Преподавание литературы Имя прилагательное как средство создания образа персонажа (на материале поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.15 Просмотров: 1145 Тюкалова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы Содержание, идея, слово – основные начала художественного произведения. Слово в художественном произведении вступает в сложные взаимоотношения с идеей произведения, системой образов, характеров, авторским видением мира. Изучение поэтического слова, его эстетических возможностей, сложных системных отношений в языке писателя составляет большой интерес, т.к. они всегда подчинены решению определенных идейно-эстетических задач, раскрывает особенности художественного мира писателя, своеобразие его стиля. Художественная речь изучается с учетом соотношения содержания и средств языкового выражения, в диалектическом единстве материала и замысла. “Язык как бы весь опрокинут в тему и идею художественного замысла”. [1] Отбор писателем языковых средств предполагает не только достижение эстетического эффекта, но прежде всего воссоздание точной картины объективной действительности, создания художественных образов. “Русское слово – средство познания русской жизни, и в то же время оно является “эстетическим инструментом”, посредством которого автору удавалось изображать типичные признаки тех сторон действительности, которые становились объектом художественного произведения”.[3] В поисках острого и меткого слова, лучшего для выражения своей мысли словосочетания Н.В. Гоголь обратился к прилагательным. Прилагательные обладают “универсальной смысловой податливостью, эмоционально-оценочной содержательностью, совмещают в своей структуре семантический и прагматический аспект языка, для прилагательных как класса слов характерно наличие субъективно-оценочного значения” [1] Все эти признаки качественных прилагательных обусловливают широкое и разнообразное их использование в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”, в которой многообразие русской действительности передается через изображение человеческой жизни, воплощается в характерах героев. В поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” можно выделить три вида описаний действующих персонажей:
С предельной конкретностью, наглядностью изображает писатель данных персонажей. Одной, двумя деталями создает он портрет героя, дает возможность читателю увидеть его. “Дряблая старушка, похожая на сушеную грушу, прошмыгнула промеж ног других”.[2] “Они подъехали к дому. Хозяина не было, встретила их жена, родная сестра Платонова, белокурая, белоликая с прямо русским выражением, так же красавица, но также полусонная, как он”. [2] В поэме Н.В. Гоголя описанию подвергаются различные качества, свойства, а также состояния человека: внешние, физические, внутренние, психологические или социальные. В зависимости от того, какие качества и признаки человека становятся объектом авторского внимания, можно выделить следующие типы описаний персонажа:
При описании внешности человека изображается его лицо, фигура, манеры, поза, одежда. указывается возраст. “Но в то же время. точно как будто затем чтобы помочь горю, вошла в комнату молодая курносенькая хозяйка, супруга Леницына, и бледная, и худенькая, и низенькая, и одетая со вкусом, как все петербургские дамы.” [2] Портретная характеристика может быть полной (к таковым относятся приведенные выше примеры) и детальной. “Он выбежал проворно, с салфеткой в руке, весь длинный и в длинном сюртуке со спинкой чуть не на самом затылке…”[2] Речь идет о трактирном слуге, автор не дает подробного портрета героя, а останавливается лишь на одной черте его внешности – росте. Высокий рост персонально подчеркивается прилагательным длинный, которое употребляется дважды в одном предложении. На наш взгляд, это прилагательное характеризует человека не только по росту, оно наполнено содержанием, гораздо более емким, чем его значение. Выбрав для характеристики своего героя именно это прилагательное длинный (а не высокий), писатель характеризует одновременно персонажа по росту и телосложению (читателю представляется человек высокий, худой, может, даже какой-то бесформенный). Описание может быть ориентировано на изображении внутренних свойств персонажа. В этом случае прилагательные могут обозначать интеллектуальные качества человека (умный человек, глупая старуха, “дубинноголовая” и т.п.), называть различные черты характера человека (смирный хозяин, строгий человек, не горд, скромнейший человек и т.п.), характеризовать различные психофизиологические состояния лица (сонная хозяйка, Манилов был доволен, был рассержен и т.п.), выражать разного рода отношения человека к кому – или чему-либо (добрый человек, старательный, бесчеловечная) Описание внутренних свойств или характера человека может быть: 1. Прямым, непосредственным. В этом случае качественные прилагательные сочетаются с существительными лицами, являющимися: а) общими названиями людей (человек, женщина, мужчина, девушка, парень и т.д.); б) названиями родственников (мать, сестра, дочь, брат, отец и пр.); в) названиями лиц по профессии или роду деятельности ( учитель, помещик, кучер, барин и проч.); г) именами собственными (Чичиков, Манилов, Коробочка и т.д.); д) личными местоимениями (я, ты, он и т.д.) Например: “Всё переменилось в училище: на место Александра Петровича поступил какой- то Фёдор Иванович, человек добрый и старательный, но совершенно другого взгляда на вещи”. [2] “Всё,что ни говорила она далее, было повторением почти одного и того же, и чиновники увидели только, что Коробочка была просто глупая старуха”. [2] Описание внутренних свойств или характера человека может быть косвенным, опосредованным, т.е. когда характеристики передаются через описание каких-либо деталей. В этом случае качественные прилагательные сочетаются с существительными “персональной сферы” типа: “взгляд, глаза, улыбка, характер, настроение и т.п.” Описание внутренних и внешних качеств человека может быть метафорическим. Таково описание комнаты Собакевича. Обстановка помещичьего дома, всё, что окружало Собакевича, - всё тем или иным образом ассоциировалось с образом медведя, на которого похож сам хозяин комнаты. “Чичиков ещё раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, - всё было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах: совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!” [2] Прилагательные могут обозначать социальные свойства лица, его общественное, семейное положение и т.п. “- Есть у меня, пожалуй, трехмиллионная тётушка, - сказал Хлобуев, - старушка богомольная: на церкви и монастыри даёт, но помогать ближнему тугенька. А старушка замечательная.”.[2] “Какому счастливцу принадлежал этот закоулок. А помещику Трёхмалаханского уезда Андрею Ивановичу Тентетникову, молодому тридцатилетнему господину, коллежскому секретарю, неженатому человеку”.[2] Встречаются в поэме комплексные портреты персонажей, включающие в себя как внешние описания героя, так и указания на его внутренние качества, социальную характеристику: “Но наш герой уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера”. [2] “Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел, по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы. Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого.” [2] “Тут обыкновенно представлялось ему молодая хозяйка, свежая, белолицая бабёнка, может быть, даже из купеческого сословия, впрочем, однако же, образованная и воспитанная так, как и дворянка, - чтобы понимала и музыку, хотя, конечно, музыка не главное, но почему же, если уже так заведено, зачем же идти противу общего мнения?” [2] Последний пример интересен тем, что он представляет ещё один вид описания человека – описание по воображению. Портрет в поэме, как и в любом художественном произведении, можно рассматривать ещё с одной стороны – по количеству описываемых персонажей. И здесь выделяются три его разновидности: Индивидуальный портрет, т.е. описание одного персонажа с указанием тех особенных свойств, качеств его внешности, характера, которые позволяют выделять его среди других действующих лиц как индивидуально-неповторимый образ. “Между тем в комнату вошел красавец – стройного роста, светло-русые блестящие кудри и тёмные глаза”. (Платонов Платон Михайлович). “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами.” (Ноздрев) 2) Групповой портрет – портрет собирательный, суммарный. В нем подчёркиваются характерные черты, свойственные группе людей: “Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон….” [2] “Навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы.” [2] 3) Сопоставительный портрет двух или нескольких героев. “Тут же он познакомился с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: “Прошу прощения” [2] “Сухощавый и длинный дядя Митяй с рыжей бородой взобрался на коренного коня и сделался похожим на деревенскую колокольню, или, лучше на крючок, которым достают воду в колодцах…Дядя Миняй, широкоплечий мужик с чёрной, бородою и брюхом, похожим на исполинский самовар…с охотою сел на коренного, который чуть не прогнулся под ним.” [2] Сопоставление героев может проводиться при помощи прилагательных в сравнительной степени. “Со своей стороны Чичиков оглянул также, насколько позволяло приличие, брата Василия. Он был ростом пониже Платона, волосом потемней его и лицом далеко не так красив, но в чертах его лица было много жизни и одушевления” [2] 4) Обобщенный портрет. “Русский мужик счастлив и умён: он понял скоро, что барин хоть и прыток, и есть в нём охота взяться за многое, но как именно, каким образом взяться, - этого ещё не смыслит, говорит как- то чересчур грамотно и затейливо… ” [2] Таким образом, в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души” встречаются самые разные типы описания человека, благодаря которым писатель создаёт яркие, зримые запоминающиеся образы тех или иных персонажей: их внешний облик, лицо, фигуру, одежду и т.д. Как уже отмечалось выше, язык является важным средством характеристики героя. Анализ устных ответов и письменных работ школьников показывает, что такой вид работы, как характеристика персонажа, вызывает у учащихся трудность. Наблюдается бедность языка портретных описаний. Неумение систематизировать материал проявляется в разбросанности описания, повторах. К старшим классам формируется индивидуальный стиль речи, поэтому, казалось бы, большую индивидуализацию в отборе морфологических языковых средств следует ожидать в старших классах. Однако на практике получается иначе: именно старшеклассники стремятся писать “как все”, заимствуя обороты речи из учебников и критической литературы. Поэтому задача учителя на уроках литературы – помогать школьникам видеть всю художественную прелесть произведения, понимать стиль писателя, улавливать мысль художника в живом изображении героя, находить слова, фразы, в которых она наиболее обнажена, понимать и проверять в практике анализа произведения значение портрета героя. Для этого учитель должен использовать на уроках самые разнообразные упражнения. Мы приводим для примера некоторые из них. Задание I. ? Ответить на вопросы: А) Как построено описание? Б) Какие прилагательные употребляются (внешней или внутренней характеристики человека)? В) Какова роль прилагательных в данном описании? “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами”. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что писатель обращает внимание на рост, возраст, на волосы, щеки, зубы и бакенбарды героя. Прилагательные “среднего”, “полными”, “белые”, “черные”, “румяные” – это прилагательные внешней характеристики лица. В данном описании прилагательные несут главную информацию. Попробуем их опустить. Что получится? При помощи прилагательных читатель может представить данного героя, увидеть те особенности внешности персонажа, которые поразили автора, привлекли его внимание. Задание II
- Какова роль прилагательного сладкие в первом отрывке? В прямом ли значении употреблено это слово? 1. “Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся”. [2] “… При этом его глаза делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение”. [2] 2. “Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши, моргая усом они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух”. [2] У Гоголя омертвение живого часто обозначается именно описанием глаз. Описание деталей портрета используются слова, содействующие воссозданию внешнего сходства героев с предметами, которые не вызывают какого-либо представления о проявлении духовного начала. В роли доминанты образной зримости персонажа в данных описаниях выступают слова и выражения, подчеркивающие детали опредмечиваемой внешности героя (“сладкие, как сахар” глаза Манилова). “Маленькие глазки” Плюшкина – это нечто одушевленное. Но это не человеческая живость, а скорее животная, в самом развитии условного, метафорического плана предана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька. Упражнения такого типа помогают находить опорные, тематические слова текста. Задание III
- Какова основная мысль описания? - Как описание комнаты характеризует ее хозяина? - Каково общее впечатление от внешнего облика героя? - Назовите прилагательные, которые помогают понять основную мысль описания. “Чичиков еще раз окинул комнату и все, что в ней ни было, - все прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое – то странное сходство самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, кресло, стулья – все это было тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!”. Обстановка помещичьего дома, все что окружало Собакевича, - все тем или иным образом ассоциируется с образом медведя. Описание интерьера, содержащее название частей помещения, предметов, находящихся в нем, косвенно характеризует Собакевича. Помогают донести эту мысль до читателя прилагательные “пузатое”, “тяжелого”, “беспокойного”, “прочно”, “неуклюже”. Задание IV
- Какова основная мысль описания. Его замысел? - Что именно описывается во внешности данного конкретного лица? (Таким образом выясняются компоненты (элементы) описания внешности). - Какие детали особенно подчеркивает основную мысль? - Какие языковые средства используются автором с этой целью? - Какую роль играют описание, его элементы в общей ткани повествовательного текста? 2. Ученикам предлагается выписать все прилагательные, характеризующие героя, подумать, какие бы прилагательные можно еще употребить, характеризуя данный персонаж (эта работа требует анализа отдельных глав, посвященных тому или иному герою, анализа его поступков, действий, речи и т.д.) Например, Ноздрев – дерзкий, наглый; Собакевич – хитрый, осторожный, хозяйственный; Коробочка – глупая, подозрительная, недоверчивая, “дубинноголовая”. В классе проводится обсуждение собранных материалов. Эта работа позволяет собрать лексику, которую учащиеся смогут использовать в самостоятельных изложениях и сочинениях. В процессе коллективной работы делаются записи: Глаза: голубые, маленькие, сладкие, темные и т.п. Нос: курносый, тонкий, крупный, чуткий и.т.п. Волосы: золотистые, черные, белокурые, светло- русые, блестящие и т.п.. Фигура, рост: низенький, толстый, худой, сухощавый, широкоплечий, стройный, длинный и т.п. Черты характера: многосторонний, исторический, суровый, смирный, тихий, кроткий, крепколобая, дубинноголовая, умный, глупая, живой, талантливый, добрый и.т.п. Итак, систематическая работа над портретом, характеристикой персонажа в литературном произведении помогают развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим людям, обогащает речь учащихся, в процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему. Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |