ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Использование модульной технологии на уроках русского языка при обучении детей с ТНР

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1303

Степанова Елена Анатольевна, учитель русского языка языка и литературы

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.

В современном меняющемся мире возрастает информационная насыщенность, объём материала, предлагаемый учащимся с тяжёлыми нарушениями речи для изучения, также возрастает, а количество часов на его изучение уменьшается. Так, например, программа по русскому языку для пятого класса рассчитана на 8 часов в неделю, а на сегодняшний день при том же объёме материала, том же количестве тем даётся только 4 часа в неделю. Отсюда и возникает проблема, как уместить необходимый минимум знаний в уменьшенное количество часов. Появляющееся противоречие между объёмом материала и временем, данным на его изучение, конечно же, требует разрешения. Однако данное противоречие можно назвать условным, поверхностным, ибо оно гораздо глубже. Ведь от учащегося в процессе изучения требуется не формальное освоение материала, а осознанное.

На помощь должна прийти такая современная технология, которая помогла бы ученикам с ТНР овладеть необходимым уровнем знаний, при этом учебное содержание становилось бы предметом его активных действий. Обращение к модульной технологии в данном случае более, чем оправданно.

Технология модульного обучения основана на:

1. сжатии материала (это решает проблему времени);

2. проблемности;

3. модульности, то есть когда учебное содержание, становясь предметом активных действий ученика, прочно усваивается.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному, интегрируя в себе всё прогрессивное, что накоплено педагогической теорией и практикой нашего времени. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определённой степенью помощи выполняет конкретные задачи обучения в процессе работы с модулем.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках (учебных элементах), усвоение которых осуществляется в соответствии с конкретной целью. Дедактическая цель урока формулируется для ученика и содержит в себе указание не только на объём знаний, но и на возможный уровень усвоения. Благодаря модульной технологии, сокращается преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения, уменьшается объём фронтальных форм обучения, повышается уровень познавательной самостоятельности учащихся. Чувствуя ответственность за конечный результат, ученик становится более смотивированным на обучение. Модульная технология позволяет усилить внимание к дифференцированному подходу в обучении, создаёт рефлексию в обучении. В традиционном учебном процессе модульное обучение стало фактором повышения эффективности и развивающего влияния на каждого ученика. Благодаря модулю ученик дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью, осознаёт, что он изучает и зачем ему это нужно. Главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание человека. Учебный элемент – часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку (сходству, объёму, функциям и т. д.). Модульное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, учебные элементы, обеспечивающие ученикам возможность осознанно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания, умения и навыки при решении учебных задач.

Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой, составленной из модулей.

Обучающим модулем называют часть содержания учебного курса. Например, тема «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», то есть темы, на изучение которых требуется большое количество часов. В целях экономии времени или недостаточного количества часов на изучение этой темы рационально применять данную технологию. Использование модульной технологии на уроках русского языка наиболее продуктивно реализуется на уроках повторения и обобщения изученного. Учитель при этом чётко планирует конечный результат обучения на разных уровнях, как взаимосвязанный комплекс задач обучения, воспитания, развития и даже коррекции. Роль учителя на данном этапе – организационная. Учащиеся работают с учебными модулями, которые включает в себя не только информационный блок, но и программу действий. Работа с модулем учит учащихся самопознанию и самооценки через рефлексию. Каждый ученик  в процессе урока чётко осознаёт цели, какого конечного результата он должен достичь по окончанию изучения темы.

Начало каждого модуля предполагает мотивационный этап.

Учитель выступает как руководитель и организатор процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем. Индивидуальная учебная программа ученика с ТНР и составляет основу процесса модульного обучения. Общение учителя с учеником переходит с субъект-объектной на субъект-субъектную основу.

Модульный урок основан на применении дифференцированного подхода, и это очень важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как уровень их языковой подготовки, темп освоения материала разный. Урок делится на учебные элементы, в которых ученикам предлагаются задания разного уровня сложности. Каждый учебный элемент имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов. Всё это позволяет учащимся работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно. Ученик при применении  модульной технологии проходит определённые этапы деятельности. Мотивационный этап обеспечивает включение ученика в активную работу. Ориентировочный этап создаёт условия для принятия цели учебной деятельности, для планирования и прогнозирования результатов. Содержательно-операционный этап – система упражнений , правил как инструмент получения и переработки информации. Энергетический этап предполагает концентрацию воли ученика, внимания. Оценочный этап – самооценка, самоконтроль. На уроках русского языка при модульном обучении можно использовать различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем учителя или учащихся), групповую, парную, индивидуальную ( с само- и взаимопроверкой), а также их сочетание. Модульное обучение предполагает комфортный темп изучения материала для каждого ученика; обучаемый определяет свои возможности, построение содержания обучения становится более гибким, а в итоге – достижение высокого уровня конечных результатов. Помимо проверки знаний, умений, навыков по определённой теме в модульный урок могут быть включены учебные элементы, содержащие работу по развитию речи. Задания в таких учебных элементах разноуровневые. Тема «Имя прилагательное». Уровень первый. Цель – уметь совершенствовать написанное. Распространите предложение, введя определения, выраженные именами прилагательными. Запишите текст в исправленном виде, сделайте вывод о роли имён прилагательных. Уровень второй. Цель – выработать умение писать сочинение на заданную тему. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенняя капель». Расскажите о роли имён прилагательных в тексте.

Модульная технология помогает ученику овладеть необходимым уровнем знаний, при этом учебное содержание становится предметом его активных действий.

Цель образования в основной школе – формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории развития. Модульная технология – одна из современных технологий, которая максимально соответствует основным направлениям модернизации образования и является инновационной, достаточно нова, эффективна. Модульная технология достаточно продуктивна, потому что происходят значительные изменения в качестве знаний. Учащиеся активно овладевают практическими и теоретическими навыками и умениями, существенно повышается уровень мотивации в овладении знаниями, повышается интерес к изучаемому предмету, формируются коммуникативные навыки, повышается культура общения, формируется новый этап отношений учитель – ученик в рамках партёрства.

Список литературы

1. П. И. Третьяков, И. Б. Сеновский «Технология модульного обучения в школе», М., «Новая школа», 1997

2. Научный редактор Шамова Т. И. «Модульное обучение: опыт, перспективы», М., Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, 1996

3. Научно-практический журнал «Завуч», № 5, 2005, стр. 50-56

4. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий», т. 1, М., НИИ школьных технологий, 2006.Стр. 442-450