Преподавание русского языка Мастер-класс "В мире фразеологизмов" (изучение фразеологии на уроках русского языка в 6–8-х классах)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.11 Просмотров: 2567 Речкова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Изучение раздела "Фразеология" представляет для учащихся определенную сложность. Считаю, что связано это со следующими причинами: 1) низкая речевая культура учащихся; 2) бедный словарный запас; 3) явление фразеологии само по себе сложное; 4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч); 5) изучается раздел "Фразеология" в 6 классе. На изучение этого раздела программой отведено всего 2 часа. Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология". Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 6-8-х классах. Систему практических занятий можно проводить: 1) в начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут; 2) во внеурочной деятельности: на классных часах ("Праздник фразеологизмов"); во время проведения декады русского языка и литературы в школе. Дети средних классов очень любят играть и с удовольствием усваивают материал в игровой форме. Я часто использую элементы технологии игровой деятельности на уроках. Разбиваю класс на команды, и которая команда старается набрать как можно больше баллов, отвечая на задания. Система упражнений по разделу “Фразеология”. 1. Фразеологическое лото. Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов. Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование фразеологизмов, в маленькие - фразеологизмы. Ученик должен закрыть игровое поле маленькими карточками. Например: Толкование фразеологизмов 1) Овладевать собой, успокаиваться. 2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. 3) Прежде всего, в первую очередь. 4) Недружно, в постоянной ссоре. 5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь. 6) Помогать в трудную минуту, выручать. 7) Временно, незаконно. 8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо. 9) Очень близко, рядом. 10) Вдоволь, без ограничения. Ответы - Фразеологизмы 1) Брать себя в руки. 2) Бросаться в глаза кому-либо. 3) В первую голову 4) Как кошка с собакой. 5) не давать покоя. 6) Протянуть руку помощи. 7) На птичьих правах. 8) Оставить в покое. 9) В нескольких шагах. 10) Сколько душе угодно. 2. "Кто больше" Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка. Команды вспоминают фразеологизмы со словом "рука" (голова, нос и др.). Выигрывает та команда, которая вспомнила больше фразеологизмов и объяснила их значение. Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д. 3.Найди фразеологизм. Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами. 1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить. 3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава. 4. "Найди нужное слово" Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию. Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы. (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники). 5. "Исправь ошибку" Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания. Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку. 1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). 4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)). 5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). 6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)). Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети почувствовали огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим "перлам, самородкам и самоцветам родного языка", по образному выражению известного русского лингвиста А. И. Ефимова. Домашнее задание по теме "Фразеология" направлено на закрепление материала и имеет творческий характер. 1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов. 2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга. 3) Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору). 4) Найти фразеологизмы со словом собака, ... . 5) Проиллюстрировать фразеологизмы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |