Преподавание русского языка Урок развития речи. Рецензия на произведение живописиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.13 Просмотров: 928 Мазур Елена Ивановна, учитель русского языка; Манохина Ирина Владимировна, преподаватель зарубежной литературы Цели урока:
Оборудование:
1. Мотивация учебной деятельности. Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас не обычный урок, потому что мы будем анализировать произведения живописи, слушать произведения известных поэтов, и в то же время это урок развития русской речи, поскольку мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение живописи. 2. Актуализация знаний об аннотации, отзыве 1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:
2. Выберите термин, соответствующий данному определению “Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку”.
3. Какому термину соответствует данное определение “Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего”. – Какова связь этого задания с темой урока? Приступая к выполнению заданий, помните о цели урока. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы. 4. Повторение жанровых особенностей отзыва. Работа в группах с учебником Н. Пашковской:
Общие выводы демонстрируются ученицей на мультимедийной доске в виде слайдов. 5. Объяснение нового материала. Рецензия Работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить ваш словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания. Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.
Исследование жанровые особенности рецензии (слайды) Сопоставление рецензии с жанром отзыва. Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления преемственности в работе над ними. На столах у детей следующий материал для сопоставления.
1 группа – что общего между отзывом и рецензией. 2 группа – отличие отзыва от рецензии. Выводы. Ребята сегодня мы будем писать и отзыв, и рецензию. Предметом нашего анализа будет известная картина Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. Слово учителю литературы. ВСТУПЛЕНИЕ Учитель. Эпоха Возрождения стала эталоном для последующих поколений человечества. Мы и сегодня в XXI столетии обращаемся к её классическим образцам, к философии гуманизма, признавшей человека высшей ценностью, призывавшей соединить античный идеал гармоничной личности с христианской духовностью. Сегодня на уроке работает группа искусствоведов, которые очень скрупулезно исследовали эпоху Возрождения и подготовили красочную наглядную презентацию. Презентация эпохи Возрождения, подготовленная учащимся проецируется на smart-доску. Учитель. В период Возрождения коренной переворот происходит в различных сферах человеческой деятельности, но, в первую очередь, в искусстве. В живописи, как и в философии, и в литературе, появляются новые темы, связанные с идеалом земного счастья. На рубеже XV-XVI столетия жили и творили гениальные итальянские художники Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, в искусстве которых человек изображён исполненным чувства собственного достоинства, решительности и уверенности в своих силах. Группа искусствоведов знакомит с жизнью и творчеством Рафаэля Санти, представляя его самые знаменитые работы: “Мадонна с младенцем”, “Мадонна де Фолиньо”, “Святое семейство”, “Сикстинская мадонна”. Учитель. “Час, который провёл я перед этой Мадонной, принадлежит счастливым часам жизни. Гений чистой красоты был с нею. Он лишь в чистые мгновения бытия слетает к нам, и приносит откровения, благодатные сердцам”, - вспоминал Василий Жуковский. Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раскрылся, и тайна неба явилась глазам человека. Группа искусствоведов описывает картину Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”, которая появляется на smart-доске. Учитель. Разные поколения, разные люди усматривали в Сикстинской Мадонне своё. Одни видели в ней религиозное содержание, другие – скрытую нравственную философию, третьи – ценили художественное совершенство. Но три эти аспекта не отделимы друг от друга. В этом образе Божьей Матери соединились черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью. Ею давно восхищаются, о ней сказано много прекрасных слов, у неё масса почитателей, надеюсь, и среди вас. Чтение стихотворений Данте и М. Буаноротти о “Сикстинской Мадонне”. Учитель. Эпоха Возрождения оставила глубокий след в творчестве А.С.Пушкина, посвятившего образцам Ренессанса множество лирических стихотворений. А духовная красота Рафаэлевской Мадонны вдохновила русского поэта на создание одноименного стихотворения. Сообщение учащихся “Рафаэль и Пушкин” (слайд Рафаэль и Пушкин) Чтение учащимися стихотворений А.С. Пушкина “Возрождение” и “Мадонна” Учитель. Как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслью. Рафаэль писал не для глаз, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит. Образ Сикстинской Мадонны стал значимым и для поэтов школы “чистого искусства”: Ф. Тютчева, А. Фета, А. Григорьева, Я. Полонского и других. Чтение стихотворения А.Фета “Аве, Мария…” Учитель. В современную нам эпоху ХХ столетия творчество мастеров эпохи Возрождения никого не оставляет равнодушным. В годы Второй мировой войны, во время коренных, переломных испытаний для нашей страны образ Мадонны стал духовным маяком среди кровопролития, смерти, агрессии, жестокости. К ней взывали матери, отправившие своих сыновей защищать честь и свободу своего государства, юные девушки, мечтающие о семейном счастье, солдаты, не теряющие надежду вернуться целыми и невредимыми с линии фронта. Русский прозаик ХХ столетия Василий Гроссман вспоминает один из эпизодов собственной биографии, описывает свою встречу с “Сикстинской мадонной”. Чтение наизусть прозаического фрагмента из произведения В.Гроссмана “Сикстинская Мадонна” Учитель. Образ “Сикстинской Мадонны” стал святыней для многих поколений людей, поклоняющихся ее чистой девственной красоте, божественной тайне, скрытой в ее глазах, устах, робких движениях, смиренному движению навстречу роковым событиям в человеческой истории. Ребята, ваша задача сегодня на уроке передать собственное впечатление о светлом образе Сикстинской мадонны, составив отзыв-статью в газету, отзыв-письмо, отзыв-запись в дневник, рецензию на произведение искусства. Словарная работа. Отзыв о …; рецензия на….“представлять”, “рассматривать”, “состоять из”… Я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд, как мне кажется, автор удачно (убедительно, ярко) и т.д. Учащиеся делятся на группы и пишут работы:
На столах схемы анализа произведения живописи Анализ произведения искусства (живописи) А. Общие данные
В. Анализ 1. Форма:
2. Содержание
3. Стиль, направление
С. Оценивание Личное мнение:
Чтение работ и рецензия на них. Итоги урока. Домашнее задание: написать рецензию на любимую картину. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |