Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-проект русского языка в 8–9-х классах по теме: "Виды сложноподчиненных предложений"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-проект русского языка в 8–9-х классах по теме: "Виды сложноподчиненных предложений"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.12.26
Просмотров: 1715

Мусагалиева Жанна Максотовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-презентация мини-проектов.

Оборудование: компьютер, фото-картины.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике для составления проекта урока русского языка “Виды сложноподчинённых предложений”для ваших младших товарищей.

– Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка.

(Выступление восьмиклассников)

Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

Друзья, все в ваших руках!

3. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

  1. Какие предложения называются простыми? (8-му классу)
  2. Какие предложения называются сложными? (8-му классу)
  3. Какие предложения называются бессоюзными? (8-му классу)
  4. Какие предложения называются союзными? (9-му классу)
  5. На какие группы делятся союзные предложения?
  6. Какие предложения называются сложносочиненными?
  7. Какие предложения называются сложноподчиненными?
  8. Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  9. Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  10. Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?
  11. Как различать подчинительные союзы и союзные слова?
  12. Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
  13. Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

– Я рада вашим ответам, друзья.

4. Защита мини-проектов.

– У вас на партах лежат незаполненные страницы справочной тетради, по мере работы ведите записи. Последняя страница практическая, постарайтесь слушать внимательно, чтобы выполнить предстоящие задания.

– Ребятам 9-го класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам материал.

– Предоставляется слово ребятам 9-го класса, которые расскажут нам подробнее о видах СПП.

– Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты.

1 страница – “СПП с придаточным определительным”.

(Учащиеся подготовили сообщение с презентацией по данной теме).

– Любознательным девчонкам и мальчишкам! Хотите разбираться в СПП? Мы поможем вам!

– Внимание! 1 страница– СПП с придаточным определительным!

– Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?

– “Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы”. Анализ предложения.

– Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.

– “Мы любим дом, где любят нас”. Анализ предложения.

– Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.

– “Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)”. Анализ предложения.

– Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова.

– “Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)”

СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.

– Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях.

– Перед вами фото-картины, опишем их, используя СПП с придаточными определительными.

– “На картинах изображены зимние пейзажи, которые вызывают у нас чувства легкости, одухотворённости и ощущение небольшого морозца”.

– “Изображены деревья, которые спрятались под толстым слоем снега”.

– Предлагаем вам составить СПП с придаточными определительными по данным картинам и записать их.

(Эксперты с учителем подходят и помогают, лучшие варианты зачитываются)

Учитель: – Спасибо, ребята, вам удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточными определительными.

2 страница – СПП с придаточным изъяснительным.

Внимание! 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным

(Исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”)

“Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами!-
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,-
За то, что Вы, увы, больны не мной
За то, что я, увы, больна не вами”.

– Почему Вика исполнила эту песню?

– Верно, состоит из СПП с придаточными изъяснительными.

– Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.

– “Дети чувствуют, кто их любит”. “Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин)”. Анализ предложений.

– Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.

– “Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) Она не знала, куда ей идти. (А.И.Куприн)”. Анализ предложений.

– В главной части может быть указательное слово то в разных формах.

– “Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)”

– Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним.

– “Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов)”. Анализ предложения.

– Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

– “К.Г. Паустовский писал: “Слова у Пришвина цветут, сверкают”. “ К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают”.

– Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными.

– Внимание, предложение 1 группе (8-му классу): Вика: “Я люблю петь и танцевать”.

– Внимание, предложение 2 группе: Вета: “Какая замечательная сегодня погода!”

-Внимание, предложение 3 группе: Нуркен: “Вы меня любите?”

(Зачитываются лучшие предложения.)

– Нуркен: Так любите или нет?

Учитель: Я довольна вашим проектом, молодцы!

3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным.

– Внимание, 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным!

СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

– Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе.

– Учитель нам посоветовал рассмотреть роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова.

– Почемучка: Почему именно этот роман?

– Мы недавно изучили его.

1) “И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал”

– Предложения имеют значение образа действия и степени.

– Почемучка: На какие вопросы отвечают?

– Как? Каким образом? В какой степени?

2) “Он едет туда, где никто не бывал”

– Почемучка: Это легко! Ребята, что обозначает? На какой вопрос отвечает?

– К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда?

3) – Почемучка: “Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь”

– Ребята, догадайтесь сами. ( СПП с придаточным времени)

– Верно, вопросы когда? с какого времени? как долго?

4) “Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали”

– Придаточное условия.

– Почемучка: приведите свой пример.

5) “ Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня”

– Придаточное причины.

6) “Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание”

– Почемучка: Знаю, знаю, а вы догадались?

7) “Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа”

– СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как?

8) “Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся”

– СПП с придаточным уступки, отвечает на вопрос вопреки чему? Несмотря на что?

9) “Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти”

– Можно поставить вопрос что из этого следует?

– Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.

  1. Куда ни взглянешь, всюду холмы.
  2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
  3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
  4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
  5. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя.
  6. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.
  7. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
  8. Он бежал так, как раньше не бегал.
  9. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

Учитель: Молодцы, ребята, вам удалось дать основное представление об этом виде СПП. Присаживайтесь.

4 страница – “Практическая”.

Учитель: Откроем последнюю практическую страницу, на которой увидим задания. Проверим и закрепим наши знания. Должны выполнять правильно и быстро. Работаем группами.

– Два ученика выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложений, остальные работают на своих страницах вместе с учителем.

1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Воздух так чист что видна каждая ветка.
  2. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
  3. Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.

2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

  1. Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
  2. Нет истины где нет любви.
  3. Недаром говорится что дело мастера боится.

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
  2. Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
  3. Куда ни оглянись всюду рожь густая.

(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.)

1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

(Проверка разборов)

Резервное задание: составьте по схемам предложения.

(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).

[…сущ. ], (которая…).

(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).

[…, ( когда),… ].

(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).

Чтоб (…), [ ].

(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).

[ ], хотя (…).

Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.

[…, (как ни),…].

Преподнесение домашнего задания.

Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Оценивание.

– Вы сегодня молодцы!

Подведение итогов.

– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  1. Главным для меня на уроке было то, …
  2. Теперь я буду знать, что …
  3. Меня огорчило то, что …
  4. Я рад, что…
  5. Я хотел бы, чтобы …

Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Приложение

Презентация


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21