Преподавание литературы "Край ты мой, родимый край!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.05 Просмотров: 2038 Калачева Ида Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока: музыкальные записи П. И Чайковского “ Времена года”, записи “голосов природы”, репродукции картин художников-пейзажистов, портреты поэтов. Методические приемы: рассказ учителя, навыки выразительного чтения, устное рисование. ХОД УРОКА Каждый любит природу по-своему и как может. 1. Звучит музыка П. И Чайковского “ Времена года”. На фоне музыки учитель читает стихотворение М Исаковского.
- О чем это стихотворение? - Любите ли вы читать стихи о природе? - В каждом из учебников литературы включены поэтические странички, посвященные родной природе. Высокая поэзия классиков XIX и XX вв. оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в различные времена года – осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передается читателю. 2. Литературная викторина. - Попробуйте определить автора текста. Какие настроения передает?
3. Слово учителя. - Много ли вы знаете поэтов, которые еще писали о родной природе? - Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Алексей Толстой, Яков Полонский, Сергей Есенин … Всех этих поэтов объединяет чувство любви к родному краю, к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы. Любовь к родной природе, к стихотворным и прозаическим, музыкальным и живописным произведениям, посвященным этой теме, сближает для нас воедино имена А.Пушкина и И.Левитана, М Лермонтова и П Чайковского и других художников-пейзажистов, музыкантов, поэтов. - Так ли происходит с вами? - Почему огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. - Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться. А для начала небольшой музыкальный пример. (Поочередно включается фрагмент “ звуки природы”– ветер, шум моря, океана, а затем фрагмент из “ Времен года” Чайковского) - Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В звуках природных явлений воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы) - Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям) В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. 4. Сообщение ученика. 1 ученик – краткая биографическая справка. 2 ученик читает стих наизусть “ Приход весны”. 5. Работа с текстом стихотворения. - С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души) - Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа) - Какие человеческие чувства “ вплетаются” в содержание стихотворения? - Какой из весенних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к стихотворению? (Устное словесное рисование) А.К. Толстой - Прочитайте текст стихотворения “ Край ты мой, родимый край!” - Какое чувство стремится выразить поэт в стихотворении? - Какую роль здесь играет восклицание “Гой ты!”? - С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? - В каком значении употреблено слово “воля”? (Простор) - Какие синонимы вы подберете к нему? Какие слова-образы стихотворении вы свяжете с этим понятием ? 7. Учитель читает наизусть стихотворение А К Толстого “ Благовест”. 8. Словарная работа. Благовест – “ благая весть”, то есть “ добрая”, “ хорошая” весть – колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, приятный успокаивающий. Каяться –1 – исповедоваться в грехах ( откровенно рассказывать о них с целью очиститься); 2 – сожалея, признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. 9. Обсуждение стихотворения. - Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? - Посмотрите на репродукцию картины. Какому моменту стихотворения соответствует изображенное на ней? (Зимний пейзаж) - Я хотела бы, чтобы вы прочитали еще одно стихотворение А К Толстого “Замолкнул шум, гроза устала …” - Какова его главная мысль ? (Призыв быть внимательным и бережным к природе) - Какие художественно-выразительные средства использует автор для характеристики человека ? (“С новою враждою”, “презрительной пятой”) - Попытайтесь вместо этих использовать другие эпитеты, олицетворения .Как изменится смысл стихотворения ? - Могут ли, по-твоему, стихотворения служить своеобразной подсказкой живописцу решившему нарисовать картину природы? - Обратите внимание на репродукции картин великих художников. Подумайте, как живописцы выражают свои чувства в своих полотнах. 10. Звучит музыка П И Чайковского “ Времена года”. Заключительные слова учителя. - Лирика, пожалуй, единственный род литературы, способный выразить мысли, чувства думы поэта, возникшие в связи с проносящимися мгновениями окружающей, возникшие в связи с проносящимися мгновениями окружающей жизни. Недаром современный поэт Вадим Шефнер, обращаясь к писателям и читателям, говорил:
- Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы. Высокая поэзия XIX века оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы, а вместе с ними и особое настроение поэтов. Поэтому не зря я взяла слова поэта К Паустовского эпиграфом нашего урока “ Каждый любит природу по-своему и как может”. Домашнее задание: 1) одно стихотворение любого поэта XIX в. выучить наизусть; 2) мини-сочинение “ Пейзажная лирика . Для чего она нужна”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |