Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе: "Путешествие по городу Синтаксис и Пунктуация"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.24 Просмотров: 969 Марченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
Ход урокаСЛАЙД 1 1. Вступительное слово.Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по городу С. и П. 2. Сообщение целей и задач:СЛАЙД 2 Совершая экскурсию по городу С. и П., мы с вами побываем на бульваре Теории, где вспомним основные правила, которые изучали в разделе. Далее отправимся на улицу Запятой, посетим проспект Двоеточия и свернем в переулок Тире, где закрепим навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. А затем мы побываем на площади Творчества. 3. Теоретическое повторение.СЛАЙД 3 Итак, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Но ворота города закрыты. А чтобы в него попасть, мы должны ответить на несколько вопросов: – Что изучает синтаксис? – Что изучает пунктуация? Все верно. Вы рассказали мне, что изучают синтаксис и пунктуация. И нас приветствует волшебный город. СЛАЙД 4 Мы с вами сразу попадаем на бульвар Теории. Этот бульвар непростой. Чтобы по нему пройти, нужно вспомнить несколько терминов. Итак, открываем тетради и записываем число. А какое нам предстоит выполнить задание, путешествуя по бульвару? Вы должны записать термины, определения которых я буду читать.
СЛАЙД 5 А теперь выполним взаимопроверку. Для этого поменяемся тетрадями и, опираясь на контрольный листок, проверим работу вашего соседа по парте. (Приложение 1) Сколько правильных ответов у вас получилось, столько баллов ставите в свой листок контроля. Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и мы смело можем двигаться дальше. СЛАЙД 6 А теперь мы сворачиваем на улицу Запятой. Что же предстоит выполнить здесь?! СЛАЙД 7 Сначала давайте вспомним все условия постановки запятой в простом и сложном предложениях. СЛАЙД 8 Ну что ж, давайте закрепим правила постановки запятой. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены). Выпишите номера этих предложений.
СЛАЙД 9 (Самопроверка). Ребята проверяют написанное в тетради и сравнивают с контрольным листком. Ставят себе балл. СЛАЙД 10 Отлично! Следующее задание – схематический диктант. Не записывая предложений, постройте их схемы у себя в тетради.
Итак, чтобы проверить ваши знания в составлении схем, поменяемся тетрадями со своим соседом и по контрольному листку проверим работы своих одноклассников а, полученные баллы поставим в листок контроля. СЛАЙД 11 4. «Закодируйте предложение»Переходим к следующему заданию – «Закодируйте предложение». Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве. СЛАЙД 13 Пользуясь контрольным листком, вы можете проверить, как вы закодировали предложение. Если у вас нет ошибок, то можете в свой листок поставить 5 баллов, если 1-2 ош. – 4 б., 3-4 ош. – 3 б. Молодцы! Вот мы и добрались до проспекта Двоеточия. СЛАЙД 14 Но, чтобы насладиться красотой этого проспекта, мы с вами должны вспомнить, когда и где ставится двоеточие? СЛАЙД 15 А теперь закрепим правила постановки двоеточия. Для этого выполним такое задание – к каждому обобщающему слову или словосочетанию подберите несколько однородных членов. СЛАЙД 16
И с этим заданием вы справились хорошо. Я думаю, вы немного устали. Чтобы снять напряжение с глаз и рук, мы выполним несложные упражнения. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА, СЛАЙД 17 Теперь мы можем двигаться дальше. Следующий переулок, по которому мы совершим экскурсию – это переулок Тире. Здесь мы сначала вспомним правила постановки тире, а затем выполним несложные задания. СЛАЙД 19 Итак, спишите предложения и расставьте недостающие знаки препинания.
СЛАЙД 20 А теперь проверим, как вы выполнили это задание. Отлично! Не забудьте поставить баллы, полученные за это задание. СЛАЙД 21 Я надеюсь, вы поняли, как необходимы нам знаки препинания. Очень важно знать и уметь правильно расставлять их в предложениях, чтобы слушающий мог понять тебя, чтобы при общении с другом не было вопросов. Мы с вами достигли площади творчества, где займемся написанием сочинения. СЛАЙДЫ 22,23 В течение урока прозвучало столько красивых предложений, связанных с одним из любимых времен года поэтов и писателей. Вы догадались, что все предложения связаны с таким прекрасным временем года, как зима, а значит и мини-сочинение, которое вам предстоит сейчас написать, будет относиться к этому времени года. Но сначала я хочу вам зачитать небольшой отрывок из рассказа Аксакова, чтобы вы могли увидеть, как писатель рисует картину зимы.
Как красиво описал Аксаков зимний пейзаж! Все сразу представили его перед собой. А теперь вы, ребята, напишите небольшое сочинение по картине, которую вы видите перед собой. Можете воспользоваться стихотворной строкой. Через несколько минут мы прочитаем некоторые ваши работы. Зачитывание работ.Итог урока.Итак, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке? Пришло время оценить знания и выставить себе оценку за урок. СЛАЙД 24 В конце урока я хотела бы вам задать вопросы. Но ответы от вас я принимаю не в устной форме. Перед вами лежат веселые рожицы. Обведите ту рожицу, которая соответствует ответу на вопрос. (Приложение 2) – Понравился ли вам урок? – Каким для вас он сегодня был? – Как вы себя чувствовали на уроке? Я думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас даром. И вы еще раз убедились в том, как важны в русском языке знаки препинания. Надеюсь, вы не забудете наше путешествие по городу С. и П. и не станете нарушать правила пунктуации. Для домашнего задания я хочу предложить написать небольшой рассказ на тему «Что будет, если знаки препинания исчезнут?» Презентация – Приложение 3. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |