Преподавание литературы Урок-исследование по литературе "Концепция мира и человека в поэзии Б.Пастернака"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.01 Просмотров: 767 Ильюхина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Тип урока: Урок-исследование. Ход урока I. Организационный момент II этап – Сегодня мы начнём знакомство с поэзией великого русского поэта, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака. III этап – У вас на столах карточка. Познакомьтесь, как современный учёный Баевский определяет эпохи и фазы развития творческого пути поэта. IV этап – Выясним на примере стихотворений своеобразие поэтики раннего Пастернака. Лирический герой погрузившись в этот мир, обретает способность «слагать стихи, писать о феврале навзрыд» – Какие ассоциации возникают при произнесении названия? (Серебристый ландыш, «Светлого мая привет», хрупкость, чистота, гордость.) «Грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня» (эпитеты и метафора). – Поэт как бы гиперболизирует этот образ, усиливает его. Используя в первой и второй строфах несколько глаголов. (Хряснет, обламываясь, рухнет.) – Что вы думаете об этом? (Жара отгородила мир от прохлады, спасительной свежести.) Вторая строфа. Мастер– стекольщик опускает на землю свой ящик для инструментов, достаёт прочный алмаз и режет сверкающие стекло, придавая ему нужную форму . – А с жарой как справиться? – Во второй строфе автор использует глагол укрыться. Зачем? (Указывает путь этого спасения.) Человеку открывается великолепный мир. Какой? Третья строфа. Белизна сурьмящегося углем березняка, весна, сказочная. – Этот открывшийся мир лирическому герою, какое чувство у него вызывает. (Освобождения, неожиданного спасения от жары, счастья что «жара не сунется с опушки») Третья-четвёртая строфа. Какое средство использует? (Метафора «жары нещадная резня», сравнение «как Углич».) – Вид берёзок напоминает образ кого? (Красавицы из древней Руси, древнерусскую архитектуру с её белоснежными свечками соборов под золотыми куполами. Как в Угличе.) – Но ведь что произошло в этом городе? Историк. Была резня. Убили царевича Дмитрия. Побег от жары удался. И вот тот, кто убежал, отдышался, теперь способен всмотреться, насладиться миром, укрывшим его от жары природы, причём человек и то, что ему открылось, всматриваются друг в друга. – Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно. Она открывает свои тайны, и в этом её чудо. Пятая строфа. «Сырой овраг сухим дождём росистых ландышей унизан» – Какие средства использует Пастернак? (Эпитеты, оксюморон. С какой целью? (Ощущение тайны.) – А если ещё попытаться представить себе эту картину – дождь ландышей – восторг перед увиденной красотой захватывает любого – А чудо продолжается – Из потока ливня кто выделяется? (Он который всё наблюдает снизу.) Что это за средство? (Олицетворение.) Оно помогает автора подчеркнуть что? Что природа тоже ждёт встречи с человеком, прислушивается, присматривается к нему. – Последние строфы насыщены массой разнообразных приёмов – Найдите звукопись сравнения (Шурша неслышно как порча, «льнут лайкою его перчатки) – Что здесь выражено? Может быть, то ожидание счастья, которое бывает, когда собираешься на бал? – Оказывается, в стихотворение показан путь человека к природе. О чём эти два стихотворения? (О взаимоотношении человека и природ, результатом которого является творчество, в последнем присутствует образ храма. Природа для лирического героя– это храм.) Домашнее задание По стихотворению составить связный текст, оформленный в виде рассуждения, эссе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |