Преподавание русского языка Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.30 Просмотров: 1490 Близнова Наталья Альбертовна, учитель русского языка и литературы Целью урока является проведение лингвостилистического анализа текста (элементы) с последующим творческим заданием. Обучающая значимость такого анализа очевидна: развитие художественных языковых способностей учащихся, воспитание читательской культуры, совершенствование речи и восприятие родного языка как культурного достояния нации, гордость за него. Тип урока:урок - лаборатория с элементами творчества. Оформление: портрет К.Паустовского, пейзажная зарисовка. Эпиграф к уроку: Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок. ( на доске) Запись на доске: Синтаксис является необходимой организующей частью структуры художественного текста, в нем писательский почерк отражается наиболее непосредственно и “зримо”. Е.И.Иванчикова (Звучит музыка). Учитель: С детства сопровождают нас в нашем духовном взрослении волшебники, чудодеи родной русской речи, неторопливой, мелодичной, величавой и мудрой в своей ясности и определенности, доброжелательной простоте и сердечной проникновенности. Среди таких писателей, очарованных Россией и передающих это очарование в “тончайших переливах всех ее красок” – Константин Георгиевич Паустовский. “… Паустовский – певец русской природы” – эта фраза давно стала символом, когда речь заходит о замечательном писателе, соединившем в своем творчестве “остроту глаза” аналитики и взволнованно романтическое отношение к неброской, но милой сердцу “волшебной” природе России. Между тем данная фраза – при всей ее тривиальности – наполняется глубоким смыслом при конкретном рассмотрении стилистических достоинств рассказов К.Паустовского. Итак, тема сегодняшнего урока (уч-ся с доски переписывают формулировку темы в тетради). Ученик: читает вслух эпиграф к уроку. Учитель: Мы попытаемся через восприятие текста художественного произведения увидеть блеск, красоту и богатство жизненных красок, подаренных нам замечательным русским писателем. Обратимся к одному из поздних его творений – “Ильинскому омуту” (1964 год). Рассказ вами прочитан. На столах лишь фрагменты рассказа и схема лингвости-листического анализа. Давайте попытаемся определить жанровое своеобразие текста. Ученик: Что касается жанра, то, на мой взгляд, рассказ можно отнести к разряду эссе, так как к эссе обычно причисляют бессюжетное (“не рассказ”) прозаическое произведение малой формы, в котором автор высказывает свои впечатления, размышления по конкретному вопросу или поводу, т.е. старается всесторонне осветить предмет разговора. Ученик (дополняет): эссе – это чаще всего жанр критики, публицистики, и данное произведение мы можем смело отнести к художественно- публицистическому стилю. (Уч-ся записывают определение жанра эссе в тетради). Учитель: Основной задачей литературы, а, следовательно, и любого произведения является нравственно- эстетическая функция, воспитание гуманного отношения к окружающему нас миру. Какова же нравственная проблема, поднимаемая автором в данном произведении? Ученик: Я считаю, что в “Ильинском омуте” писатель поднимает важную нравственную проблему – родная природа как национальная духовная ценность. Хочу дополнить, что для воплощения этой идеи автор избирает форму непринужденной доверительной беседы. Говорит неторопливо, с небольшими отступлениями от главной темы, делится с нами своими размышлениями. Учитель: Более того, “Ильинский омут” – патриотический гимн русской природе, восхищение Россией, в тоже время, как вы увидели в тексте, скромность “великих мест”. (Звучат слова: “Любовь к родине, без нее никак нельзя жить … как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский). Учитель: Наша задача: увидеть, определить те стилистические фигуры речи, которые характеризуют синтаксис “Ильинского омута”. Какова цель нашей работы? Ученик: Доказать, что, благодаря стилистическим фигурам, язык произведения достигает столь образной выразительности. (Обращение к высказыванию лингвиста Е. И. Иванчиковой о синтаксисе, записанному на доске). Учитель: Ряд стилистических фигур речи нам известен. Например. Ученики: называют стилистические фигуры, дают их краткое определение, приводят примеры:
Учитель: Да, и я думаю, что неторопливые, без суеты, размышления К.Паустовского в доверительной беседе с читателем на важные для русского человека темы – о нравственной и целительной силе родной природы – во многом предопределили своеобразие синтаксического строя авторского повествования. Итак, чем же характеризуется синтаксис “Ильинского омута”? В чем его необычность? Перед вами отрывок из текста и схема анализа. Давайте попытаемся проанализировать данный отрывок и остановимся на синтаксисе произведения, так как в нашем представлении синтаксис – это совокупность синтаксических явлений. Каких? Ученик: Однородные члены предложения, главные члены предложения, сложное предложение. Ученик: И еще разного рода вставные, присоединительные конструкции, уточнения. Учитель: За этими фактами мы зачастую не видим синтаксис как источник образности и экспрессии русской речи. Возьмем, к примеру, вопрос об использовании в художественной речи конструкций со значением сравнения. Попробуйте сейчас в тексте увидеть предложения с разными способами выражения этого значения. Ученик: Сравнительные обороты с союзными как, будто, как будто (как будто какой-то