек Иры. Вот послушайте.
– Я выписала все глаголы из письма в один столбик. А в другой записала однокоренные слова. Вот что получилось.
– Вопрос, который меня попросила задать Ира. – Почему в словах 1 столбика в корне пишется и, а в словах второго столбика – е? (В словах первого столбика за корнем стоит суффикс А, а во втором столбике его нет). – Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? (Буквой после корня. Суффиксом а) – За корнем следует суффикс а, поэтому в корне пишется и.
Ира предлагает вам следующее стихотворение:
– Какие корни принимают букву и? – Если за корнем есть суффикс – а. – Ребята, откройте §112. Прочитайте правило. – Когда в корнях с чередованием пишется е, а когда и? VI. Закрепление изученного. а) Устный орфографический разбор Дети объясняют правописание слов, грамотно написанных на доске. Учитель графически обозначает орфограмму. Замираю, замер, избирает, изберу, задеру, задираю. Образец устного объяснения правописания.
Образец записи на доске после устного объяснения:
б) Предупредительное осложненное списывание. Соб_раю слова, зад_рать голову, ст_реть надпись, бл_стает май, расст_лил коврик, пост_лем скатерть, разж_гать костер, зап_р дверь, проб_ремся к реке. Учащиеся по очереди выходят к доске , сначала объясняют правописание каждого слова, потом выставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях. Образец выполнения. Собираю слова, задирать голову, стереть надпись, блистает май, расстелил коврик, постелем скатерть, разжигать костер, запер дверь, проберемся к реке в) Предупредительный распределительный выборочный диктант. – Ребята, у жителей “Улицы чередующих гласных” возникла проблема. В доме № 1 и № 2 стали проникать посторонние. Никакая охрана не в силе справиться. Ира обращается к вам с просьбой помочь в наведении порядка.
Перед записью вы показываете карточку Е или И и хлопаете, если слова – посторонние. Учащиеся записывают в два столбика. Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять(друзей), отдеру, интересоваться. г) Объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте или один ученик пишет на обратной стороне доски. Ребята видели, как незнакомец осторожно пробирался к реке. Сначала расстелил на берегу разноцветный коврик и приступил к наблюдению за звездами, которые блестели на небе. VII. Итог урока. – С чем познакомились на уроке? – Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании слов с чередующимися гласными в корне. VIII. Задание на дом. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |