Преподавание русского языка Обобщающее повторение по теме "Причастие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 783 Ефимова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование :
Ход урока I. Урок начинается с того, что учитель читает строки:
- О чём эта загадка? (о причастии) Далее обращается внимание на эпиграф, записанный на доске.
- Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу. 22 ноября этого года ему исполняется 205 лет. - Как понять смысл этого высказывания? - Что значит “причастный”? Заглянем в толковый словарь (ученик находит в словаре) (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь) - А какое правило мы с вами знаем о причастии? (уч-ся рассказывают правило) II. Сообщение цели урока. -Итак, ребята, сегодня мы с вами на уроке повторим всё о причастии. Вы покажите своё умение в нахождении причастий, в определении их грамматических признаков, в определении орфограмм и правильном их написании. III. Закрепление материала . А) - А сейчас проверим ваши знания, выполним тест. Обведём в кружок правильный ответ зелёной пастой. 1. Причастие обозначает:
2. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:
3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:
4. Причастие с зависимым словом называется:
5. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:
6. Чаще всего в предложении причастие бывает:
- Проверим ваши ответы. Возьмём красную пасту и зачеркнём неверный ответ. (Правило, если есть ошибки) Б) - А теперь мы поупражняемся в нахождении причастий в предложениях. - Прочитаем текст. О чём он? Отечество моё. Город-герой Москва Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла в самые грозные дни Великой Отечественной войны и победила. За заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Москве Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года было присвоено почётное звание города-героя. Подвиг защитников Москвы поистине бессмертен. Ведь именно под Москвой потерпели первое сокрушительное поражение фашистские полчища, нёсшие смерть, разрушение и порабощение народам нашей страны. На протяжении всей Великой Отечественной войны Москва являлась руководящим центром борьбы с фашизмом, бесперебойно снабжала фронт всем необходимым. В первых рядах тех, кто в ожесточённых боях разгромил фашистского зверя и водрузил Знамя Победы над Берлином, были и москвичи. - В этом году мы празднуем 65 годовщину битвы под Москвой. Мы помним тех, кто сложил свои головы, защищая столицу нашей Родины, и чествуем оставшихся в живых. - Ещё раз внимательно читаем текст и находим причастия. Выписываем причастия со словом, от которого оно зависит, определяем грамматические признаки. (Несокрушимая Москва - стр. прич., наст.вр., сов. в., Им. п., ед. ч., ж.р., от гл.II спр. Проявленные мужество и стойкость - стр. прич., прош вр., сов.в., Вин. п., мн.ч. Звание присвоено – стр. прич., крат. ф-ма, прош.вр., сов. в., ср. р. Ед.ч. Нёсшие полчища – дейст. прич., прош. вр., нес. в., Им. п., мн.ч. Руководящим центром – дейст. прич., наст. вр., нес. в., Тв. п., ед. ч., м. р. В ожесточённых боях – стр. прич., прош. вр., сов. в., П. п., мн.ч. IV. Физминутка (если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх) одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, проснувшись, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим. В) Устная работа с сигнальными карточками Р, С Не проверяемые ударением гласные; никем не потревоженный зверь; неисчерпаемые богатства; невоспитанный человек; неотправленное письмо; никем не нарушаемая тишина; не замеченная учеником ошибка; палата не проветрена; нераскрывшийся цветок; рожь не сжата; ещё не обжитое место ; дичь, не пойманная в ловушку; не прочитанная, а просмотренная работа. Г) - Запишем предложение, объясним знаки препинания. Письма, [отправленные с фронта ], ждали в каждой семье. Д) Работа с перфокартами. - Вспомним, когда пишется -н- , -нн- у причастий
V. Резерв. Проверь себя! “Узнай суффикс” Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нный в преступлении. Замеш..нное тесто. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. VI. Подведение итогов. - Чем занимались на уроке? Оценки. Д/з Вы получите на втором уроке. Урок словесности в 7 классе (Приложение) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |