Преподавание русского языка Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.04 Просмотров: 1618 Кириленко Елена Николаевна, учитель истории, обществознания, русского языка и литературы Цели урока:
Технология: разноуровневое обучение. Оборудование:
С русским языком можно творить чудеса. К. Паустовский ХОД УРОКА Учитель: Сегодня, как и на других уроках русского языка, мы постараемся «увидеть», «почувствовать», как удается «творить чудеса» великим русским писателям. Учитель: Каков основной лейтмотив стихотворений М.Ю Лермонтова? Каким настроением овеяны его стихи, известные вам? (Грусть, печаль, одиночество) Учитель: Почему? Учащиеся: Его характер формировался в эпоху разгульной реакции Николая I после восстания декабристов 1825 года. Передовая дворянская интеллигенция не хотела мириться с духовной и политической несвободой, когда их одолевали различные Думы. И каждый раз, когда М.Ю. Лермонтов в своих стихах осмеливался говорить о свободе, о борьбе, это для него оборачивалось трагически – ссылки на Кавказ, и в конце концов – смерть от руки никчемного человека, убийцы Мартынова. Работа по группам (задания по уровням: 1, 2, 3) I задание (текст для всех групп одинаковый, написан на доске или экране проектора) 1-й уровень
1. Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки; (1 ученик вставляет пропущенные буквы, раскрывает скобки, 2 ученик – объясняет, 3 ученик – указывает части речи, 4 ученик – выполняет фонетический разбор указанного слова.) 2-й уровень Указать тип связи в данных сл / соч.:
3-й уровень. 1. В чем смысл данных строчек? Нарисуйте словесную картину того, о чем говорится в данных строчках. Подсказка (для уч-ся 1-го уровня, напечатан на отдельной карточке) 1. В наречиях столько -н-, сколько в прилагательном, от которого оно образовано. 2. В прилагательных -Н- пишется в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- 3. -НН- пишется в суффиксах -енн-, -онн-, исключение: ветреный. 4. После согласных ч, щ, ш, ж пишутся гласные у,а, и. 5. Проверяемую гласную в корне нужно проверить с помощью однокоренных слов. 6. Непроверяемую гласную нужно проверить по словарю. 7. Части речи:
8. В русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.
В роли подсказки – словарь. Проверка выполнения 1 задания начинается с 1-го уровня (на выбор любое задание выполняется у доски), затем у доски поочередно работают ребята, выполнявшие задание 2-го уровня, заканчивают данное задание ребята, работающие по 3-му уровню сложности. Учитель: Сколько простых предложений в данной строфе? (4 простых предложения) II задание – эстафета 1-й уровень. 1. Переписать в тетрадь данное четверостишие. 2-й уровень. 1. Переписать четверостишие в тетрадь. 3-й уровень. 1. Переписать четверостишие в тетрадь. А) двусоставное или односоставное Проверка выполнения задания: 1 гр. – 1-е предложение Задание выполняют у доски ребята, работающие с заданием 3-го уровня. Учитель: – Какие предложения преобладают в данном тексте? Подготовленные ребята читают примеры различных стихотворений, в которых автор использует односоставные предложения. III задание. Далее речь пойдет о…. Впрочем, вы сами определите, о каком типе односоставных предложений пойдет речь. М.В. Ломоносов об одном из них писал: «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». (Определенно-личные) Учитель: Какие предложения мы называем определенно-личными? Для чего они служат? Игра «Найти лишнее» 1-й уровень. Найти 2-е лишнее (предложение, которое не является определенно-личным). А) Гляжу на будущность с боязнью, Б) Никто словам моим не внемлет… Я один. 2-й уровень Из данных четверостиший найти 3-е лишнее (предложение, которое не является определенно-личным) А) Гляжу на будущность с боязнью, Б) Спи, младенец мой прекрасный, В) Никто словам моим не внемлет… Я один. 3-й уровень. Найти 4-е лишнее из данных четверостиший (предложение, которое не является определенно-личным) А) Никто словам моим не внемлет… Я один. Б) Отворите мне темницу, В) Гляжу на будущность с боязнью, Г) Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. Учитель: Каким настроением овеяны эти стихи? Задание: Подготовленные ребята выразительно читают данные четверостишия. Карточка-ответ 1-й уровень: 2-е лишнее – Б) 2 уровень: 3-е лишнее – В) Карточка-ответ 3 уровень: 4-е лишнее – А) Проверку проводят помощники-консультанты и сообщают результаты учителю. IV задание О трагической кончине М.Ю. Лермонтова в одном из стихотворений сказано: Схоронили его за Москвой-рекой… (на доске текст или на экране проектора) Задание: (работа в группе) Перепиши любое из 3-х предложений в тетрадь и разбери его по плану:
Учитель: С какими предложениями вы работали? V задание 1-й уровень Выписать все односоставные предложения из данного текста, указать их тип, тему данного текста, стиль текста, тип речи: Отрывок из литературно-критической статьи о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» (Энциклопедический словарь юного филолога) Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского языка, начнем с одного очень характерного для поэта слова – символа и подумаем, что значит слово «буря» в памятном всем с детства «Парусе» (1832). Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре. И в самом деле: «А он, мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой». Но, с другой стороны, буря в своем прямом значении ведь только что описана («Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит»). И лирическим откликом на нее было вовсе не выражение радости, а грустное, скептическое «увы!». Значит, буря здесь – это прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в том числе и реально происходящей бури. 2-й уровень Задание: выписать все односоставные предложения из данного текста, указать их тип, стиль текста, тип речи, доказать: Тарханы – имение Арсеньевой. Светелка в барском доме, служащая Арсеньевой и малой комнатой, и комнатой для дневного отдыха. (По Ю. Нагибину) Его тело перевезли поздно вечером. Извозчики не желали ехать «в такую даль» и «в такую грозу». По тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком. (По Г.Гулиа). 3-й уровень Создать эссе, началом которого станут строчки (на выбор): “ Этой жизни суждено проблеснуть блестящим метеоритом, оставив после себя длинную струю света…”(В.Г. Белинский). “Прочла и тут же запомнила стихи” (О.Берголльц) Условие: использовать одноставные предложения в своих собственных работах. Рефлексия: – Что нового вы узнали на уроке о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Домашнее задание: Напишите о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, оставшихся после данного урока. Выставление оценок за работу на уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |