Преподавание литературы Урок в 6-м классе "Полна чудес могучая природа" (По творчеству А.Ахматовой и С.Есенина)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.10 Просмотров: 1092 Курганская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Оборудование урока: тексты стихотворений, портреты поэтов. Эпиграф урока: Природа и есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого всякий черпает по мере разумения. (К.Т.Тимирязев) Ход урока Организационный момент. Основная часть. а) Вступительное слово учителя. Природа:Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо. В.Распутин в одной из повестей устами своего героя говорит: " Почему мы так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"Именно в общении с природой человек в полной мере обретает такие качества ,как доброта, чуткость, отзывчивость. Но мы еще должны помнить о том, что природа "не бездушный лик", что "в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Произнося эти слова Ф.Тютчев говорит об окружающем мире, как о живом человеке. Вот и сегодня постараемся увидеть лицо природы, её поведение, внутреннее состояние. А может быть это и есть чудо! Сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству С.Есенина и А.Ахматовой. На доске портреты поэтов. Уч-ль: С каким поэтом мы уже встречались на уроках, с чьими стихами уже знакомы? (С.Есенин) Уч-ль: С творчеством Есенина мы уже встречались, читали его стихотворения. Сейчас продолжим знакомство с этим удивительным человеком. Но прежде, чем перейти к основной части,давайте вспомним, что такое олицетворение? (Ответ ученика) б) Ученик выразительно читает стихотворение "Поет зима-аукай" Работа с текстом. Вопросы:
Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и силу природы. И действительно, читая каждое стихотворение или даже отдельную строчку, мы с вами сразу окунаемся в мир неповторимой красоты. Перед вами еще одно стихотворение. Вслушайтесь в эти строки и допишите последнее слово, доказывая признаки именно этого времени года.
В стихах Есенина природа находится постоянно в движении, в бесконечном развитии. Покажите на примере 2-х стихотворений, как автор показывает изменения, происходящие в природе. (Сопоставительный анализ 2-х стихотворений) С.Есенин не только показывает различные времена года, но и умело подмечал все тонкости состояния деревьев, травы, листьев, неба. И поэтому автор часто прибегает к приему олицетворения. в) Задание: из четверостиший выбрать олицетворения и высказать свое мнение - для чего использует поэт в своих стихотворениях, какую роль играют?
Природа у Есенина не застывший пейзаж: она живет, действует, реагирует на судьбы людей, события истории . Она - любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Перед вами текст стихотворения "Отговорила роща золотая", внимательно вслушайтесь в каждое слово, но уже романса, который сейчас прозвучит. (Звучит романс. После звучания небольшая пауза. Что вы чувствуете?) г) На доске картины трех периодов осени: - Осенев Н.И. "Осень", - Левитан "Октябрь", - Герасимов С.В. "Ива цветет", - Остроухов И.С. "Золотая осень". Работа над текстом стихотворения.
А следующую часть урока я хотела бы посвятить знакомству с женщиной-поэтессой А.А.Ахматовой. И главное - постараться увидеть то, как она показывает эту вечную тему - природа. А вначале несколько слов ее биографии. Ахматова - псевдоним, Горенко - настоящая фамилия. Родилась Ахматова на юге России, в Одессе, в июне 1889г. В семье отставного инженера-механика флота, но вскоре ее родители переехали в Царское Село, где она росла и занималась в гимназии. Первое стихотворение она написала в 11-летнем возрасте. Она знала французский язык, читала в подлиннике произведения. Первыми из русских поэтов она узнала Державина, Некрасова. Потом уже открылся Пушкин. Жизнь Ахматовой проходила в суровое время. Много бед ей пришлось пережить, но все это она умела перенести стойко. Все это, несомненно, отразилось и в поэзии. Первое стихотворение "Три осени". Перед чтением словарная работа: Фимиам - благовонное вещество для курения. Курить фимиам кому - льстиво восхвалять кого-нибудь. Твердь - твердое основание, опора чего-нибудь (зеленая, небесная). Ладан - ароматическая смола, употребляется для курения при богослужении. Работа с текстом:
Праздничный беспорядок: А) листья летят, как клочья тетрадок - много листьев летит; Б) все влажно, пестро и светло - яркие краски, первые осенние дожди, светлое небо; В) и первыми в танец вступают березы - березы первыми начинают желтеть; Г) мимолетные слезы - редкие дожди, капли стряхивает. Мрачна, как воздушный полет. Картина меняется, все начинает бледнеть и стареть, нет уже летного уюта. Рванул ветер, распахнул. Ахматова даже не называет третью осенью, а смертью. Какой период осени отражен на какой картине? С первого стихотворения мы увидели необычность ее поэзии, не похожую на других. Входя постепенно в поэтический мир Анны Ахматовой давайте проследим за каждым словом, каждой фразой, потому что за ним стоит грусть этой удивительной женщины. Стихотворение "Сосны" Словарная работа: рулады - пение.
Работа с текстом:
Красоту природы люди понимают каждый по-своему. В образе кого увидела Ахматова?
Работа над текстом: 1. Как вы понимаете это стихотворение? 2. Устная иллюстрация к стихотворению. 3. Где уже такое сравнение осени с вдовой видели вы? (И.Бунин "Листопад") 4. Какой прием использует поэтесса при создании данного произведения?(Олицетворения) 5. Какое впечатление на вас произвела поэзия Ахматовой? Выскажите свое мнение. Сопоставьте с поэзией Есенина. Найдите отличительные особенности каждого. Вот и подходит к концу наша короткая встреча с удивительной поэзией С.Есенина и А Ахматовой. Они жили и создавали свои произведения в одно время, и поэтому не случайно мы увидели много общего. Но главное то, что они показали по-своему красоту окружающего нас мира природы. Еще раз хотелось бы произнести слова Тимирязева. (Звучит эпиграф). А мы с вами должны сохранить эту красоту. Уходят люди, ведавшие совесть,
3.Рефлексия. 4. Домашнее задание: выписать олицетворения из стихотворений учебника. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |