Преподавание литературы Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.24 Просмотров: 1393 Колмакова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы Тип урока: Мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний. Цель: создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Задачи образовательные: – Формирование аналитических навыков при работе с текстом. – Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания. Задачи развития: – Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей. – Развитие критического мышления. – Развитие личностной рефлексии Задачи воспитательные: – Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам. Вопросы выбора жизненного пути. Оборудование:
Ход урокаМы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам! ИНДУКТОР Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите. Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия. Рассказ называется “Роза Парацельса” Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией. – Что вы знаете об алхимии? (Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня) Чтение рассказа. – Какие вопросы у вас возникли после прочтения? – Какие вопросы требуют обдумывания? ЗАПИСИ НА ДОСКЕ: – О каком ученике молил Бога Парацельс? В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ? – Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым? – Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию? Что означает слово Камень? Почему П. не показал юноше чудо? После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну? В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне. А для этого надо поработать с текстом. Задания группам: 1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений? 2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений? 3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать? 4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал. Записи ведутся по принципу “двойного дневника”: цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу САМОКОНСТРУКЦИЯ СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником) - А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные? - Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него? СОЦИАЛИЗАЦИЯ 3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.” – Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий: ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ ВЕРА – ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности. – Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей. – Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…) – Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие) Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает. – Какие еще вы выписали фразы? “ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.” (К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.) ПУТЬ = КАМЕНЬ (жизнь) = (цель) “Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая” (Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни) “…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” ) П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем. Послушаем ваши варианты финала. РАЗРЫВ – Чтение учителем финала “П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.” – Почему П. не показал Розу ученику? – Как это характеризует П.? – П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений. – Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования) – Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему? (Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла) – Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса? ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ – Что же хотел показать Борхес? (Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.) РЕФЛЕКСИЯ – Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн. Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса” “Диалог с Борхесом” “Диалог с Парацельсом” Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |