Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Чингиз Айтматов – духовная опора народа". Методическая разработка урока по современной литературе в 11-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Чингиз Айтматов – духовная опора народа". Методическая разработка урока по современной литературе в 11-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.12.25
Просмотров: 1246

Шушакова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока – вводно-мотивационный урок.

Цели урока:

а) ввести учащихся в творчество писателя;

б) создать “поле” знаний;

в) сформировать, заинтересовав личностью писателя, мотивацию для изучения творчества.

Оформление доски.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас первый урок – знакомство с писателем, нашим современником, Чингизом Торекуловичем Айтматовым.

И этот урок похож на первые строки стихотворения, первые страницы произведения. От него очень многое зависит. Об этом очень точно в своё время говорил Иван Алексеевич Бунин: “…первая фраза…определяет звучание всего произведения в целом”.

Так и этот первый урок определит всё ваше отношение к творчеству Чингиза Айтматова. Приложим все силы и старания, чтобы это отношение было самым благоприятным.

Так было всегда. Перед непосредственным чтением того или иного художественного текста, мы знакомимся с самим писателем. В силу обстоятельств это знакомство всегда было заочное. Таким оно будет и сегодня, но попробуем узнать наиболее полную информацию, чтобы все произведения Айтматова стали нам понятны, а сам писатель – ближе и дороже. А он в ответ поделится с нами теми мыслями и идеями, воплощение которых в жизнь непременно коснётся каждого из вас.

Давайте расположим всю информацию о нём по порядку, который определён вашим домашним заданием. Именно оно и будет составлять основную часть первого урока. Задание было дано нескольким учащимся. Из их сообщений, как из мозаики, и сложится наш урок.

Итак, обратимся за помощью к ученику, выполняющему на сегодняшнем уроке роль биографа, и попросим его рассказать о жизненном и творческом пути Ч.Т. Айтматова.

УЧЕНИК-БИОГРАФ. Мне было дано задание – рассказать о жизненном и творческом пути Чингиза Торекуловича Айтматова. Для выполнения этого задания, я обратилась к статье доктора филологических наук Абдылдажана Акматалиева. В ней автор рассказал следующее: “Ч. Айтматов родился в ауле Шекер, что находится в Таласской долине. Торекул – отец Чингиза. Будучи известным партийным деятелем Киргизии, был репрессирован в 1937 году.

Учился будущий писатель то в русской, то в киргизской школах, с малых лет органично впитывая в себя соки обеих культур.

В трудные сороковые годы учёба прервана войной. Лишь в послевоенное время он получил возможность продолжить образование, успешно закончил сначала зооветеринарный техникум, а затем сельскохозяйственный институт. После завершения учёбы работал зоотехником.

Дебютом Айтматова как прозаика стала публикация в 1952 году рассказа “Газетчик Дзюйо”. А к середине пятидесятых годов он стал уже известен как автор многих рассказов, в которых чётко прослеживается стремление молодого писателя к глубокому психологическому анализу, к раскрытию диалектики души героев.

Серьёзный литературный успех пришёл с выходом повестей: “Лицом к лицу”, “Джамиля”, “Тополёк мой в красной косынке”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “Прощай, Гульсары”, “Белый пароход”, “Ранние журавли”, “Пегий пёс, бегущий краем моря”, романов: “И дольше века длится день”, “Плаха”.

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, международных премий имени Джавахарлала Неру (Индии) и “Этрурия” (Италия), академик Всемирной Академии наук, искусств и литературы, почётный член-корреспондент Академии искусств ГДР, академик Академии наук Кыргызстана, Президент Иссык-Кульского форума и член Римского клуба – всё это одно лицо – Чингиз Айтматов”.

Когда я сам прочитал всё это, меня поразил масштаб личности и то, что он наш современник. Чтобы у моих одноклассников тоже была возможность восхищаться им, я предлагаю ксерокопии этой статьи.

УЧИТЕЛЬ. А я бы хотела обратить ваше внимание на то, что сама судьба определила его величину, послав ему такое имя. Имя Чингиз, по разным источникам, означает “море”, “солнце”. Да и фамилия подстать: Айтматов. У мусульман есть религиозный праздник “айт”. Чингиз Айтматов – “великий человек, человек-море, человек-солнце, рождённый в праздник”. Так можно “определить” его имя. А это значит, что его “судьба не с краю”. Всё было предопределено: он должен был стать и стал “духовной опорой народа”.

Эту же информацию можно получить, глядя на фотопортрет писателя. Поделюсь возникшей ассоциацией. На мой взгляд, здесь слились, сомкнулись такие разные, на первый взгляд, облики: смотрящего в самого себя великого писателя Ф.М. Достоевского и роденовского мыслителя. Писатель смотрит в себя, прозревает в себе целый мир и размышляет о нём.

Что же вышло из-под пера писателя-мыслителя? Какие книги стали его “исповедью”? Об этом расскажет ученица, выполняющая на сегодняшнем уроке роль библиотекаря.

УЧЕНИЦА-БИБЛИОТЕКАРЬ. Задание, которое мне было дано (собрать всевозможные издания автора) не вызвало затруднений. В школьной библиотеке, дома, у родных и знакомых, как оказалось, много книг Чингиза Айтматова. И при желании можно прочитать и получить полное представление о творчестве писателя.

Здесь, на выставке, книги расположены в том порядке, в каком они издавались. Получилась своего рода “золотая полка”, с которой лично мне хочется взять и прочитать вот эту. Уж очень заманчивое название.

УЧИТЕЛЬ. А я хочу сказать, что на этой выставке своё достойное место должны занять и две другие книги. Это повесть к роману “Белое облако Чингисхана” и роман “Тавро Кассандры”. И кроме них, поскольку Чингиз Айтматов – пишущий автор, здесь должны быть уже написанные романы, но (сколько бы мы их не искали) не появившиеся пока на прилавках магазинов. Один роман называется “Бахиана”, другой – “Плач охотника над пропастью”, который написан в соавторстве с казахским писателем Мухтаром Шахаевым.

Давайте возьмём с выставки небольшую, внешне мало примечательную книжицу. Прочитаем название – “Белое облако Чингисхана”, откроем и прочитаем обращение автора.

В нём писатель говорит об истории этой книги. Жанр определён так: “повесть к роману”. Далее идёт разъяснение: “Разумеется, жанра такого не бывает. Но если допустить, что в жизни всякое случается, то имеется в виду следующее: в начале 80-х годов вышел в свет роман “И дольше века длится день”. И пока он проходил через цензурные “шлюзы”, он “похудел”: для прохождения книги в целом пришлось согласиться на наименьшее зло – исключить из романа часть, которая теперь всё-таки вопреки всему приобрела самостоятельную жизнь (значит, имеет она свою собственную силу). И вот спустя 9 лет, в 1991 году, удалось издать эту часть, дав ей самостоятельное название “Белое облако Чингисхана”.

В центре – устные преданья кочевья о Чингисхане, которые сам автор считает мифом, мало соотносимым с исторической действительностью, но много говорящим о народной памяти.

Поскольку эти времена да и сам Чингисхан (как историческое лицо) так далеки от нас, живущих в двадцать первом веке, есть необходимость вспомнить о нём. Обратимся к истории.

УЧЕНИК-ИСТОРИК. Готовясь к сегодняшнему уроку, я обратился к вступительной статье Лидии Степановой “Ветер гнева божьего” в книге Евгения Кычанова “Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир”. В ней автор говорит: “Родословная Чингисхана, согласно “Сокровенному сказанию” монголов, восходит к царям Древней Индии и Тибета, к Сынам Вечного Неба. Тем не менее 1155 годом датируется начало его жизненного пути, а данное ему при рождении имя Темучжин впоследствии сменилось титулом Чингисхана, ставшем вскоре именем собственным, с которым великий Потрясатель не только вселенной, но и умов человеческих вошёл в историю.

Простой перечень его завоеваний, завоевательных походов способен поразить самое изощрённое воображение. Провозглашённый в 1206 году ханом или императором всех татаро-монгольских племён, Чингисхан устремил свои взгляды за переделы родных степей.

Один за другим стирались с лица земли города, лежащие в бассейне Амударьи и Сырдарьи, входящие в состав Мавераннахра. Первым таким городом был Отрар. За ним последовали – Бухара, Самарканд, Сыгнак, Дженд. Был завоёван Хорезм, Хорасан, Афганистан, разрушены Газна, Мерв. Монгольские племена вторглись в Персию, разорили многие города на территории Азербайджана, перешли границы Грузии, проникли на Северный Кавказ и в Крым. На всё это у Чингисхана ушло менее четырёх лет.

Каждый шаг великого Потрясателя вселенной сопровождался разрушением городов, поголовным уничтожением населения и реками, морями крови. Бесправная, обездоленнная масса степняков, называемая импрамом, служила пищей для завоевателя точно таким же образом, каким служит пищей планктон для плавающих в океане гигантских китов.

Со времён чингисхановых войн минуло уже более девяти веков, и более девяти веков человечество пытается постичь феномен личности завоевателя. По горячим следам, через 13 лет после смерти Чингисхана, было написано монгольское “Сокровенное сказание”. Одно за другим появляются исследования китайских, мусульманских авторов, описания и свидетельства первых европейских путешественников, чьи маршруты пролегли в глубины Азии. Интерес этот не угасает и по сие время”.

УЧИТЕЛЬ. И доказательством этому и будет служить эта книга. Только художественная литература способна сделать духовно-эмоциональный слепок чувств, мыслей, желаний, идей людей, живших несколько столетий назад. Только мысль художника снова способна связать нить времён, сделать невидимое реальным. Откликнемся на жизнеутверждающие идеи Чингиза Айтматова, почувствуем в них духовную опору. А возможно это будет в том случае, если мы все вместе и каждый в отдельности прочитаем книгу так, как советовала в своё время Марина Ивановна Цветаева: “Книга должна быть исполнена читателем, как соната”. Произведём последнюю подготовку. Вам во время чтения встретятся слова, лексическое значение которых прведёт сейчас языковед.

УЧЕНИК-ЯЗЫКОВЕД. Мне нужно было, используя словари, узнать лексическое значение некоторых слов. Вот что из этого получилось.

Паранойя – хроническая душевная болезнь, характеризующаяся тяжёлыми бредовыми переживаниями.

Тенгери – древнешумерский бог-солнце.

Тенгри – древнетюркский бог Неба.

Улус – политический союз родственных племён.

Кезегулы – стражники хагана.

Жасаулыприближённая свита хагана.

Чтобы ребятам было легче ориентироваться в тексте, я им приготовил ксерокопии словарных статей.

УЧИТЕЛЬ. Теперь, когда мы с вами так тщательно подготовлены, познакомимся с повестью Ч.Т. Айтматова “Белое облако Чингисхана”.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21