Преподавание русского языка Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.28 Просмотров: 1241 Головня Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: портреты Ф.И. Тютчева, раздаточный материал, презентация к уроку. Ход урока1. Организационный момент1. Приветствие и оформление тетради (запись числа, кл. раб.) 2. Подготовка к восприятию нового материала. Учитель: Сегодняшний урок – продолжение доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Узнайте его имя! Он автор этих строк!
Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Приложение 1 (слайд 2) Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера слова. Его стихотворения помогут узнать интересные факты из жизни имен прилагательных. 3. Запись темы урока. 2. Объяснение нового материалаФ.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года в имении Овстюг Орловской губернии Брянского уезда. (слайд 3) Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной, часто возвращался в родовое имение. Будущему поэту учение давалось легко. Тютчев поражал всех жизнелюбием, жаждой новых впечатлений, наблюдательностью. Проявите и вы наблюдательность. 1. Работа с учебником. А) Наблюдение. * Откройте учебник. Рассмотрите опорный материал. – Что показывают графические обозначения? Как образуются имена прилагательные? На первом месте – существительное. Именно оно главный родитель прилагательных. А ещё глагол, числительное и наречие. Б) Работа со словарями. Сколько морфем использовано для образования слов, записанных на полях учебника? (печальный, инициативный). Докажите. В этом нам помогут “Школьный толковый словарь” и “Школьный словообразовательный словарь русского языка” (Уч-ся с помощью словарей узнают лексическое значение, морфемный состав данных слов) Слово печальный образовано от общеславянского слова печа – “ забота”. Гласную в корне можно проверить этим словом. В) Коллективная работа. (презентация, слайд 4) В словообразовании прилагательных практически не используется суффикс -ив-. Запомните! Суффикс -ив- пишется только под ударением: игривый, красивый. В безударном положении пишется суффикс -ев-: полевой, сиреневый. Исключение: милостивый. Но есть такие суффиксы, как -чив-, -лив-, -ист-, правописание которых надо запомнить. * Образуйте от существительных разговор, раскат, привет с помощью данных суффиксов имена прилагательные, обозначьте орфограммы в суффиксах. 3. Работа со стихотворением Ф.И.ТютчеваФ.И.Тютчева принято называть певцом природы. Так в чём же особенность изображения природы поэтом? Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природу, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…” – убеждён поэт. (презентация, слайд 5) *Прочитайте стихотворение о природе, написанное поэтом 31 декабря 1852 года. (презентация, слайд 6) ( у каждого уч-ся есть карточки 1 и 2)
– О чем это стихотворение? * Зиму поэт называет чародейкою. Подберите синоним к слову чародейка (волшебница). – Что за чудо она сотворила? Жизнь леса стала чудной, наполнилась чудом: он околдован, сном волшебным очарован. В этом волшебном сне лес – не мертвец и не живой, как в сказке о спящей царевне. И каждая подробность, увиденная поэтом, оказалась чудесной, необычной. Вы представили себе снежную бахрому? А цепь? Она бывает тяжелая, железная. У Тютчева цепь легкая пуховая! Все это действительно похоже на чудо. Чудесный лес наполнен сиянием: он блестит, его красота ослепительна. Это слово мы понимаем в прямом смысле: снег блестит на солнце, и в переносном: красота зимнего леса поразительна, необычайна. – Какие выразительные средства использует поэт, чтобы мы увидели зимний сказочный лес? (Олицетворения: “лес стоит”, “чародейкой околдован”, “солнце мещет”; эпитеты: “сном волшебным”, “ослепительной красой”; метафора: “чародейкою Зимою”, “снежной бахромой”; инверсия “цепь пуховая”). Этими средствами создается поэтическая картина зимы. *Выполните морфемный разбор выделенного слова (ослепительной) Рисуя картину природы, поэт выражает свое чувство восхищения красотой мира. А мы, читая стихи, учимся видеть прекрасное. (презентация, слайд 7) 4. Тренировочные упражнения* Запишите несколько строк из стихотворений Ф.И. Тютчева. Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложений.
5. Самостоятельная работаФ.И. Тютчев обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но все сложилось иначе. В 1844 году поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить людям, России. Поэт признавался, что “… более всего я люблю Россию и поэзию”. Талантом Тютчева, поэта, восхищались А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И. Левитан. Л.Н. Толстой говорил: “Без Тютчева нельзя жить”. (презентация, слайд 8) * Прочитайте высказывание другого поэта А.А. Фета о Ф.И. Тютчеве – С чем сравнивает А.А. Фет поэзию Ф.И. Тютчева? – Что общего у звезды и стихотворения? (Красота, сила, глубина. Каждое стихотворение поэта – звезда, яркий мир). * Выполните самостоятельно задания по карточке 2.
6. Итог урока– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Группа имён прилагательных непрерывно дополняется новыми словами. Особенно широко используются для образования имён прилагательных суффиксы) – Передайте свое настроение с помощью имен прилагательных (веселое, счастливое, улыбчивое) О жизни и творчестве Тютчева подробнее мы познакомимся в старших классах, но кому хочется узнать побольше о поэте, читайте его стихи, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться. 7. Домашнее задание(слайд 9) Первая встреча самая важная. Напишите сочинение-миниатюру “ Встреча с поэтом”, в прилагательных выделите суффиксы, с помощью которых образованы прилагательные. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |