Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Исследовательская работа "О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Исследовательская работа "О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.01.19
Просмотров: 662

Мишина Нина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Моя педагогическая деятельность началась в 1973 году в Очёрской спецшколе для трудновоспитуемых подростков. Моим наставником была Сологуб А.М., человек удивительной души, прекраснейший учитель русского языка. Именно она отправила меня в 1974 году поработать воспитателем , за что я ей очень благодарна. Этот год работы в роли воспитателя с трудными подростками дал мне очень многое и определил моё будущее. Работа с личными делами, доверительное общение с мальчишками обрисовали такую бездну горя, безысходности, «глухоты» со стороны взрослых….

С таким душевным грузом я ушла работать в общеобразовательную школу. Почти 20 лет я работала учителем русского языка, литературы, постоянно была классным руководителем и всегда, как могла, старалась помочь тем детям, у кого видела как учебные, так и другие проблемы.

С 1994 года работаю совместно с группой московских учёных, занимающихся вопросами образования детей, имеющих проблемы различного рода. В 1994 – 1995 годах – участник русско – американских семинаров, посвящённых этой же проблеме. На первом международном семинаре обсуждался проект «Интегрированный класс», цель проекта - доказать, что содружество учащихся, родителей и педагогов способно разрешить все проблемы: и учебные, и воспитательные. Данный проект реализовывался с 1995 по 2004 годы и был успешен. Реализация проекта освещалась в газете «Первое сентября» в материалах семинара «Как научить неуспевающего», в 2000 году о 5-летних итогах работы было доложено на 6 Всероссийской конференции, проводимой Московским ИПИ РАО «Реабилитация детей с особенностями развития средствами образования».

Московский институт педагогических инноваций данной проблемой занимается с начала 1990-х годов. С 1995 года стали проводиться Всероссийские конференции, участницей которых я была многократно. Практическая работа с проблемными детьми по русскому языку осуществлялась мною в Летней школе (экспериментальная площадка ИПИ РАО на базе о/л «Гагаринец» Нытвенского района), где учителя – практики совместно с учёными исследовали условия успешной работы по обучению детей с проблемами. Несколько лет была участницей творческой педагогической лаборатории, которой руководила кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе ПГПУ Санникова А.И.

В 2004 году по собственной инициативе стала учителем русского языка и литературы, а также классным руководителем 8В класса, только что созданного в параллели 8-х классов.

В 2001 году сдала философию и английский язык (кандидатский минимум). Есть внутренняя потребность осмыслить и, может быть, как-то систематизировать тот практический опыт, который имею за 30 с лишним лет работы с проблемными детьми в общеобразовательной школе.

Обобщением опыта я занимаюсь постоянно на самых различных уровнях, имею печатные работы, но данная работа предполагает особый подход к затронутой теме, это синтез науки и практики.

Цель: проанализировать условия, при которых работа с детьми, имеющими проблемы (дезадаптация, девиантность, отклонения в физическом и психическом развитии) приобретает смысл как для учителя, так и для ученика, когда их отношения строятся на основе взаимоуважения, доверия.

Задачи:

  1. Дать теоретический анализ литературы по проблеме.
  2. Изучить практическое состояние проблемы.
  3. На основе анализа литературы, изучения практического состояния проблемы разработать некоторые подходы к образованию и развитию особенных детей.
  4. На основе диагностических данных в перспективе подобрать методики, которые помогут в разрешении выше обозначенной проблемы

Новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка не в публицистической, а в обобщённо-рефлексивной форме обобщить работу с позиций сотрудничества, который родился в результате моей педагогической деятельности, а особенно, в деятельности последних 10 лет, так как это были годы очень большой напряженной работы, которая носила характер коллективного творчества целого содружества педагога, учащихся и родителей.

Актуальность проблемы: недостаточная теоретическая разработанность исследуемой проблемы и большая практическая значимость поиска путей её решения обусловили выбор темы «О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей». Объект исследования – класс, детское сообщество, в котором при его формировании учитывались проблемы различного рода, обусловленные недостаточной подготовленностью учащихся к обучению, культурному общению, следствием чего была высокая степень агрессии, неадекватное поведение. Предмет исследования - межличностные отношения учащихся, а также условия, при которых образование становится ценностью.

Гипотеза: я предполагаю, что при желании каждый педагог может простроить свою деятельность с любым учеником, родителем, если эти отношения будут построены с позиций не воздействия, а взаимодействия.

Значимость: какой аудиторией может быть востребована эта работа? Любой… Педагогами, родителями, а, может быть, и наукой.

Главное требование к педагогу современной школы.

«В последние годы в нашей стране обозначился новый этап в развитии педагогического образования… Но эти новации затрагивают в первую очередь организационные, а не собственно содержательные стороны профессионального образования педагогов,» - так начинает свою статью «Профессиональный педагог как цель педагогического образования» Е.И. Исаев, доктор психологических наук, профессор Тульского государственного педагогического университета. Продолжая углубляться в проблемы педагогической деятельности, учёный отмечает: «…Преобразуются функции педагога – НЕ ТРАНСЛЯТОР ЗНАНИЙ, А ПРОЕКТИРОВЩИК, КОНСТРУКТОР УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА…. Педагоги должны учить не только знаниям, но и способам их добывания, умению формировать учебную деятельность…, самоопределяться в истории и культуре, развивать у школьников техники понимания, мышления, действия, рефлексии»1 .

Далее учёный отмечает, что выпускник педвуза – сразу после получения диплома – должен уметь практически, профессионально работать с процессами образования и развития, владеть способами конструирования и оформления оригинальных методик и средств педагогической работы. Это всё - в будущем…

Но реалии дня сегодняшнего уже требуют именно таких педагогов – профессионалов. Давайте исследуем только одну, но, на мой взгляд, очень важную сторону образовательного процесса: контингент учащихся. Почему в 90-е годы прошлого века так резко встал вопрос о дифференциации в общеобразовательных школах? Почему в это же время поистине дискуссионным, общественно значимым, становится вопрос о судьбе детей – инвалидов? Обратимся к фактам и цифрам:

- со снижением детской смертности росла и продолжает расти детская инвалидность. Из доклада «О положении инвалидов в РФ»: с 1994 по 1996 год детская инвалидность выросла на 35 %.

- ухудшение экологической ситуации имеет непредсказуемые последствия: в 1992 году г. Краснокамск был отнесён к зоне чрезвычайной экологической ситуации. И вот результаты: детская смертность выше среднеобластной в 1,3 раза, из 711 новорождённых в 1994 г. 516 имеют диагноз энцефалопатия, увеличивается число детей с неврозами, эпилепсией, поражениями головного мозга, каждый 3 ученик начальных классов – с задержкой психического развития.

- а вот данные по РФ на 1996 год: количество нормативно здоровых, не имеющих трудностей в обучении детей не превышает 15 – 20%. А остальные? Они в группе риска, и при любом стечении обстоятельств они могут оказаться без образования,без профессии.

- беспризорные и безнадзорные дети. Статистические данные по этим категориям детей очень противоречивы, приводят в тупик. Вот выдержка из журнала «Человек и закон» №3 за 2003 год из статьи В. Матвиенко: в 1995г. лишено родительских прав 20 тыс., а в 2000г. – 43 тысячи семей. Внебрачные дети : 2000г.

- 354 тысячи человек, это 28% от всех родившихся, причём 22тыс. рождены несовершеннолетними матерями. Из сообщения генерального прокурора РФ на 2004 год: в стране сейчас свыше 700 тысяч беспризорных и свыше 1млн. безнадзорных, а это больше, чем после Великой Отечественной войны.

- а вот данные по Горнозаводскому району: 2003г. - 92 преступления и правонарушения; 2004 г. - 190 преступлений и правонарушений.

Приведённые выше данные наглядно демонстрируют, что контингент учащихся общеобразовательной школы за последние 10 лет претерпел существенные изменения и продолжает меняться на глазах. Образование для некоторой части учащихся теряет всякую ценность, вначале ученик выпадает с некоторых уроков, затем выпадает из учебного процесса, затем школа старается избавиться от неуспевающего, проблемного подростка. Объяснение очень простое: ленится, учиться не хочет, родителей в школу не дозовёшься. Да, так оно и выглядит со стороны.

Уважаемые коллеги! У меня есть к Вам один вопрос: «Скажите, хотите ли Вы, чтобы у Вас в жизни было плохо?» Больше, чем уверена, что каждый из нас ответит: «Нет!» И ребёнок, и подросток тоже не хочет, чтобы в его жизни было плохо. И родитель тоже. Значит, есть какие-то причины, проблемы, которые они не в силах решить самостоятельно. Вот здесь-то и нужна помощь умного, компетентного, доброго и отзывчивого человека. И если в окружении проблемного ребёнка найдётся хотя бы один взрослый, способный помочь ему в преодолении сложностей, то есть надежда, что проблемы уйдут, всё образуется. Это может быть не только социальный педагог, но и классный руководитель и учитель – предметник. Это не так важно. Важно другое: этот педагог должен быть подлинным профессионалом. И «…если я профессионал, - пишет Слободчиков В.И., доктор психологических наук, профессор, член – корреспондент РАО в своей статье «Безопасное образование», - то я обязан знать условия благоприятные, охраняющие, и неблагоприятные, разрушительные…для всех участников образования.»1

По мнению учёного существует две базовые характеристики образования. Первая из них говорит о том, что образование - это универсальный способ трансляции общественно – исторического опыта, дар одного поколения другому, а вторая, что это всеобщая культурно – историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. Так вот от того, ЧТО мы передаём в дар другому поколению и КАК мы это ДЕЛАЕМ, очень сильно зависит и физическое , и душевное, и духовное здоровье наших воспитанников. И если современная педагогическая наука способна как – то ответить на вопрос ЧТО дарить, то вопрос о том, КАК ДАРИТЬ, как же ОСУЩЕСТВИТЬ этот ДАР так, чтобы его принял КАЖДЫЙ ребёнок, подросток, пока остаётся вопросом, который необходимо решить, и чем быстрее, тем безболезненнее это будет для общества.

Если у человека есть потребность в знаниях, то современная школа предоставляет ему много возможностей для реализации его желания. Совсем иное дело, если стремления к получению знаний нет (даже в хороших семьях это наблюдается нередко, и причин к тому великое множество, а если и семьи нет, и душевно близких людей в окружении ребёнка нет, то…) Как же должен работать педагог, чтобы культурно – историческая форма становления и развития сущностных сил человека стала всеобщей? Иначе говоря, при каких условиях ребенок, подросток, имеющий проблемы прежде всего в обучении, обретёт желание учиться?

Условия, при которых особенный ребёнок включается в учебную деятельность.

Московский Институт педагогических инноваций Российской Академии Образования к 1995 году пришёл к выводу, что одна из

центральных проблем российского образования – это образование детей, имеющих трудности в обучении. Последующий анализ, конференции с общественными организациями, семинары в учреждениях специального образования подтвердили как масштабность проблемы, так и беспомощность большинства педагогов, работающих традиционными методами, при столкновении с этой проблемой. Поэтому в 1994 – 1995 годах было проведено несколько семинаров и конференций с участием профессоров коррекционной педагогики США. В ходе этих семинаров и конференций стали выявляться учителя, которые имеют явно положительный опыт работы с особенными детьми.

На одном из семинаров родился проект.

Идея проекта заключалась в том, чтобы летом, когда не давят учебные программы, планы создать школу, в которой будут учиться все – и ученики, и учителя. В качестве преподавателей предложили пригласить учителей, которые умеют работать с неуспевающими детьми и добиваются неплохих результатов. Эта идея была поддержана учителями школ Нытвенского района, руководителями Нытвенского РУО, Департаментом образования и науки Пермской области, директором ИПИ РАО, а затем и Министерством образования РФ.

Цель проекта: на базе о/л «Гагаринец» Нытвенского района в одну из смен собрать классы коррекции или обычные классы, в составе которых немало проблемных детей ( поведение, здоровье,, и т. д.) и учителей, деятелей культуры, имеющих опыт работы с особенными детьми. Совместными усилиями они организуют экспериментальный учебный процесс, пытаясь выработать способы, которые позволили бы ученикам преодолеть хроническую неуспеваемость, вернуться в образовательное пространство, из которого они по разным причинам выпадают. Так в 1996 году в Нытвенском районе родилась Летняя школа.

Мне довелось быть участницей ЛШ в 1996,1999,2000,2001 и 2002 годах, т.е. все идеи, замыслы и проекты, рождённые этой школой, в основном, реализовывались на моих глазах, и более того, я сама принимала активное участие в их реализации, а затем многое апробировала в своей практике в общеобразовательной школе.

Первый год работы в ЛШ, чтение огромного количества педагогической литературы (спасибо творческой педлаборатории и Санниковой А.И.) убедили в том, что в работе учителя очень важны 2 фактора:

  1. Позиция учителя.
  2. Развитие эмоциональной сферы учащихся, т.к. именно мир эмоций помогает формировать такое качество, как гуманизм, а это нравственное понятие лежит, по – моему, в основе формирования Личности.

По первому направлению мною изучены многие книги и статьи В.А.Сухомлинского, С.Л. Соловейчика, работы Л.С. Выготского, учебники по психологии В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, очень интересна книга

П.П.Блонского «Избранные педагогические и психологические сочинения», изданная в начале XX века, переизданная в 70-е годы, книги Ш.А.Амонашвили, произведения А.С.Макаренко, очень интересна и полезна книга Е.В.Бачевой «Школьный треугольник улыбается», книги и статьи Санниковой А.И., Я. Корчака, Р. Кэмпбелла, книга О.С.Газмана «От авторитарного образования к педагогике свободы» и т.д.

Чтение данной литературы углубило и систематизировало моё понимание термина «сотрудничество», натолкнуло на мысли о том, на каких основаниях возможно по-новому строить работу с родителями и учащимися.

По второму направлению тоже перечитано очень много и русских и зарубежных авторов. Убеждена в одном: работа над развитием мира эмоций у школьников необходима, т.к. эмоции влияют и на наше восприятие, и на формирование характера, т.е. напрямую связаны с развитием личности. В современной науке мир эмоций ещё мало изучен.

Последующие годы работы в ЛШ, для меня с 1999 года, помогли выявить ещё одно направление:

Рефлексивно – деятельностный подход к обучению. В 2005 году на 1 Всероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», где мы (Зарецкий В.К. - Москва, Антонова А.Н. –Нытва, Мишина Н.Д. – Горнозаводск) проводили круглый стол «Учебное исследование в работе с детьми с особенностями развития», впервые для меня шёл разговор уже не о подходе , а о рефлексивно – деятельностном методе обучения.

В своей работе я остановлюсь только 1 и 3 направлениях, т.к. считаю их наиболее проработанными и научно обоснованными.

ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ.

Смысл слова «позиция» разные словари толкуют одинаково.

«Толковый словарь иноязычных слов» под редакцией Л.П.Крысина:

«Позиция (лат.positionis–положение, состояние). Из 7 значений словарной статьи для нас интерес представляет первое значение: положение, расположение кого-чего-нибудь».

Точно также значение этого слова раскрывает «Толковый словарь

русского языка для школьников» под редакцией Ю.В.Алабугина.

Более точное определение этого понятия даёт психологическая наука: ПОЗИЦИЯ – ЕСТЬ НАИБОЛЛЕЕ ЦЕЛОСТНАЯ, ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ДОСТИГШЕГО ПОЛНОЙ САМООПРЕДЕЛЁННОСТИ, САМОТОЖДЕСТВЕННОСТИ, СТАВШЕГО В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев «Психология человека», М. «Школа-пресс», 1995г., стр. 159).

Далее авторы отмечают, что «построить позицию» раз и навсегда невозможно. Свободный и ответственный выбор места, образа действий и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. А если выбор сделан, то… «…на том стою и не могу иначе». Этот афоризм Лютера подчёркивает, что выбранная позиция (отношение к миру), должна постоянно поддерживаться человеком, выверяться, доопределяться. Позиция определяет действия, которые человек не может не совершать

Но человек – это явление общественное, т.е. в своей деятельности он постоянно вступает в отношения с другими людьми. Свободные отношения он выбирает сам, но отношения могут быть навязаны по воле случая, от рождения, по выбору других людей.

Схематично эти явления можно изобразить так:

img1.JPG (1643 bytes) свободные отношения людей, вступающих в совместную деятельность, в совместный труд. И отношения, которые складываются в процессе совместного труда, можно назвать СОТРУДНИЧЕСТВОМ.
навязанные отношения, когда человек лишён права выбора. Связи и отношения задаются и обеспечиваются только лидером, его личным авторитетом. Стиль таких отношений АВТОРИТАРНЫЙ.

Учитель – это человек, получивший специальное педагогическое образование, его право на авторитет подтверждает документ государственного образца: диплом о высшем или специальном образовании.

Получив диплом, я сама начала работать как жёсткий авторитарий. Недаром Сологуб А.М. отправила меня работать в воспитатели. А затем годы работы в школе, постоянное общение с ребятами, родителями привели к такому стилю, который, по моему мнению, наиболее эффективен в работе с учащимися. Практика 90-х годов, совместная работа с наукой (Пермь, Москва), чтение педлитературы, 9 лет работы над проектом «Интегрированный класс») и последний год работы в обычно – особенном классе прожиты в состоянии рефлексии. Во мне жила необходимость осознания собственной деятельности, т.к. я видела её результаты.

Современный учитель, это моё абсолютное убеждение, должен чётко различать эти позиции и чувствовать, какая позиция необходима в решении предстоящей проблемы. В работе же с проблемными детьми личностный контакт – залог предстоящей плодотворной работы – можно установить только с позиций сотрудничества, это однозначно.

В 10 классе (2003г.) я проводила анкету, один из вопросов был сформулирован так: «С каким учителем – авторитарием или сотрудником – вы предпочли бы заниматься русским языком, готовясь к ЕГЭ?» 16 человек из 19, присутствовавших в классе, ответили: «…с учителем – сотрудником.»

Цель этой исследовательской работы я вижу в том, чтобы поделиться своими мыслями, наблюдениями, т.е. обобщить наработанный в этом плане опыт. Поэтому несколько слов о классах и условиях, в которых я работала последние 10 лет.

В 1995 году после выпуска 9 класса я по своей инициативе пришла работать во 2Г класс. Отбор детей перед 1 классом: дети, у которых не сформированы навыки чтения, письма, счёта и домашние дети - наукой вполне оправдывается. В этом классе учились и мои собственные сыновья, поэтому класс знала, видела насколько проблематично будет как обучение, так и воспитание. Из 19 учащихся 16 детей имели различные проблемы: 12 человек – здоровье, 4 дезадаптация, 2-3 человека были лидеры с ярко выраженными признаками девиантного поведения.

В 2004 году мы с ними закончили 11 класс. Начало 2 класса вспоминается как кошмарный сон, последующие 8 с половиной лет были годами интенсивной, плодотворной и творческой работы в теснейшем контакте с родителями (это тоже плод сотрудничества). Никогда в течение всех 9 лет уч – ся моего класса не сбегали особо с уроков, это было ЧП. За все эти годы я «потеряла» только 1 ученика – это был Алёша Степанов, но он был оставлен по просьбе матери – «пусть немного повзрослеет». Повзрослел: 3 года отсидел в 7 классе, а затем - в тюрьму.

За 9 лет через мой класс прошли 10 сложнейших подростков, и все они ушли в нормальную самостоятельную жизнь. В 7 классе уходил в другой коллектив Храпов Александр, но не прижился в соседнем классе, весной пришёл проситься обратно и 11 закончил в родном 11В. В своей параллели, по словам учителей, это был самый слабый класс, но тем не менее в старших классах мы по учёбе не были на последнем месте, а на 1-вом в 11 классе были. ЕГЭ по русскому языку сдали на уровне других 11-х, а по математике – половина учащихся получила очень низкие баллы. Причину таких результатов я тоже вижу в позиции учителя - предметника.

2004 год. Я стала классным руководителем и учителем русского языка и литературы в 8В классе: 17 мальчиков, из них 7, на конец года 8, - дети детского дома, 1 второгодник, 1 юноша – переросток из Очёрской спецшколы, 1 – ребёнок-инвалид и 7 мальчишек – домашние дети, состоящие на различного рода учётах от внутри школьного до ПДН.

Нормальная полная семья одна, но и там ребёнок - инвалид. Главные проблемы у них одинаковы: поведение, отсутствие культуры, нежелание учиться, т.к. знания очень слабые и больше половины учащихся - больные дети. 12 – 13 человек – холерики и сангвиники. Девочек нет ни одной. Работать в таком классе очень сложно. Тем не менее 8 класс закончили все учащиеся, и даже 2 хорошиста вырастили за год, за 4 четверть – 4.

А теперь некоторые мысли, которые я бы назвала принципами моей работы с ребятами:

1. Предельная честность, открытость, объяснение всех своих действий и поступков.

2. Личный контакт с каждым учеником в классе. Постоянная работа с душой ребёнка: взаимопонимание, взаимодоверие. Такие отношения складываются не сразу, поэтому очень много приходится работать индивидуально с учеником, а также с родителями и воспитателями детского дома. Постоянно. В такой работе проясняются проблемы ученика, идёт совместный поиск выходов из ситуации. Ребёнок чувствует, что он значим для учителя. У Я. Корчака есть прекрасные слова по этому поводу: «Стремись понять, увидеть достоинства ребёнка, а не укоряй кем – то другим».

3. Моё стремление быть человеком чести, этого же требую и от ребят.

4.Умение самой признавать свои ошибки и извиняться (и при классе тоже). Такие же требования и к ребятам

5. Договор – святое дело. Постоянно обговариваем с классом всё, что касается нашей урочной и внеурочной деятельности, и если договор заключён, то неукоснительно требую его исполнения. Исключения бывают, тогда всё объясняю ребятам.

6. В учебной и вне учебной деятельности создаю ситуации выбора. Уметь выбирать и нести ответственность за свой выбор - это очень сложно, но необходимо в самостоятельной жизни. Если выбор неверен, совместно рефлексируем, анализируем, делаем выводы и ищем выходы.

7. Не кричать, не оскорблять, не унижать ни себя, ни того, с кем общаюсь. Тон, обычно, ровный и доброжелательный.

8. Необходимо видеть физическое и моральное состояние ребёнка и учитывать этот фактор особенно в урочной работе.

9. Изучать интересы детей, и урочную и внеурочную работу строить с учётом этих интересов.

10. В совместной деятельности с учащимися и родителями сразу же обговариваем: что обязательно, и что в нашей деятельности по желанию. Уроки для учащихся, собрания для родителей – посещение обязательно, но, например, занятия клуба в детской библиотеке «Бардовская песня» - по желанию, посещение 15–минутки по понедельникам – по желанию. Такой подход помогает выявить интересы учащихся, их запросы. Я бы даже сказала так: созданы условия для анализа собственных действий у учеников. Например, 15-ти минутка в понедельник. Здесь выдаётся информация по итогам прожитой недели и задачи предстоящей недели. Не пришёл – из ситуации выпал. Первые недели в начале года посещаемость в прошлом году была 2-3 человека, а во 2 четверти и весь год – в 7.45, как правило, все были на месте; к опоздавшим я не предъявляла никаких претензий, опоздал – проходи и садись, бывает.

11. В любой деятельности идти от желания ребят. Например, планирование жизни класса на четверть, проведение внеклассных открытых мероприятий (Вечер поэзии в декабре 2004 г., в феврале 2005г для 8-х классов – «Рыцарский турнир».) В учебной деятельности приходится работать над мотивацией, это чаще всего работа индивидуальная, требующая предварительной подготовки.

12. Информационное поле учителя. Работать в таком классе, как 8В, очень сложно учителю. Проще отказаться. Поэтому свою задачу в роли классного руководителя вижу в том, чтобы дать информацию учителю о том, каковы особенности семьи, раннего детства ребёнка, причины особенностей его поведения. Учителя, как правило, прекрасные люди, и, если они понимают причины особенностей ученика, им проще «подобрать к нему ключик».

Позиция сотрудничества требует от учителя прежде всего доброты. В работе с девиантными детьми это трудно, но условие это необходимое.

Их проблемы порождены злом, которое ими пережито в детстве, и их «лечение» возможно только на фоне огромной доброты. Это главный принцип в работе с такими детьми.. Любить их сложно. Но без этого чувства работать с ними невозможно.

Со – трудничество. Это совместный труд, труд всех вместе. В школе это прежде всего учебная деятельность. Кстати, учебная деятельность, т.е. умственная работа – это самый сложный вид деятельности. А если учесть пробелы, ведь мы говорим о проблемных учащихся! Работая с такими детьми, требования стандарта выполнять необходимо, но стандартно работать с ними невозможно.

Тема «Повторение». Начиная работу по этой теме, провожу анкету, цель которой выяснить долю участия учащихся в организации учебного процесса: желание работать у уч-ся в качестве консультантов (объяснение нового материала, помощь в работе над ошибками, проверка рабочих тетрадей под контролем учителя и т.д.), выяснение пробелов в знаниях учащихся (одно дело, когда учитель как обычно повторяет материал в начале года по учебнику, совсем иное, когда сам ученик «пересмотрит свой багаж» и определит, каким материалом он владеет, а что надо повторить). Материалы анкеты обрабатываю и приступаю к повторению.

Подобную работу я провела 2.09. уже в 9В. Ребятам было очень сложно пересмотреть «свой багаж». Серёжа С. назвал всего 5 тем, которые требуют повторения, Дима С. – ни одной. Но сидели и вспоминали все. Мальчишки, действительно, работали. Почти у всех в списке на 1 месте стоит тема «Части речи». Именно с этой темы мы и начнем повторение. Затем повторим те темы, которые указаны в анкете и обсудим вопрос о диктанте и его цели: проверять отработанное или выявлять ещё темы, которые требуют повторения. Я думаю, что ребятам более значимой покажется 2 цель. Ошибка в такой ситуации будет другом – подсказчиком, и двоек за диктант в журнал ставить нельзя. Положительные оценки выставляю по желанию Объём ошибок после диктанта будет приличным, т.к. диктант в этом случае подбираю сложный. Сейчас уже можно будет составлять таблицу ошибок (сводную по классу) и договариваться, какие ошибки отрабатываем сейчас, а какие позже. Таблицу желательно бы составить большую, для класса, повесить на стену и отмечать продвижение каждого, но…Я постоянно занимаюсь в различных кабинетах. А жаль.

Повторяя, часто даю нестандартные домашние задания всем или какой – либо группе учащихся: материализовать правило, придумать игру…

Повторение заканчивается контрольным диктантом. Особенности контроля: ошибки проверяются все, но оцениваются только повторённые орфограммы, пунктограммы т.е. ученик наглядно видит, насколько качественно он работал, насколько продвинулся вперёд.

Моя задача, работая в теснейшем контакте с учащимися, сделать каждого не просто активным участником учебного процесса, а добиваться осознанной, целенаправленной работы каждого ученика по предмету. Оценки за контрольную работу выставляю строго, объективно, каждому в журнал.

На примере 1 темы я показала, как работаю последние годы с учащимися, как строю с ними учебную деятельность с позиций сотрудничества.

Вот ещё некоторые эпизоды:

1. 2003-2004 учебный год. 11В класс. Подготовка к ЕГЭ. Каждую среду в 14.00 консультации по русскому языку. Договорённость с ребятами: к 14.00 приходят заниматься все, занятие планирую я сама. Затем занятия продолжаются дальше, отрабатывается материал, по которому есть вопросы у учащихся. Заниматься остаются по желанию. И мы занимаемся 1 час, 2 и более. Посещаемость была очень хорошая. И результаты всех порадовали, а ведь ребята в классе были слабые.

2. 2004-2005 учебный год. 8В класс. Некоторые итоговые работы. После повторения в начале года 8А и 8Б писали диктанты. Я не могла пойти на такую работу, это были бы сплошные двойки и разочарование: работали – работали и «наработали». А ведь повторяли много и эффективно. Поэтому, согласовав свои действия с администрацией, я составила тесты по отработанному за полтора месяца материалу. Это и была наша контрольная работа. Итоги порадовали моих 8-классников, хотя и « 2» были (плохо занимался, недостарался). Так была создана ситуация успеха. Материал отработан – результат есть. Следовательно, есть смысл в работе. Да! Это только шажок вперёд - и победа! Пусть пока небольшая, но собственная, наработанная. Сколько радости было у мальчишек! А затем я разговаривала с ними о том, что ситуация была несколько искусственная, объяснила, как родилась эта контрольная работа и как много ещё пробелов в их знаниях. Сам по себе родился вопрос: «А что же делать?» И ответ родился у самих 8-классников: «Заниматься дополнительно». Так я с ними и занималась 2-ю и почти всю 3-ю четверть. Посещаемость я не контролировала, половина класса, а то и больше постоянно сидела на занятиях.

3. Конец 3 четверти. Контрольный диктант. Диктант сложный. Проверка первых работ сразу показала – плохо. Плохо с орфографией. А это материал 5-7 классов. А пунктуация – это только что изученный материал в8 классе. Что делать? Стала проверять и оценивать раздельно орфографию и пунктуацию. Цель: просмотри свою работу внимательно и разберись, какой 1 из 2 основных разделов русского языка у тебя западает. Четвёртую четверть мы, изучая новый материал, постоянно занимались сложными правилами орфографии.

Итоги изучения русского языка в 8 классе таковы:

годовой контрольный диктант:

«5» - нет

«4» - 1

«3» - 7

«2» - 4

«1» - 2

Кач-во – 7%, Усп-ть – 58%

качество обучения - 40,1% (за год).

Последние 5-6 лет при повторении, закреплении самых трудных тем привлекаю к проведению уроков консультантов. Консультант –это ученик данного класса, который самостоятельно желает разобраться с предложенной темой, т.к. она для него сложна, непонятна…

В 2001 году в Летней школе Зельман Н. и Волков А. давали серию уроков по теме «Части речи», в 2003 году в 10В с темой «Вводные слова» несколько дней разбирался Крючков С. Уроки они готовили самостоятельно, и только накануне проведения знакомили меня с тем, что наработали. Цель работы была одна: организовать деятельность так, чтобы повторяемый материал стал доступен каждому в классе. В Летней школе накануне урока, ночью, задумки мальчиков показались мне несуразными. Но в анкетах в 11 классе на вопрос «Самые памятные уроки» несколько человек ответили: «Уроки Андрея и Никиты в ЛШ», т.к. только там они осознали эту тему. Крючков С. прежде всего сам разобрался в теме и часто консультировал одноклассников в дальнейшем.

4. Часто в своей практике использую помощь желающих проверять тетради учащихся. Это работа только с рабочими тетрадями в моём присутствии. Моя цель: деловое общение в неформальной обстановке (у меня дома), когда я каждому могу объяснить всё, что ему непонятно. Ребята с радостью помогают мне и для себя берут очень многое и по предмету и по жизни. Так в 2004 году Даниля Ш. сдала русский язык в Московский колледж на «5», а начинали мы с ней в 7 классе изучение русского языка со слабых троек.

В заключение этого раздела мне хочется поделиться небольшой схемкой, которая родилась у меня в результате многолетних раздумий над вопросом: деятельность какого учителя, сотрудника или авторитария, плодотворнее, востребованнее учащимися и родителями, интереснее, даёт больший простор творчеству, развитию, воспитанию учащихся? Эта схема, по-моему, поможет учителю более точно определить свои позиции, если, конечно, сам учитель заинтересован в этом.

Каждый человек в жизни чувствует или осознаёт 2 грани:

ХОЧУ. НАДО.

Каждый ИЗ НАС прекрасно знает, как редко они совпадают.

Но мы, взрослые, психологически более подготовлены к любому решению проблемы. Насколько сложнее эту проблему решить ребёнку, подростку, ведь его характер, психика в школьном возрасте находятся в стадии формирования, а эмоции контролируются не в полной мере. И не всегда семья, родители способны помочь в решении такой сложной проблемы. А педагог в своей деятельности с этой проблемой ребёнка сталкивается постоянно: ребёнок хочет гулять, а надо учить уроки, ребёнок хочет играть, а надо считать, писать…

Для учителя – авторитария есть простой критерий – надо, и это «надо» встаёт знаком вопроса перед родителем. А что делает учитель – сотрудник? Рефлексирует! Т.е. он работает с учеником, его семьей, добиваясь сознательного разрешения данной проблемы ребёнка. Я не знаю, можно ли считать изложенное выше критерием позиции (наука пока молчит по этому поводу), но какая-то различительная грань позиций здесь, по-моему, присутствует.

Какие выводы мне бы хотелось сделать в заключении этой главы?

  1. Позиция «сотрудника» - это позиция жизненная.
  2. Учитель должен прекрасно владеть обеими позициями.
  3. Ребята (по данным анкет) предпочитают в деятельности с учителем сотрудничать, т.к. такой учитель для них открыт, к нему проще обратиться за помощью, повторным объяснением непонятого материала, посоветоваться, открыть душу (ведь к родителям, особенно в подростковом возрасте, так сложно обращаться за советами).
  4. Для самого учителя быть сотрудником очень сложно. Это и огромная трата личного времени, и физических, и психических сил. Но зато те отношения, которые складываются при таком стиле общения, дают огромный жизненный потенциал, приносят столько положительных эмоций, чувство такой душевной теплоты, что все трудности куда-то растворяются.

РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД.

Разберёмся с терминологией.

МЕТОД (из лат.) – слово имеет 2 значения:

  1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
  2. Способ осуществления чего-нибудь, приём.

/словарь Л.П.Крысина./

РЕФЛЕКСИЯ (из лат. загибание, поворачивание). Размышление о своём внутреннем состоянии, склонность анализировать своё внутреннее состояние. /словарь Л.П.Крысина/.

РЕФЛЕКСИЯ /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев «Психология человека»/. Родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самоё себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Смысл слова деятельность – процесс осуществления какого-либо вида работы.

В научном словаре термин «рефлексия» используется давно.

Академик Н.Г.Алексеев предполагал, что к концу XX века этот психологический термин будет общеупотребительным. И он оказался прав. Более того, в педагогике в 90-е годы появилось новое направление: рефлексивно-деятельностное. Смысл этого термина понятен без особой расшифровки: вначале рефлексия, а затем деятельность.

Место рождения рефлексивно – деятельностной педагогики – 2 Летняя школа, 1997 год, о/л «Гагаринец», Нытвенский район, 8 класс школы №1 г. Нытва.

Авторы этой педагогики – учитель русского языка и литературы из г. Перми Абашева Н.Ю. и сотрудник ИПИ РАО, автор идеи Летней школы Зарецкий В.К., кандидат психологических наук, заведующий Лабораторией

Инновационного образования детей с особенностями развития и инвалидностью Московского ИПИ РАО.

У учеников 8 класса был большой опыт неудач в изучении русского языка, следствием этого была критическая ситуация с грамотностью. В результате совместной работы в течение 1996-1997 учебного года педагогов данного класса, учёных, учащихся и их родителей пришло решение: во 2 Летней школе приложить все усилия, чтобы найти способы решения, стоящих перед классом проблем по русскому языку.

В основу проекта был положен опыт педагога Абашевой Н.Ю.: способ освоения русского языка через работу над ошибками, причём, взаимоотношения строились на основе сотрудничества. Между учителями и учащимися был заключен письменный договор, оговаривающий главное условие: успех может быть достигнут при определённых усилиях каждого.

Т.е. была проведена огромная работа по мотивации учащихся, цель этой работы: хочешь быть успешным в познании родного языка – трудись. Только при соблюдении этого условия возможен успех: положительные, а, может быть, и хорошие оценки по предмету.

На старте все ребята имели твердые двойки (от 15 до 100 ошибок). К концу занятий в Летней школе количество ошибок уменьшилось в несколько раз; после окончания 9 класса все ребята поступили в колледжи или ПУ

Путь к успеху нащупывался интуитивно, прямо в ходе совместной деятельности на уроках. Столкнувшись с ошибкой, все вместе искали причины её возникновения, докапывались до самых истоков. Одна и та же ошибка у разных учащихся могла иметь разные причины (разные пробелы), придумывали вместе с учащимися игры, стараясь материализовать правила, использовали самые разные способы (часто их подсказывали и сами ребята) – и так до тех пор, пока ошибка не переставала появляться. Ежедневно педагоги и учёные часами сидели, чтобы проанализировать ситуации урока, осмыслить сделанные интуитивно шаги. Использовались видео записи урока. Заглядывали молодые участники учебного процесса - ученики слушали, подсказывали. Эти обсуждения затягивались зачастую заполночь. 40 минут урока, и долгие – долгие часы его обсуждения. Часто атмосфера творчества, царящая в рабочей группе, притягивала и других педагогов, работающих по своим, другим проектам. Творческий потенциал всех участников деятельности был огромен.

Так педагоги старались выявить основные принципы своей работы.

На глазах рождалась новая методика преподавания русского языка.

В 4 Летней школе (1999г.) новая методика получила развитие в деятельности 4 класса Новоильинской школы №7 Нытвенского района.

Учитель математики Антонова А.Н. начала исключительно успешно и творчески работать по новой методике, окончательно доказав тем самым, что рефлексивно – деятельностный подход является не специфической методикой какого – либо одного предмета, а набором педагогических принципов, на основе которых может работать любой учитель, независимо от специализации.

Многие из этих принципов легли в основу Общественного Договора

«Об условиях нормального развития особенного ребёнка», который обсуждался на страницах газеты «Первое сентября».

Практика показала, что подход универсален, следовательно, можно с полным правом говорить о рефлексивно – деятельностной педагогике.

На каких принципах строится новая методика:

1. Отношения между учителем и учениками строятся с позиций сотрудничества. Можно сказать, что рефлексивно-деятельностная педагогика – это последовательное воплощение в жизнь сотрудничества учителя и ученика.

Учитель открыт для ученика, готов к сотрудничеству, при условии, что ученик ХОЧЕТ САМ избавиться от ошибки.

Ученик учится сам, а учитель – это друг и помощник. Его цель - вселить уверенность в свои силы у ученика, доказать, что он может быть успешен. Так начинают складываться отношения сотрудничества.

Ученик свободен в выборе ошибки, над которой он может работать. Он, естественно, начнёт работу с той орфограммы, которая ему покажется знакомой, т.к. это самый близкий путь к успеху. Успешная деятельность в данной ситуации наполнена глубоким смыслом: она даёт резкий скачок мотивации.

На смену таким категориям, как цель, средства и результат (категории деятельности), приходят новые понятия, главное из которых «СМЫСЛ».

Школьник увидел смысл в своей деятельности. Этот маленький успех рождает новые замыслы. А замысел рождает деятеля. Так из объекта ученик превращается в субъекта собственной деятельности.

На этом этапе меняется и роль учителя. Его замысел: помочь ученику разобраться самостоятельно в своей ошибке, найти и определить ту проблему, которая ведёт к ошибке. Итак, замыслы ученика и учителя сформировались, поле их деятельности стало общим. Так начинается совместная деятельность двух субъектов.

2. Деятельность будет намного успешнее, если люди вступают в неё с чувством эмпатии. Поэтому одним из главных принципов рефлексивно-деятельностной педагогики является эмоциональный контакт с каждым

деятелем. Он должен быть создан ещё до вступления в совместную деятельность. Поэтому начало каждого своего урока учитель должен продумывать с учётом этого принципа.

3. Когда начинается совместная деятельность, наступает самый сложный для учителя этап. Его заповеди:

  • не торопи, дай подумать своему сотруднику;
  • ничего не подсказывай, молчи и жди, когда твой сотрудник начнёт выдавать свои собственные мысли;
  • не торопись ничего оценивать, лучше задавай вопросы, которые помогут сотруднику посомневаться, помоги, если надо с примерами.

Ученик в ситуации выбора! Это сложно и прекрасно! Учиться выбирать с детства, выбирать и нести ответственность за выбор.

Как это сложно! – Выбирать!!! И когда выбор сделан правильно – как это здорово! Очень важно, чтобы победа (достигнутое понимание вопроса) была личной победой ученика. Такая пусть малюсенькая победа придаст огромную уверенность в своих силах, будет великим стимулом к дальнейшей самостоятельной деятельности. Ну а если ошибка? Ошибка в такой ситуации – это здорово! Значит, выбранный путь проверен и нужного результата не даёт. Значит, надо дальше сомневаться и искать выход, новое решение поставленной проблемы. (Вот где закаляется характер). В такие моменты и нужна поддержка, но не подсказка, учителя.

Учитель, радостно приветствуй ошибку ученика (ребята очень боятся ошибок, расстраиваются, пропадает уверенность в себе). Настал момент помочь ученику ещё посомневаться, подумать, сопоставить.

Ученик должен осмыслить свои действия, выбрать тот вариант, который считает правильным Осмысленность действия – лучшая профилактика ошибки.

Иногда бывают моменты, когда всё рассыпается на глазах: меняется настроение, эмоциональное состояние – неудача. Не надо опускать руки.

Не надо прекращать урок, надо заниматься тем, чтобы восстанавливать утерянный смысл урока заново. Это сложный психологически момент для школьника, но ещё сложнее для педагога: мобилизоваться, собраться с мыслями, может быть, пошутить ( восстановить эмоциональное поле) и снова вместе с учениками собирать утерянный смысл.

Самое интересное в такой работе: каждый ученик, в конечном итоге, найдёт тот способ решения проблемы, который подходит только ему

И так от смысла к смыслу движется деятельность. Учитель, как иголочка с ниточкой, связывает эти смыслы, причём, в своей деятельности он идет от потребностей ребёнка.

Именно эти процессы, а не знания, умения и навыки, составляют суть рефлексивно-деятельностной педагогики.

Итак:

-личный неудачный опыт;
-решение выступить в роли самостоятельного деятеля;
-поиск возможного пути разрешения проблемы (лучше самостоятельно, но возможна помощь);
- если во время поиска присутствует творческий компонент в решении поставленной проблемы, то, следовательно, деятель работает осмысленно, в соответствии с собственным самоопределением.

Так постепенно начинают развиваться способности, присущие творческой личности. В том числе, главная, жизненно важная способность – самому определять свою жизнь.

Какова же роль учителя? Роль учителя, его деятельность меняются. Помощник. Консультант. Психолог. Просто надёжный друг…

Одним словом, педагог – профессионал, умеющий создавать условия для творческого развития личности, конструктор условий и средств развития ребёнка.

В деятельности такого учителя можно выделить такие составляющие:

  1. Позиция учителя – сотрудник;
  2. Консультант по процессу
  3. Консультант по предмету;
  4. Психолог;
  5. Педагог, заинтересованный в развитии своих воспитанников.

Педагога, обладающего всеми выше перечисленными качествами, можно назвать КОНСТРУКТОР УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Стаж работы в школе 33-й год. За плечами долгий и сложный путь от авторитария к сотруднику, прекрасно ощущаю внутренне каждую позицию, горячий сторонник сотрудничества. В основном на моих глазах, при моем участии рождалась рефлексивно – деятельностная педагогика. Обладаю теоретическими знаниями по РДП. Имею некоторый положительный опыт работы в этом плане как в Летней, так и в общеобразовательной школе. И хочу поделиться некоторыми своими мыслями и наблюдениями.

Некоторые темы, в усвоении которых у учащихся большие трудности в течение 1, 2, а то и нескольких лет, например, «Не и НИ в местоимениях и наречиях», «Н – НН в прилагательных и причастиях», «НЕ со всеми частями речи», «Запятая перед союзом И»… при наличии большого дидактического материала, подготовленного к уроку, прекрасно работают именно так: групповая рефлексия, саморефлексия и деятельность. В 2003 году 10В, где многие осознали, что тема «Вводные слова» даёт много ошибок, за 2 урока (1-теоритический, подготовленный учащимся класса, и 2-практический) освоили эту тему. Такие же ситуации возникали при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11В. Пыталась неоднократно обычные, рядовые уроки строить на принципах РДМ. Не срабатывает. Что, по-моему, не удаётся?

1. Не могу создать необходимой, сильной мотивации.
2. Из учебной деятельности выпадают те учащиеся, у которых мотивация слабая .
3. Очень сложно быть сторонним наблюдателем, так и толкает помочь, подсказать, хотя прекрасно осознаёшь, что всё портишь.
4. Очень сложно психологически в те моменты, когда ребята готовятся к групповой работе или начинают работу в группах. Кажется, что много неорганизованности, много времени теряется попусту.

Отсюда мои выводы: учителей, желающих работать по РДМ, необходимо готовить как теоретически, так, и в ещё большем объёме, в практической деятельности, может быть, в форме ОДИ.

В приложении дается перечень некоторых методик, порождённых в ходе работы содружества. Положительная динамика выявлена прежде всего по такому показателю, как воспитанность учащихся. В 10 классе в наш класс влилась группа учащихся из 2 параллельных классов - 7 человек. Дети воспитанные и культурные (внешне). Первая же поездка на турбазу дала повод для анализа ситуации: за внешней культурой вновь пришедших ребят скрывалось бескультурье, а точнее - хамство. И 2 года совместной жизни уже не смогли сделать того, что было упущено в начальном и среднем звене. Две девушки (Валя П. И Женя Ч.) были сразу приняты как родные ребятами 9В (наш Г класс стал В классом), но там, где присутствовали в структуре личности высокомерие, двуличие такого слияния не произошло.

Диагностика обученности ( см. результаты ЕГЭ по русскому и математике в разделе «Позиция учителя» ) напрямую связана для детей с проблемами в обучении с позицией учителя: учитель открыт и желает помочь учащимся – результаты налицо. Но если учитель работает традиционно (и даже это добрый по натуре человек) – результаты обученности намного ниже.

Заключение.

Завершая свою работу, считаю необходимым обратиться к статье академика РАО А.Новикова «От школы знаний к школе культуры».

Автор статьи утверждает, что все реформы школы как в России, так и в других странах по существу ничего не меняют и подобны «латанию тришкиного кафтана». Причину этого он объясняет исторически. Начиная с эпохи Возрождения наука становится высшим авторитетом и критерием истинности. И этому было подчинено содержание школьного образования: «Основная образовательная задача школы – обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук»2 . Изменение роли науки в жизни людей требует изменений и в подходах к построению содержания школьного образования. Содержание школьного образования требует, по его мнению, обновления. И автор статьи предлагает его возможный путь. Им выдвигается концептуальная проблема: что же такое человеческая культура и как она должна быть отражена в содержании школьного образования. Само понятие «культуры», по мнению А.Новикова, в педагогике должно раскрываться в понятиях «интеллектуальная культура»,

«нравственная культура», «информационная культура» и т.д. ТО, что принято было считать содержанием образования - учебный план, программа вместе с учебником составляют лишь проект содержания обучения. А такие проекты обязательно будут трансформироваться под влиянием местных условий и будут опосредствоваться личностью учителя. И один и тот же урок у разных учителей будет совершенно разным по содержанию. Поэтому важно определить не только чему и как, но и КТО будет учить. А это тоже потребует серьёзной научной проработки.

Кстати, большой интерес в этом плане представляет научный труд П.П.Блонского «Избранные педагогические и психологические сочинения»3 . В своей статье «Современная и новая школа» П.П.Блонский сопоставляет современную и (как он называет) «новую» школу. Вот некоторые выдержки из этой статьи:

- Современная школа стремится внушить своим ученикам определённые догматические истины, но воспитание посредством внушения даже в самом лучшем случае создаёт автомата, повторяющего чужую волю и чужую мысль. Новая школа создаёт творца, нового человека, нового человека жизни посредством самовоспитания и самообразования.

- Современная школа базируется на книге и памяти ребёнка, она не идёт дальше пассивной наглядности восприятия ребёнка. Новая школа даёт систему воспитания активной логической мысли ребёнка.

- Современная школьная работа состоит в заучивании изолированных учебных предметов. Работа в новой школе состоит в постепенном овладении ребёнком методами познания конкретной жизни и преобразовании её.

- Новая школа должна быть школой человечности.

- Учитель вместе с детьми учится сам…Уроки – совместная жизнь учителя с детьми.

-Учитель,…не являешься ли ты главным препятствием для развития школы?

-Пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребёнка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для Учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.М., Школа-пресс,1995г.
  2. Слободчиков В.И. Безопасное образование. Развитие и образование особенных детей. М 1999г.
  3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.1979г.
  4. Зарецкий В.К., Гордон М.М. Опыт первой летней интегрированной школы.М.1996г.
  5. Исаев Е.И. Профессиональный педагог как цель педагогического образования,
  6. Развитие и образование особенных детей.М.1999г.
  7. Николаева И.Л. Педагогическая реабилитация проблемных детей в условиях общеобразовательной школы. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования, М. 1996г.
  8. Новиков А. Содержание школьного образования: от школы знания к школе культуры. Народное образование 2005 №1

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21