Преподавание русского языка Урок-проект русского языка в 8–9-х классах по теме: "Виды сложноподчиненных предложений"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.26 Просмотров: 1715 Мусагалиева Жанна Максотовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи: 1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса; Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков. Форма урока: урок-презентация мини-проектов. Оборудование: компьютер, фото-картины. Ход урока1. Организационный момент.– Здравствуйте, ребята, садитесь. 2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм. – Согласны вы с этими словами? – Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике для составления проекта урока русского языка “Виды сложноподчинённых предложений”для ваших младших товарищей. – Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками. – Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка. (Выступление восьмиклассников) Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…” – Друзья, все в ваших руках! 3. Актуализация опорных знаний.– Проверим, готовы ли мы к работе.
– Я рада вашим ответам, друзья. 4. Защита мини-проектов.– У вас на партах лежат незаполненные страницы справочной тетради, по мере работы ведите записи. Последняя страница практическая, постарайтесь слушать внимательно, чтобы выполнить предстоящие задания. – Ребятам 9-го класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам материал. – Предоставляется слово ребятам 9-го класса, которые расскажут нам подробнее о видах СПП. – Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты. 1 страница – “СПП с придаточным определительным”.(Учащиеся подготовили сообщение с презентацией по данной теме). – Любознательным девчонкам и мальчишкам! Хотите разбираться в СПП? Мы поможем вам! – Внимание! 1 страница– СПП с придаточным определительным! – Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей? – “Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы”. Анализ предложения. – Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др. – “Мы любим дом, где любят нас”. Анализ предложения. – Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот. – “Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)”. Анализ предложения. – Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова. – “Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)” – СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее. – Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях. – Перед вами фото-картины, опишем их, используя СПП с придаточными определительными. – “На картинах изображены зимние пейзажи, которые вызывают у нас чувства легкости, одухотворённости и ощущение небольшого морозца”. – “Изображены деревья, которые спрятались под толстым слоем снега”. – Предлагаем вам составить СПП с придаточными определительными по данным картинам и записать их. (Эксперты с учителем подходят и помогают, лучшие варианты зачитываются) Учитель: – Спасибо, ребята, вам удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточными определительными. 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным.– Внимание! 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным (Исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”)
– Почему Вика исполнила эту песню? – Верно, состоит из СПП с придаточными изъяснительными. – Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части. – “Дети чувствуют, кто их любит”. “Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин)”. Анализ предложений. – Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли. – “Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) Она не знала, куда ей идти. (А.И.Куприн)”. Анализ предложений. – В главной части может быть указательное слово то в разных формах. – “Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)” – Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним. – “Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов)”. Анализ предложения. – Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. – “К.Г. Паустовский писал: “Слова у Пришвина цветут, сверкают”. “ К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают”. – Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными. – Внимание, предложение 1 группе (8-му классу): Вика: “Я люблю петь и танцевать”. – Внимание, предложение 2 группе: Вета: “Какая замечательная сегодня погода!” -Внимание, предложение 3 группе: Нуркен: “Вы меня любите?” (Зачитываются лучшие предложения.) – Нуркен: Так любите или нет? – Учитель: Я довольна вашим проектом, молодцы! 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным.– Внимание, 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным! – СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия. – Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе. – Учитель нам посоветовал рассмотреть роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова. – Почемучка: Почему именно этот роман? – Мы недавно изучили его. 1) “И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал” – Предложения имеют значение образа действия и степени. – Почемучка: На какие вопросы отвечают? – Как? Каким образом? В какой степени? 2) “Он едет туда, где никто не бывал” – Почемучка: Это легко! Ребята, что обозначает? На какой вопрос отвечает? – К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда? 3) – Почемучка: “Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь” – Ребята, догадайтесь сами. ( СПП с придаточным времени) – Верно, вопросы когда? с какого времени? как долго? 4) “Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали” – Придаточное условия. – Почемучка: приведите свой пример. 5) “ Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня” – Придаточное причины. 6) “Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание” – Почемучка: Знаю, знаю, а вы догадались? 7) “Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа” – СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как? 8) “Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся” – СПП с придаточным уступки, отвечает на вопрос вопреки чему? Несмотря на что? 9) “Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти” – Можно поставить вопрос что из этого следует? – Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.
– Учитель: Молодцы, ребята, вам удалось дать основное представление об этом виде СПП. Присаживайтесь. 4 страница – “Практическая”.– Учитель: Откроем последнюю практическую страницу, на которой увидим задания. Проверим и закрепим наши знания. Должны выполнять правильно и быстро. Работаем группами. – Два ученика выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложений, остальные работают на своих страницах вместе с учителем. 1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.
3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.) 1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание. 2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным. (Проверка разборов) Резервное задание: составьте по схемам предложения. (Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой). […сущ. ], (которая…). (Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя). […, ( когда),… ]. (Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье). Чтоб (…), [ ]. (Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят). [ ], хотя (…). Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел. […, (как ни),…]. Преподнесение домашнего задания.– Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Оценивание.– Вы сегодня молодцы! Подведение итогов.– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили. – А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.
– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами. – Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |