Преподавание литературы
Интегрированный урок по литературе и истории "Художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир""
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.01.03
Просмотров: 1299
Шустова Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания; Шустова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (1,06 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Задачи урока: - Охарактеризовать художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир.
- Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы
- Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.
Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации к роману; таблицы для работы учащихся на уроках (на каждом столе), проектор, экран. Ход урока I. Сообщение темы урока, цели, задач. II. Вступительное слово учителя литературы. Особенности романа "Война и мир" определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни: - исторический – обращение к реальным историческим событиям;
- философский – раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
- нравственный – глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
III. Лекция с элементами беседы. Исходя из этого, можно выделить особенности творчества Толстого: 1. Историзм. Сам Толстой писал: "Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека". Работая "в историческом роде", он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в "обесславливании" героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский). Исследовательская работа, доказывающая истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 года в романе и в исторических документах. Документы | Роман | От Немана до Смоленска | Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ – выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. "Россия, – писал Наполеон, – увлекается роком! Судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы". Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя. Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов. Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Ба.лашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы | В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами. Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды | Смоленское сражение | Отступлению от Смоленска предшествовало крупное столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийским корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия, часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли – около 7,2 тыс. человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под командованием Мюрата (15 тыс. человек). Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел Наполеона внезапного выхода к Смоленску. В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII корпус Раевского выступил навстречу отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий должны были противостоять всей армии Наполеона. Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек. Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. "Два раза, – писал Наполеон, – храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами". Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов. В Смоленске 5 (17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атака Нея в 3 часа, Даву – в 5 часов были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и Барклай де Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями. | Сражение под Смоленском в романе: "Французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором... Наполеон идет дальше, мы отступаем. Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то голоса раненых – все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома. Алпатыч приехал в Смоленск 4 августа, по дороге "встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы". "Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска". "С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба". "С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу". Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского | Бородинское сражение. | 24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. – конницы. Редут был захвачен, потом отбит: и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала, и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона – ударить по левому флангу. 25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с пяти часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у Cеменовских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд, исход сражение как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели. | В романе читаем: "Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение". Л. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: "Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства" | Исторические личности, выведенные в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это – Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах. Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов – это обобщенный образ гусара, а Давыдов – это жизненное воплощение обобщенного образа гусара. Стихотворение Дениса Давыдова | Стихотворение "Волшебница" Василия Денисова, которое он спел Наташе под свою же музыку | Но, Аглая, как идет к тебе Быть лукавой и обманчивой! Ты изменишь – и прекраснее! И уста твои румяные Еще более румянятся Новой клятвой, новой выдумкой! Голос, взор твой привлекательней, И, богами вдохновенная, Ты улыбкою небесною Разрушаешь все намеренья Разлюбить неразлюбимую... | Волшебница, скажи, какая сила Влечет меня к покинутым струнам; Какой огонь ты в сердце заронила, Какой восторг разлила по перстам! | Но отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал первым партизанским отрядом, а Толстой не упоминает об участии Василия Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен как герой именно партизанской войны. Зато партизанские страницы героев очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону, Денисов – Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример. Давыдов пишет: Начальник, в бурке на плечах, В косматой шапке кабардинской, Горит в передовых рядах Особой яростью воинской... Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. "Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца". Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. В романе есть эпизод с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: "С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства". Масонство в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог "не постигается умом, а постигается жизнью". Это не сочетается с 258 статьей французской ложи "Великий Восток", которая гласит: "Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию". Масоны не помогли Пьеру. 2. Сопоставление или противопоставление. Противопоставляются: - Два состояния: мир и война.
- Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время.
- Передовое дворянство и светская аристократия.
- Отдельные герои: Наташа – Элен, Пьер и Андрей – Анатоль и Долохов.
- Полководцы: Кутузов – Наполеон.
- Кутузов и Александр I.
- События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
- Поведение на войне: Тушина, Тимохина – Долхова, Жеркова.
Сопоставляются: - Образ жизни: Ростовых и Болконских.
- Герои: Андрей и Пьер.
- Правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена – вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены). 3."Диалектика души", умение глубоко показать внутренний мир героя. Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой. В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа, и какой смысл при этом выявляется. - Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
- Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
- Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
- Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
- В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
- В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
- Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
- Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
- После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
- Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
- Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).
- После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).
- Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).
По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя. Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи – необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской – короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера – неуклюжесть и растерянность. Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь. 4. Изображение природы, психологический пейзаж. Сын Толстого писал, что "отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: «Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода.». Важно показать школьникам своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III). Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война – разрушение гармонии мира. 5. Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя. IV. Итоги урока. Роман "Война и мир" грандиозен не только по замыслу, но и по тому художественному мастерству, которое заставляет нас сопереживать героям, испытывать эмоциональное воздействие. Сам Л. Н. Толстой в статье "Несколько слов по поводу книги .Война и мир." писал: "Что такое "Война и мир"? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось".
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|