Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 7-м классе по теме "Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 7-м классе по теме "Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.01.18
Просмотров: 1401

Лавринович Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы

:клянусь честью, что ни за что на свете я
не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.
А.С. Пушкин

Полтавская битва была не просто сраженье,
замечательное по огромности военных
сил: нет, это была битва за существование
целого народа, за будущность целого государства.
В.Г. Белинский

Ход урока

Слово учителя

Полтавская Виктория, взятие Белогорской крепости, предательство Мазепы, бегство Гришки Отрепьева, метания Годунова, противоречивость Пугачёва - всё это лишь песчинки в истории Отечества Российского. Но если это так, то почему мы - о них знаем? Почему помним? Ведь канули же в забвение многие события, факты, люди? Думаю, что не последнюю роль в этой памяти сыграло перо Пушкина. Не только "прелестью стиха", но и своим жгучим стремлением быть любезным народу за пробуждение добрых чувств поэт обессмертил время. И своё, и то, что могло ускользнуть. Полагаю, ему очень хотелось, чтобы мы ощущали ту же духовную жажду, что и он сам, чтобы мы оценили её как самое дорогое, чем может быть славен человек.

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва:

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно", - писал А.С.Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма "Полтава".

Цели урока:

  • ввести учащихся в мир исторических реалий поэмы;
  • выяснить, почему именно Пётр 1 становится одним из любимых героев пушкинских произведений;
  • пробудить у учащихся интерес к прошлому Родины;
  • познакомить учеников с поэтическим воспроизведением Полтавского боя.

Материал урока достаточно труден, поэтому мы проведём его в форме ролевой игры. У нас присутствуют историки, литературоведы, текстологи, искусствоведы.

Подумайте и дайте ответ на вопрос: "Удивляет ли историческая тема в творчестве А.С. Пушкина?"

Литературоведы

1. Нет, нисколько. Было бы удивительно, если бы её не было. Родившийся в столице, учившийся в Царскосельском лицее - средоточии умов, служивший в Петербурге, путешествовавший по России, познававший её действительность в ссылках, Пушкин накопил в себе завидные энциклопедические знания и большой запас собственных впечатлений. Могла ли при этом не родиться в нём жажда сказать по поводу русской истории своё собственное слово?

Интерес к истории России - одна из замечательных страниц творчества А.С. Пушкина. Он гордится русскими богатырями и с восхищением рассказывает о них в своих произведениях.

Текстологи

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны,
Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Из стихотворения "Воспоминания в Царском Селе". Пушкину 15 лет.

Литературоведы

2. Пушкин уже с юных лет ощущал свою причастность к большой истории России. В 1812 г. он, как и другие лицеисты, провожал войска в народное ополчение, идущие на войну с Наполеоновской армией из Петербурга через Царское Село, где находился Лицей, на Москву. В Москве в детстве он слышал рассказы дяди Василия Львовича Пушкина, который некогда в Париже представлялся Наполеону, тогда ещё первому консулу. "Видел я трёх царей", - писал Пушкин в одном из писем жене. В этом письме он вспоминал Николая I, Александра I, Павла I. Пушкин встречался со многими замечательными людьми, которые вписали свои имена на страницы Российской истории. Среди них участники войны 1812 года (Чаадаев, Раевский и др.), декабристы - "друзья, братья, товарищи" (так поэт называл тех, кто после поражения восстания были объявлены злонамеренными преступниками: Рылеев, Муравьёв, Бестужев, Пестель и др.)

3. История пронизывала быт пушкинской эпохи. Она напоминала о себе Пушкину, когда он ел сладкий пирог " Наполеон" или же надевал шляпу а la Боливар, названную в честь лидера освободительного движения в Америке, или же кутался в плащ а la Байрон.

XIX век сохранил живые связи с веком XVIII - и Пушкин заслушивался старожилов, рассказывающих ему о временах Павла I и Екатерины II. История же рода Пушкиных из XIX и XVIII веков уходила в глубь столетий. Поэта, всегда гордившегося своим шестисотлетним дворянством, волновали семейные легенды. Он знал о том, что его предок Ратша служил "мышцей бранной" Александру Невскому, что Пушкины, военачальники, наместники, послы, участвовали в государственной жизни России. Особенный его интерес вызывали предки - бунтари: Гаврила Пушкин, дерзнувший низвергать законного царя Бориса Годунова, Фёдор Пушкин, покусившийся на жизнь Петра I и казнённый императором. "Род Пушкиных мятежный" - по линии отца. Мать же поэта была внучкой негра Ибрагима Ганнибала, ставшего в России сподвижником Петра I.

4. И легенды, и жизнь, кипевшие вокруг, подсказывали пушкинской музе исторические темы, к которым он обратился ещё лицеистом. Первый его поэтический триумф - стихотворение "Воспоминания в Царском Селе", прочитанное в 1815 г. в Лицее на переводном экзамене по словесности - было посвящено победе русского оружия в 1812 г. Вспоминал Пушкин в этом стихотворении и победоносные сражения русских воинов XVIII века. В поэме "Руслан и Людмила" рассказывал он о древней Киевской Руси. В оде "Вольность" писал об убийстве Павла I, казни Людовика XIV, тирании Наполеона. Свои стихи посвящал декабристам.

5. Мысль Пушкина - поэта обращалась не только к русской, но и всемирной истории.

Герои Древнего Рима, Великой Французской революции, войны Греции, восставшей против турецкого ига, занимали его.

Исторические интересы Пушкина пробуждались и под влиянием искусства. Так, например, памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе стал героем поэмы "Медный всадник".

6. "Истории государства Российского" Николая Михайловича Карамзина принадлежит особая роль в формировании исторических воззрений Пушкина. Заметим, что поэт видел Карамзина ещё в детстве в доме своих родителей и, по свидетельству отца Пушкина, уже тогда понимал, что Карамзин не то, что другие. Когда появилась публикация "Истории государства Российского", Пушкин был потрясён прочитанным. "Древняя Россия, казалась, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом", - писал он. Исторические уроки Карамзина были и уроками нравственности, их также вполне усвоил Пушкин. Влияние "Истории государства Российского" чувствуется на многих произведениях поэта: трагедии "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка" и др.

Учитель. Отечество. Что это такое? Границы? Просторы? Природа? Земля? Человек? Да. Всё это Отечество. Оно должно защитить человека, помогать ему. Но и человек обязан делать многое для своего отечества. Иначе нельзя. И я думаю, Пушкин не знал человека, более достойного, чем Пётр I. И не только потому, что был связан с ним родословной. Нет, Пётр был близок Пушкину своим оптимизмом, разносторонней образованностью, направленной на процветание государства.

Текстологи

Стансы

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Литературоведы

7. Интерес Пушкина к личности Петра I и его эпохе возник в начале 20-х годов XIX в. Известны написанные им в 1822 г. заметки по русской истории XVIII в. В них Пушкин показывает Петра I, "северного исполина", "гения". В стихотворении "Стансы" (1826г) он создаёт портрет Петра I, который должен был стать для Николая I, только что вступившего на престол, образцом для подражания. После этого стихотворения петровская тема становится одной из главных в пушкинском творчестве. Образ Петра I мы видим в незаконченном историческом романе "Арап Петра Великого", в поэмах "Полтава", "Медный всадник".

8. "Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы", - писал А.С. Пушкин.

Текстологи

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Историки

В итоге преобразований Петра I Россия, действительно, стала великой державой. Была создана регулярная армия и флот, укрепились связи России с другими государствами, Россия утвердилась на берегах Балтийского моря. Огромный шаг вперёд сделала промышленность, культура и наука. Отсталость России от других государств была преодолена. Но король Швеции Карл XII , много лет воевавший с Россией, мечтал свергнуть Петра с престола, разделить Россию на мелкие княжества и подчинить её своей власти.

Текстологи

Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной.
Он шёл на древнюю Москву,
Взметая русские дружины,
Как вихорь гонит прах долины
И гонит пыльную траву.

Историки

1. Шведы в тяжёлые для России времена завладели русскими землями по берегу самого выгодного Балтийского моря, и у нас не было во власти ни одной гавани на нем, даже граница наша не доходила до моря. Поэтому Пётр решил отнять у шведов это старинное русское достояние. Но русские ещё не умели хорошо сражаться, и шведский король Карл XII сначала побеждал войска царя Петра. "Ничего! - говорил Пётр. - Терпение! Мы научимся у шведов побеждать их ".

Швеция имела хорошо вооружённую и обученную многочисленную армию. Шведский король Карл II был ещё очень молод и смел. Одним из первым он вступил на датскую землю. Ядра и пули свистели кругом. Карл II сказал: "Отныне это будет моей музыкой". Он одержал победу над Данией, Польшей, Саксонией, выиграл сражение у русских под Нарвой.

Потом шведский король собрал очень большое по тогдашнему времени войско, 115000 человек, и решил с трёх сторон напасть на Россию: генерал Либекер из Финляндии на Петербург, Левенгаунт из Лифляндии, а сам Карл с главным войском пошёл на Малороссию.

Была особая причина, почему он выбрал этот путь: малороссийский гетман Мазепа задумал изменить Петру, хотя был им облагодетельствован, и царь несколько раз не верил доносам на него. Мазепа хотел Малороссию присоединить к Польше, а сам сделаться герцогом витебским и полоцким. Он обещал Карлу присоединиться к нему с казаками и доставить съестные припасы. Карл хотел непременно свергнуть Петра с престола.

2. Великая опасность грозила Петру и Русской земле. Во всей Европе справедливо считали Карла XII первым полководцем, а его войско самым лучшим в Европе. Ещё никто никогда не побеждал его. У него под Нарвой было в 8 раз менее войска, чем в теперешнем походе на Россию и, однако ж, он разгромил русских. И что же сталось бы со всем хорошим, что начал Пётр? Его войско, флот, фабрики, заводы, Петербург - всё могло погибнуть вместе с ним. Могло погибнуть и Русское государство. Шведам давно уже хотелось присвоить себе Новгород и Псков; Польша и Мазепа хотели взять другие области.

3. Пётр грудью встретил врага: весь свой ум, храбрость, все старания употребил к отпору. Он приказал своим генералам "не вступать в общее сражение со шведами, изнурять их частыми нападениями, жечь и опустошать всё на их пути, не допускать к ним продовольствия, нападать на отряды, которые будут отделяться за съестными припасами, беспрестанно тревожить и изнурять их войско малыми нападениями. Так и пошла война".

Пётр, узнав о походе Левенгаупта, напал на шведов, которых было значительно больше. Они сражались храбро. Но русские в присутствии государя, который сам подавал пример, дрались, как львы. Особенно отличался Голицын с гвардией. Наконец русские стали одолевать. Левенгаупт отступил и соединился с отрядом, который оставался для охранения обуза. К Петру тоже пришёл на помощь генерал Баур с 4000 драгун. Пётр снова напал на шведов и победил их.

4. Русские очень обрадовались этой победе. Шведы к этому времени уже потеряли много людей в битвах, а также от голода и утомления. Пётр увидел, что время напасть на шведов: их войско так уменьшилось, что русское было вдвое многочисленное. Он решил напасть на шведов в самый Петров день, в свои именины. Незадолго до того в перестрелке один казак ранил Карла XII, так что он не мог ездить верхом и распоряжался войском, сидя на носилках. Несмотря на это, он опередил Петра, и за 2 дня до Петрова дня, 27 июня 1709 г., сам напал на русских.

5. Русское войско стояло в укреплённом лагере. Впереди его были ещё особые укрепления, называемые редутами. Между редутами и лагерем стояли 17 полков русской конницы, которой командовал русский генерал, родом швед, Боур, или Баур. Шведы прежде всего напали на редуты, но русские под командованием генерала Репнина храбро защищались; тогда Карл XII велел обойти их и напасть на русскую конницу. При этом генерал Росс отстал со своим отрядом от шведского войска. Пётр заметил это и велел Меньшикову, одному из ближайших помощников, любимцу своему, напасть на Росса. Меньшиков отлично это исполнил, перебил большую часть отряда Росса, а остальных с самим генералом взял в плен. Между тем русская конница в порядке отступала перед шведами к своему лагерю, и вдруг оттуда генерал Брюс, командовавший артиллерией, открыл по шведам страшную пальбу. Те смешались, отступили, и Карл с трудом собрал их у леса.

6. Тогда Пётр вывел своё войско. Объезжая его ряды, он говорил воинам: "Помните, что будете биться за род свой, за отечество, за веру православную; не верьте, что неприятель непобедим; мы его уже не раз побеждали. Уповайте на Бога, а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе". Началось решительное сражение. Оба государя не берегли себя. Шляпа Петра была пробита пулей, а у Карла несколько раз ядрами разбивало носилки. Русские с обеих сторон обошли шведов и ударили по ним, а в середине поражали их пушечным огнём. Несмотря на свою храбрость, шведы не выдержали и побежали к Днепру. Там настигли их Меньшиков и Голицын, окружили и заставили сдаться: 9000 из них было убито, 17000 взято в плен со всеми пушками и знамёнами. В числе пленных были Нейншильд и Левенгаупт. Сам Карл с Мазепой и несколькими сотнями шведов успел убежать за Днепр, в турецкие владения.

7. Велика была радость Петра после этой победы. На пир он велел пригласить и пленных шведских генералов, ласково принял их и, между прочим, предложил выпить за здоровье учителей в военном искусстве. Шведы спросили: "Кто эти учителя?" Пётр отвечал: "Вы, господа шведы".

Литературоведы

Так описывают Полтавскую битву историки. А.С. Пушкин сделал это средствами художественного слова. Он считал, что Полтавская битва - "одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага".

Текстологи выразительно читают описание Полтавской битвы из поэмы.

Учитель

  • Что вас особенно поразило в поэтическом описании Полтавской битвы?
  • Так ли вы представляли это грандиозное историческое сражение?

Учитель. Уроки истории, особенно военной истории, - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними - смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая "в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра". Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя. Русский критик В.Г. Белинский сказал: "Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства". Наверное, поэтому Полтавская битва интересовала и художников. Слово искусствоведам.

Искусствоведы рассказывают о произведениях искусства, на которых изображена Полтавская битва: мозаичная картина М.В. Ломоносова "Полтавский бой", репродукция картины В.А. Серова "Петр I в Полтавском бою", гравюра Симоно с картины Мартена-младшего "Полтавская битва" и П. Пикаро "Полтавская битва 1709 г." - и описывают их.

Заключительное слово учителя

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение". Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой:"наизусть

2. Литературоведы: вспомнить отрывок из "Бородина" Лермонтова, где тоже описывалось сражение, от которого зависело будущее России, и сравнить его с пушкинским описанием Полтавского боя. Установить, в чём сходство и в чём различие?

3. Текстологи: составить цитатный план отрывка - описания боя.

4. Историки: письменно рассказать об одном из героев поэмы: о Петре I или Карле XII или дать развёрнутый ответ на вопрос "Чем привлекла А.С. Пушкина личность Петре I".

5. Искусствоведы: проиллюстрировать отрывок из поэмы.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21