чудодей…; … относится к ним, как к святыне и др.). Ученик: Сравнительный оборот с придаточным сравнительным (не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость…; как и многие великолепные места в России). Ученик: А еще в текстах встречаются сравнения, выраженные существительными в Д. и Т. падежах: жужжало подобно пчеле, завертелся волчком. Ученик: Может быть выражено сравнением наречием, соответствующим моделям по–…ому, по–…ему, по–…и; ходить по-утиному, сидеть по-турецки. Учитель: С какой же целью автор сопоставляет явления? Ученик: Наверное, чтобы более полно пояснить одно с помощью другого, создается определенная художественная выразительность текста. Учитель: Я думаю, что не все способы выражения сравнения названы. Задание: продолжите дома таблицу и заполните ее примерами из текста. Продолжаем работу с текстом. Ученик: читает отрывок: “Сожаления просыпаются… разнообразии.” Учитель: Согласитесь, достаточно нелинейное, можно сказать, “пространственное” выражение мысли. Благодаря каким конструкциям этого достигает автор? Ученик: Я думаю, что это различного рода присоединительные конструкции, ведь в них и уточнение, и определенные сомнения автора, размышления (ученики приводят примеры из текста и делают запись в тетради). Учитель: Как видим, текст просто изобилует синтаксическим колоритом. Обратите, пожалуйста, внимание на такие слова и словосочетания: по крайней мере, казалось, пожалуй и др. Они очень характерны для жанра эссе. Что это? Ученик: Это вставные конструкции. Они помогают создать определенную манеру изложения мысли. Автор думает, размышляет, сомневается, утверждает. Учитель: Да, жанр эссе – неторопливое повествование, следовательно, замедленность темпа речи, передающая раздумья автора. С помощью чего достигается такая манера изложения? (… рядом, рано утром, там, за ветряком, вблизи Парижа…). Ученик: Это, я предполагаю. Определенные уточнения. Они придают речи повышенную выразительность, какую-то определенную динамичность, обеспечивают связанность речи. Ученик: Еще, я думаю, словесные повторы – это необходимый текстообразующий компонент, своего рода мостики от одной картинки текста к другой (ученики зачитывают примеры из текста: …знакомая тоска внезапно… тоска по нашей…; подарил ее векам…подарил ее нам… и др.). Учитель: А сейчас обратимся к данной на экране группе предложений. Какой процесс здесь прослеживается? (От нее глаза становятся теплей, губы – ярче и даже голос звучит вкрадчиво и нежно. Я сидел в тени вяза, думал, что все эти… Я привык к этому ветряку – покидал с тоской. Сожаления о том, что не удастся увидеть весь мир, да что там – весь мир!). Ученик: Пропуск какого- либо члена предложения: в 1-ом предложении – сказуемого, во 2-ом – подлежащего, в 3-ем – дополнения, в 4-ом – сказуемого. Учитель: А для чего это необходимо делать? Не проще ли написать полностью все предложение? Ученик: Избегаем тавтологии, особый динамизм речи, речь как бы живая, выразительная. Учитель: Эта стилистическая фигура называется эллипсис. (Запись в тетрадь: эллипсис (греч. Elleipsis)– лингвистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого- либо подразумеваемого члена предложения (“я домой” вместо “я иду домой”). Учитель: Как видим, изобразительно-выразительные возможности синтаксиса огромны. Сегодня мы проследили за поведением, за ролью лишь нескольких стилистических фигур. И чтобы работа была логически завершена, что, вы считаете, мы должны сейчас сделать? Ученик: Создать свое эссе. Учитель: Перед вами образец жанра, и это должно подтолкнуть вас к написанию своего маленького произведения. Можете стилизовать текст Паустовского. Конечно, необходимо сейчас вспомнить те изобразительно- выразительные средства языка, без которых невозможно написание творческой работы. Ученик: Стилистические тропы: эпитет, метафора, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение и др. (Далее в течение 5-7 минут уч-ся работают над созданием своего эссе. Звучит музыка.). Наиболее интересные работы уч-ся зачитывают и обязательно называют те стилистические фигуры, которые они использовали в своих мини-сочинениях. Учитель: Итак, стилистические фигуры текста, рассмотренные нами сегодня на уроке – это речевой материал автора, при помощи которого он передает нам… Что? Ученик: Конечно же, трепетную любовь к родине, к родным просторам. Ученик: А еще, я думаю, любовь к волшебной силе и красоте удивительного русского языка. Учитель: А вот теперь еще раз обратимся к эпиграфу. Думаю, глубина этих слов нам понятна. И что замечательно: “волшебство русского языка Константин Паустовский связывает с волшебством русской природы”. Он так и писал: “волшебство русского языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств русского человека”. Происходит некая взаимосвязь: природа – человек – слово. Мы обязательно должны читать произведения таких мастеров слова как Константин Паустовский, Михаил Пришвин и др. И тогда такой сложный, но интересный предмет русский язык нам изучать будет значительно легче. Домашнее задание: Мы не коснулись сегодня богатства лексики (взыскующим, нетленным, трепетные), проделайте эту работу дома (по схеме лингвостилистического анализа). Поработайте над ролью сложно- сочиненных предложений в тексте, в чем необычайность экспрессии данных синтаксических конструкций? Урок окончен. Спасибо всем за работу. До свидания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |