Преподавание литературы
Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3848
Красина Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки. Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с изображением девушек Ход урока. I. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию. II. Учет знаний. 1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным. («Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».) 2. Беседа по вопросам: - какой облик складывается из этих характеристик? (импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека); - как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает : «Что за хамелеон эта девушка?» III. Работа по теме урока. 1. Запись темы в тетрадь. 2. Работа по индивидуальным карточкам. Карточка 1. Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения? Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?» Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя. Карточка 2. Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие? Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен. Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.? 3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория? 4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.» (глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала». 5. Анализ прочитанного эпизода. - о чем мечтает Ася? (пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях) - о каких крыльях идет речь? (герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы. - Как мечты Аси характеризуют её? (Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир. С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств) - Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.? (Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям). 6. Ответ по карточке №2. (Работа по карточке №1 сдается учителю) 7. Обобщение ответа Теория литературы Такой портрет называется психологическим, т. е. раскрывающим особенности личности героя. - В чем заключается психологизм портрета Аси? (В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини) - Что же происходит в душе девушки? (Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…) Учитель: Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси? Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ - Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю. - Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини. - Чем объясняется такое поведение? (Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах) 8. Слово учителя В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды». Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье. Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней. Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки» Т.Л. Литературный тип – обобщенный образ. - Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? (по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (приложение №1): - Душа, которую невозможно не полюбить; - Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства; - устремленность в будущее; - сильный характер, готовность к самопожертвованию; - активность и самостоятельность в решении своей судьбы. Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася» 9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке). Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка) ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ. Портрет героини | Нравственные качества | О чем мечтает | Обобщение, выводы | | | | | IV. Итог урока. - Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси? Подведение итогов урока, выставление оценок. V. Домашнее задание. Выбрать и выполнить задание из предложенных: 1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода; 2. Написать письмо Асе; 3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор ( приложение №2)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|