Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.12.29
Просмотров: 1303

Дидур Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы

Цели. Создать условия для:

  • воспитания самостоятельности и побуждения познавательной активности учащихся;
  • развития навыка мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации), творческой переработки полученной информации, её систематизации;
  • стимулирования творческой активности учащихся.

Цели для учащихся. Организация учебных действий, направленных на усвоение и закрепление:

  • знаний об отличительных особенностях текста публицистического стиля, его признаках;
  • умений анализировать текст, находить элементы, указывающие на публицистический стиль; создавать собственный текст на основе исходного.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Используемые технологии: урок проводится с применением технологии критического мышления, что позволяет учащимся творчески отнестись к предлагаемому материалу, актуализировать имеющиеся знания, провести анализ и оценку новой информации и на этой основе выработать свое отношение к рассматриваемому вопросу, повысить активность и самостоятельность при усвоении новой темы.

Линейный план урока.

ИВУ – информационный ввод учителя.
УСР – устная самостоятельная работа.
РуР – разноуровневая работа.

Ход урока

Разве можем мы забыть отчий дом, Родину?.. Они – в душе…
И.А. Бунин

1 этап. Стадия вызова

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель урока, обсудить эпиграф и список трудных вопросов.

Информационный ввод учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать публицистический стиль речи, обобщим знания об элементах лингвистического анализа текста публицистического стиля, его типологической структуры. Результатом нашей деятельности будет создание модели сочинения.

Тема урока: “Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)”.

Попробуйте, исходя из темы, сформулировать цели урока.

– Как вы считаете, зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля?

– Зачем нам нужно это умение?

Таким образом, вы сформулировали цели урока:

  • знать отличительные особенности публицистического стиля, его признаки;
  • уметь анализировать текст, находить элементы, указывающие на публицистический стиль;
  • создавать собственный текст на основе заданной типологической структуры.

Эпиграфом к уроку являются слова прекрасного поэта и писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина, творчество которого стало связующим звеном между “золотым” и “серебряным” веком русской поэзии. (Приложение 1. Слайд 2).

Выделите ключевые слова, сделайте вывод, в чем смысл эпиграфа?

Отчий дом – это дом предков, родителей. Дом, в котором мы родились и выросли. Этот дом навсегда останется в памяти, ведь с ним связано начало жизни любого человека. Это семейный очаг, где всегда можно согреться, где тебя ждут и любят. Отчий дом – это память о детстве, любовь к Отечеству.

Составьте список наиболее трудных вопросов.

– К какому стилю речи относятся слова эпиграфа урока?

– Какие стили речи вы знаете?

– Можем ли мы использовать слова “отчий дом”, “родина”, “душа” в публицистике? Подберите однокоренные слова к слову “публицистика”, запишите в тетради (публицист, публицистический, публицистичный).

– Вспомните особенности публицистического стиля.

– Назовите сферу употребления публицистического стиля.

– Определите задачи, которые выполняет публицистический стиль.

– Перечислите признаки публицистического стиля.

– Назовите жанры публицистического стиля.

– Сделайте вывод, что общего у публицистического стиля с художественным, чем они различаются.

2 этап. Стадия осмысления

Организация учебной деятельности в рабочих группах.

Информационный ввод учителя. Усвоение новых знаний и способов действий.

Автор текста, который мы будем анализировать, создавал и публицистические, и художественные произведения; его знала вся грамотная Россия. Это известный писатель, историк, филолог, беллетрист, публицист, издатель знаменитого журнала “Вестник Европы” – кто же он? (Слайд 3 – портрет Николая Михайловича Карамзина).

Устная самостоятельная работа

Прочитайте текст Карамзина, подчеркните ключевые слова. Что совпало с вашими первоначальными представлениями/предположениями, что удивило? (Маркировка текста: 2 цвета текстовыделения).

Текст

Любовь к Отечеству может быть физическая, моральная и политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, – а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. Лапландец, рождённый почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество! – Самоё расположение нерв, образованных в человеке по климату, призывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться её воздухом; недаром житель Гельвеции, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию; а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларус, оживает. Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется. (Н. Карамзин)

(Обсуждение по итогам маркировки. Работа в группах постоянного состава. Всему классу необходимо выполнить дифференцированное задание. Учащиеся разделены на группы по четыре человека: теоретики, аналитики, практики. Учитель выполняет функцию консультанта и инструктирует каждую группу. Задания носят проблемный характер).

Теоретики, объясните значение выделенных слов и выражений.

Аналитики, для вас задание. Укажите основные признаки текста. Карточка-информатор вам поможет выполнить данное задание.

Карточка-информатор.

Признаки текста:

Авторство.

Тематическое единство: тема, основная мысль (идея), ключевые слова.

Развернутость текста: подтемы, микротемы.

Последовательность: композиция. Тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Связность текста:

  • лексический повтор;
  • синонимические замены;
  • единство временных форм глаголов-сказуемых;
  • употребление союзов для связи предложений и частей текста;
  • вид связи: цепная, параллельная.

Завершённость и цельность текста: стилистическое единство.

Разноуровневая работа (индивидуальная и в группах).

Практики, вам предлагаются задания на выбор.

1 уровень

Задание 1: выпишите предложения, в которых выражена основная мысль текста.

2 уровень

Задание 2: выделите ключевое слово текста, составьте синквейн, опираясь на микротемы. Конкурс на лучший синквейн.

Варианты синквейнов, составленных учащимися.

1. Отечество.
Любимое, родное.
Одухотворяет, привязывает, пробуждает.
Любовь к Отечеству – это закон природы.
Святость.

2. Отечество.
Далекое, призрачное.
Манит, радует, вызывает.
Воспоминание об Отечестве дарит счастливую улыбку.
Ностальгия.

3 уровень

Прием систематизации материала. Задание повышенного уровня сложности: выделите смысловые единицы текста и составьте кластер. (Слайд 4).

Предлагается один из вариантов кластера, составленного учащимися.

3 этап. Стадия рефлексии

Возвращение в рабочие группы. Презентация (использование мультимедийных систем). Обсуждение и ответы на вопросы. Во время обсуждения учащиеся делают необходимые записи.

Информационный ввод учителя

– Вспомните, что такое проблема текста? (Слайд 5).
– Над какими проблемами рассуждает Николай Михайлович Карамзин? (Слайд 6).
– Как вы определите характер проблемы по значимости? Используйте глоссарий для формулировки проблемы. (Слайд 7).

Глоссарий

  • Актуальная. Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.
  • Нравственная. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

Устная самостоятельная работа

– Какой стороны жизни человеческого общества касается проблема текста?
– Сформулируйте проблему и обсудите её в группах.
– Что такое комментарий к проблеме? (Слайд 8).

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали, с авторской позицией. Обсудите варианты комментирования текста. Можете использовать предложенные речевые формулы. (Слайд 9).

Автор подчёркивает, что привязанность человека к месту своего рождения объясняется…

Наша нерасторжимая связь с Отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. В качестве примеров, подтверждающих данные высказывания, Карамзин приводит…

Информационный ввод учителя

Итак, вы сформулировали проблему, над которой размышлял Карамзин. Затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выявление позиции автора. Проблема и позиция автора должны соотносится как вопросно-ответное единство. Данная схема поможет правильно сформулировать позицию автора. (Слайд 10).

Совет: старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. Не забывайте формулировку позиции автора выделять отдельным абзацем. (Слайд 11). Обсудите составленные предложения, выберите наиболее удачный вариант:

Итак, автор убеждает нас в том, что …

В сочинении вы должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме и привести два аргумента. Конкурс на лучший пример – аргумент для обоснования тезиса. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. (Слайды 12, 13, 14).

Виды заключения. (Слайд 15).

Рассмотрим различные способы оформления заключения сочинения.

Самое типичная и логичная концовка сочинения – это обобщение основных мыслей автора. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально.

Автор текста поднимает актуальную проблему…
Мысль автора …является актуальной в наше время…

Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом, в заключение важно отметить…

Подведение итогов урока

Обдумайте возможное применение полученных знаний на практике. Сможете ли вы создать собственный текст по заданной типологической модели? Обсудите наиболее трудные вопросы.

Сделайте выводы.

– Справились ли вы с заданиями, предложенными на уроке?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Над чем необходимо поработать на следующих уроках?
– Оцените свою работу и работу одноклассников.

Домашнее задание

Отредактируйте сочинение, написанное в классе, подберите аргументы, сделайте заключение. Поработайте экспертами и проведите анализ вашего сочинения с точки зрения соответствия критериям оценивания части С ЕГЭ.

Литература

  1. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М., 1998.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. –С-П., “КАРО”, 2009.
  3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Курс интенсивной подготовки. – Р-на-Д., 2010.
  4. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Омск, 2009.
  5. Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 2005.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21