Преподавание литературы Урок литературы в 9-м классе на тему "У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии. «Вечные» проблемы и их разрешение в произведении"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.21 Просмотров: 5695 Гердт Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка В основе содержания и структуры программы Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе “Об образовании”. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Задачи литературного образования:
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы (5 класс – жанры, 6 класс – роды и жанры, 7 класс – характер – герой – образ, 8 класс – литература и традиция, 9 класс – автор – образ – читатель, 10-11 классы – литературный процесс). Произведение Шекспира “Ромео и Джульетта” по программе Кутузова изучается в 9 классе. Жизнь великого английского драматурга полна тайн. Вряд ли найдется человек, никогда не слышащий это имя. Но самое важное научиться правильно понимать его бессмертные произведения. Творчество Шекспира сыграло огромную роль в мировой культуре последующих веков. Оно было переведено на множество языков, многие пьесы были экранизированы (“Гамлет”, “Король Лир” - режиссер Г.М. Козинцев), стали основой балетов (“Ромео и Джульетта” - музыка С.С. Прокофьева). Трагедия “Ромео и Джульетта” обрела долгую жизнь в искусстве и в окружающей действительности. Пока на свете есть прекрасное чувство – любовь, она вечна. Поурочное планирование (изучение Шекспира в школе) 1. Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”. Основные темы и особенности построения английских сонетов. Сонеты Шекспира. Поэтическое мастерство. Переводы сонетов разными поэтами (2 ч.) – 8 класс Содержание: Теоретические понятия: английский тип сонета, композиционное решение темы: мысль - развитие – отрицание или сомнение – вывод; Нравственный потенциал: богатство выражения чувств в сонетах Шекспира; История литературы: Шекспир – исследование личности. У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.) – 9 класс Содержание: Теоретические понятия: литературный конфликт, мотивы, проблемы, герои; трагедия как жанр; Нравственный потенциал: любовь сильнее смерти; вражда родов, отношение отцов и детей; История литературы: “Ромео и Джульетта” - источник вдохновения многих поколений музыкантов, художников, балетмейстеров. ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.) Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, ИКТ. Формы: сообщения учащихся, беседа, работа в группах, дискуссия, тест Цель: Познакомить учащихся с трагедией У.Шекспира “Ромео и Джульетта” Задачи:
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент (эмоциональный настрой: музыка из балета “Ромео и Джульетта”; запись эпиграфа). Постановка учебной проблемы; ______________________5 минут (определение темы, целей урока) 2. Основная часть. _____________________55 минут а) Сбор данных:
(схема “Периодизация творчества Шекспира); Время Шекспира
б) Выдвижение проблемы по теме урока. _________________3 минуты в) Проверка гипотезы:
МИНУТКА ОТДЫХА _________________3 минуты дискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:
3. Тест по теме __________________________12 минут 4. Итог урока. _____________________8 минут Основной вывод по поставленной учебной проблеме. Выставление оценок. Приложение “моя оценка” 5. Домашнее задание. _________________2 минуты (сочинение-рассуждение: В чем актуальность трагедии) Всего 80 минут Литература
ХОД УРОКА ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении 1. Организационный момент (Звучит музыка) Сегодняшний урок мы посвящаем трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” (появляется портрет Шекспира) Как вы думаете: какова тема нашего урока? Каковы наши цели? Слайд №1 Запись темы, эпиграфа урока Слайд №2 2. Основная часть.
Слайд №3 (схема “Периодизация творчества Шекспира) – опираясь на схему, раскрыть тему.
Сообщение учащихся (по ходу сообщения, в тетрадях учащиеся должны составить план ответа) Английский театр во времена Шекспира (проверка записи – слайд №4) Истоки жанра и сюжета трагедии; судьба пьесы (проверка записи – слайд №5)
С этим связана стремительность действия, его напряженность. - Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.) - Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”) - Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен) - И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.) - И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.) - В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы: Но нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте. Выдвижение проблемы по теме урока. - Как вы думаете, в чем заключается основной конфликт трагедии? (1: любовь выше всего, она всепобеждающа; но окружающие постоянно вмешиваются в их судьбу => тема судьбы, роковой случайности. 2: столкновение поколений (отношение отцов детей) – вечный конфликт, актуальный во все времена. 3: бессмысленная вражда родов.) - Ваша задача, во время работы в группах, проследить как выдвинутые проблемы влияют на главных героев пьесы. Слайд №6 Проверка гипотезы:
МИНУТКА ОТДЫХА Ддискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:
Примерное содержание вывода: Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.
Примерное содержание вывода: Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно походя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это чисто “мозговое”, надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности. Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим. 3. Тест по теме Использовать приложение “Тест” 4. Итог урока. Слайд №7 Основной вывод по поставленной учебной проблеме. Выставление оценок учащимся (приложение “Моя оценка”) 5. Домашнее задание. Слайд №8 Слайд №9 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |