Преподавание русского языка Из истории русской пунктуацииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1752 Тырышкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Цель: Создать условия для усвоения знаний об истории русской пунктуации, для отработки навыка постановки знаков препинания. Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор (мероприятие сопровождается презентацией по теме). Ход мероприятия 1. Рассказ учителя о появлении знаков препинания в русском языке: Исторически пунктуация сложилась позднее, чем алфавитное письмо. Ее появление связывают с именами итальянских гуманистов братьев Мануциев, развивших широкую издательскую деятельность в конце 14-го в. В середине 15-го века они изобрели пунктуацию для европейской письменности, она была принята в основных своих чертах большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Известно, что до конца 15-го века текст писался либо совсем без промежутков между словами, либо делился на нерасчлененные отрезки. Между нерасчлененными отрезками текста делался интервал, в котором на уровне середины или нижней линии буквы ставили точки. Вот пример из рукописи I половины 15-го века: тоеосеникнязьсеменъдмитриевнъсуздальский “В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе”. Далее отмечается, что первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех была введена точка (конец I четверти 15-го века), затем запятая (16 век). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах I пол. 16 века уже использовались такие знаки: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак. В “Грамматике словенской” Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли “вместным” знаком. – Как вы думаете, почему этот знак имел такое название? (Так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то Тире первоначально называли “молчанкой”. – Как вы думаете, почему? Вот, что говорит об этом М.В.Ломоносов: “Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время, либо для приготовления читателя к какому-либо важному слову или действию”. И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли “подстолия”, а в 17 веке – “полуточие”. Восклицательный знак именовался удивным (удивительным). – Кто сможет объяснить такое название восклицательного знака? Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли “единитным” – Почему? (Так как он соединяет части слова воедино.) Отсутствие знаков препинания в тексте не только затрудняет чтение и понимание его, но и ведет к ошибочному или двоякому толкованию. Так, если бессоюзное сложное предложение: Кричат ребята громко вторит эхо им – лишить запятой, расчленяющей его части, то читающему трудно установить, к какой части предложения относится слово “громко” – Давайте прочитаем это предложение в двух вариантах. Знак, поставленный не на свое место, иногда делает предложение противоположным по смыслу. Известен такой исторический факт: один преступник, осужденный на смертную казнь, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король положил на прошение резолюцию: “Помиловать, не следует казнить!” Но секретарь по ошибке переставил запятую и резолюция получилась в таком виде: “Помиловать не следует, казнить!” Шутка это, или факт, взятый из жизни, трудно установить. Важно то, что автор обращает внимание на пунктуационную небрежность и показывает, как маленькая запятая, поставленная не на свое место, может даже лишить человека жизни. – Ребята, а в каком художественном произведении описывается подобный случай. (В сказке С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.) 2. Веселая викторина, посвященная вопросам пунктуации. Задание № 1. Учащимся предлагается указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах, всего двадцать. – Все ли здесь? Задание № 2. Расставить в предложении запятые как можно большим количеством способов (6 способов).
Предлагается задание понаблюдать, как всякий раз с изменением пунктуации предложения изменяются его интонация, грамматическая структура, смысл высказывания. Ребята проверяют, читают свои предложения, анализируют их. Подводится итог: тот, кто составил больше всех предложений – победитель. Задание № 3. В современном русском языке 10 знаков препинания. В “Грамматике” М.Смотрицкого тоже 10. Вот они: черта |, запятая, двоеточие :, точка ., удивная !, разъятная V , единитная –, вопросная ;, вместная [ ], отложная (). – Какие из них дошли до нас без изменения, а какие изменили свое название. Учитель читает отрывок из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова. (1775) – Каких знаков препинания, употребленных в настоящее время, нет в “Рос. грамматике” М.В.Ломоносова? (Тире, многоточие, кавычки, скобки.) Как понять деление знаков на строчные и надстрочные? Употребляются ли сейчас надстрочные знаки, как они называются? Что это за знак “единительный”? (Это знак переноса – соединяет части слова воедино.) Задание № 5. Установите, в каких случаях ставят многоточие в начале предложения:
(Цитата приводится не полностью, пропущенная часть обозначается многоточием.) 3. В мире интересного (рассказ учителя об интересных фактах из знаний о пунктуации). Знаете ли вы: – что знаки препинания по начертанию делятся на 2 группы: основные и составные. К I группе относятся точка, запятая, тире. Ко II группе – точка с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительные знаки, многоточие, скобки и кавычки; 4. Рефлексия. Подведение итогов мероприятия. – Ребята, давайте сделаем вывод, для чего же нужны нам знаки препинания? Закончить наше занятие мне хотелось бы словами известного А.Б.Шапиро: “... писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но в равной мере для врача, инженера, агронома. Нарушение общепринятых норм употребления знаков препинания в большинстве случаев опаснее, нежели орфографически неправильное написание слова. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |