Преподавание русского языка Интегрированный урок (математика + русский язык) "Имя числительное в теме «Нумерация»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.13 Просмотров: 1312 Липина Светлана Ивановна, учитель математики; Миллер Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цель урока. Обобщение и систематизация знаний имени числительного и нумерационной системы счисления. Задачи урока.
– грамотному усвоению имени числительного; – формированию практических математических умений и знаний.
Ход урокаI. Организационный момент. Постановка проблемы.– Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете? (Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции). Обобщающее слово учителя. – Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка. II. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.1. Исследовательская беседа. – Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры) – Продолжите фразу: “Цифры составляют …” (Число) – Составьте слово ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О + Ь + НОС – С + Е (Числительное) – Найдите “лишнее слово”: РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА, ЧИСЛО. (Ручка) – Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте. (Нумерация) – Проверьте – подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация? – Где изучается числительное? – Где изучается нумерация? – Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. – Итак, тема нашего урока “Имя числительное в теме “Нумерация”. 2. Поиск решения проблемы – Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов: Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому что я владею Русским всеохватным языком. – Итак, большинство из вас сказали “нет”. Ну а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления. – Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели. (Заслушиваются ответы детей). Обобщающее слово учителя. – Молодцы дети! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать. – Какой учебный материал поможет в овладении необходимыми знаниями и умениями? (Тренировочные упражнения) – К кому при необходимости каждый из вас может обратиться за помощью? (К учителю, товарищу). III. Воспроизведение знаний учащихся.1.Теоретическая разминка. – Хлопни, если услышишь числительное. Топни, если услышишь другую часть речи Пять, сороконожка, утроить, восьмиэтажный, девятый, двоечник, пятачок, сто, одноклассник, пятидесятый. 2. Игра “Веришь ли ты?” – 8 дес. 1 ед. = 810 (Нет) – 5 сот. 4 дес. = 504 (Нет) – 7 ед. тыс. 2 сот. 6 дес. 3 ед. = 7263 (Да) – 1 миллион = 1000 тысяч (Да) – В числе 537846 в шестом разряде стоит цифра 5? (Да) – Двадцать пять десятков тысяч это число – 250? (Нет) – В числе 708200 нет пятого разряда? (Нет) – 70000 + 300 + 5 = 70305 (Да) – 900000 + 4000 + 1 = 94001 (Нет) – 96696 меньше 969666 (Да) 3. Обобщение. – Какие действия вы использовали при выполнении этих заданий? – Какие правила? IV. Комплексное применение знаний, умений. Тренировочные упражнения.1.Фронтальная работа с классом. – Прочитайте веселое стихотворение “ Тысяча покупок”. (Приложение 1) – Правильно ли названо это стихотворение? Как это определить?
-Выпишите числительные вместе с существительными и сосчитайте.
2. Диктант. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
– Найти сумму чисел 52 и 38. (Девяносто) – Продолжи ряд чисел 198, 199, … (Двести) – Запиши число, в котором три сотни. (Триста) – Укажи число, которое получится, если 700 уменьшить на 300. (Четыреста) – Сколько десятков в числе 600? (Шестьдесят) – Сколько единиц в числе 15? (Пятнадцать) – Сколько получится, если из тысячи вычесть 10? (Девятьсот) – Какое число больше числа 499 на 1? (Пятьсот) 3. Проверка. – Сравни свои результаты с записями на доске. (Дети осуществляют совместную проверку задания). 4. ФЗМ. Учитель показывает несколько пальцев. В классе должно встать столько учеников, сколько показывает учитель пальцев. Каждому ученику нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше и он сам стоит, то непременно сесть. 5. Работа в парах. Дети работают самостоятельно по карточкам. Карточки раздаются с учетом способностей детей и их темпом работы. – Ребята, в следующем задании вы должны будете расшифровать слово и вспомнить пословицу с полученным числительным. (Приложение 2). 6. Проверка. – Давайте послушаем, какие пословицы получились у вас. А также объясните смысл этих пословиц. – За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. – Не имей сто рублей, а имей сто друзей. – Один с сошкой, а семеро с ложкой. – Семеро одного не ждут. -Раз, два и обчелся. 7. Фронтальная работа с классом. – “Сочини” загадку – таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку. -(245800 – 245700) одежек и все без застежек. (Капуста). – (699 + 1) ворот, да (100000 – 99999) выход. (Невод). – Выходили (30012 – 30000) молодцев, выносили (2552 – 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни). 8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. – А теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях числительные с существительными, которые вы запомнили из загадок. 9.ФЗМ. (Приложение 3) – Вставляя слова в нужной форме, выполняйте соответствующие упражнения. 10. Самостоятельная работа. – Применяя правило согласования числительных с существительными, составьте словосочетания. 11 (ученики), 90 (машины), 457 (метры), 365 (дни), !00 (килограммы), 24 (час) 11. Проверка. – Какие словосочетания можно заменить одним словом чаще всего употребляемым в речи при обозначении этого понятия 365 дней – год; 100 килограммов – 1 центнер; 24 часа – 1 сутки. V. Домашнее задание.(Приложение 4). Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы. VI. Итог урока.1. Рефлексия. Дети отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и способами учебных действий. – Что нового ты узнал на уроке? -Есть ли ошибки, которых ты мог избежать? Что для этого нужно сделать? – Доволен ли ты результатом своей работы на уроке? – Кому из товарищей вы можете сказать “спасибо” за работу на уроке? – Кому дадите советы, и какие? 2. Выставление оценок. Обобщающий комментарий учителя. Дети могут принять участие в обсуждении оценок. 3. Обобщение. – Ребята, какую проблему мы пытались решить сегодня на уроке? (Что важнее – математика или русский язык?) – Опишите те ситуации, в которых вы использовали знания русского языка и математики. – О важности математики и русского языка говорили многие ученые. И их высказывания вполне убедительны. “Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”. Винер Н. “Математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки”. Соболев С.Л. “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий”. Белинский В.Г. – Ребята, а какой вывод вы сделаете в конце урока? – Без грамматики не выучишь и математики! – Всем спасибо за урок! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |