Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (математика + русский язык) "Имя числительное в теме «Нумерация»"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок (математика + русский язык) "Имя числительное в теме «Нумерация»"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.12.13
Просмотров: 1312

Липина Светлана Ивановна, учитель математики; Миллер Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока. Обобщение и систематизация знаний имени числительного и нумерационной системы счисления.

Задачи урока.

  • Создать условия для развития познавательной деятельности.
  • Способствовать:

– грамотному усвоению имени числительного;

– формированию практических математических умений и знаний.

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка проблемы.

– Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете?

(Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции).

Обобщающее слово учителя.

– Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.

II. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.

1. Исследовательская беседа.

– Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры)

– Продолжите фразу: “Цифры составляют …” (Число)

– Составьте слово

ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О + Ь + НОС – С + Е (Числительное)

– Найдите “лишнее слово”: РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА, ЧИСЛО.

(Ручка)

– Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте. (Нумерация)

– Проверьте – подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация?

– Где изучается числительное?

– Где изучается нумерация?

– Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

– Итак, тема нашего урока “Имя числительное в теме “Нумерация”.

2. Поиск решения проблемы

– Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому что я владею

Русским всеохватным языком.

– Итак, большинство из вас сказали “нет”. Ну а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления.

– Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели.

(Заслушиваются ответы детей).

Обобщающее слово учителя.

– Молодцы дети! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать.

– Какой учебный материал поможет в овладении необходимыми знаниями и умениями? (Тренировочные упражнения)

– К кому при необходимости каждый из вас может обратиться за помощью?

(К учителю, товарищу).

III. Воспроизведение знаний учащихся.

1.Теоретическая разминка.

– Хлопни, если услышишь числительное. Топни, если услышишь другую часть речи

Пять, сороконожка, утроить, восьмиэтажный, девятый, двоечник, пятачок, сто, одноклассник, пятидесятый.

2. Игра “Веришь ли ты?”

– 8 дес. 1 ед. = 810 (Нет)

– 5 сот. 4 дес. = 504 (Нет)

– 7 ед. тыс. 2 сот. 6 дес. 3 ед. = 7263 (Да)

– 1 миллион = 1000 тысяч (Да)

– В числе 537846 в шестом разряде стоит цифра 5? (Да)

– Двадцать пять десятков тысяч это число – 250? (Нет)

– В числе 708200 нет пятого разряда? (Нет)

– 70000 + 300 + 5 = 70305 (Да)

– 900000 + 4000 + 1 = 94001 (Нет)

– 96696 меньше 969666 (Да)

3. Обобщение.

– Какие действия вы использовали при выполнении этих заданий?

– Какие правила?

IV. Комплексное применение знаний, умений. Тренировочные упражнения.

1.Фронтальная работа с классом.

– Прочитайте веселое стихотворение “ Тысяча покупок”. (Приложение 1)

– Правильно ли названо это стихотворение? Как это определить?

(Сосчитать общее количество покупок.)

-Выпишите числительные вместе с существительными и сосчитайте.

(Дети выполняют указания и дают ответ.)

2. Диктант. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

– Запишите, пожалуйста, числительные, полученные в результате следующих вычислений.

– Найти сумму чисел 52 и 38. (Девяносто)

– Продолжи ряд чисел 198, 199, … (Двести)

– Запиши число, в котором три сотни. (Триста)

– Укажи число, которое получится, если 700 уменьшить на 300.

(Четыреста)

– Сколько десятков в числе 600? (Шестьдесят)

– Сколько единиц в числе 15? (Пятнадцать)

– Сколько получится, если из тысячи вычесть 10? (Девятьсот)

– Какое число больше числа 499 на 1? (Пятьсот)

3. Проверка.

– Сравни свои результаты с записями на доске. (Дети осуществляют совместную проверку задания).

4. ФЗМ.

Учитель показывает несколько пальцев. В классе должно встать столько учеников, сколько показывает учитель пальцев. Каждому ученику нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше и он сам стоит, то непременно сесть.

5. Работа в парах. Дети работают самостоятельно по карточкам. Карточки раздаются с учетом способностей детей и их темпом работы.

– Ребята, в следующем задании вы должны будете расшифровать слово и вспомнить пословицу с полученным числительным. (Приложение 2).

6. Проверка.

– Давайте послушаем, какие пословицы получились у вас. А также объясните смысл этих пословиц.

– За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

– Один с сошкой, а семеро с ложкой.

– Семеро одного не ждут.

-Раз, два и обчелся.

7. Фронтальная работа с классом.

– “Сочини” загадку – таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку.

-(245800 – 245700) одежек и все без застежек. (Капуста).

– (699 + 1) ворот, да (100000 – 99999) выход. (Невод).

– Выходили (30012 – 30000) молодцев, выносили (2552 – 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни).

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

– А теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях числительные с существительными, которые вы запомнили из загадок.

9.ФЗМ. (Приложение 3)

– Вставляя слова в нужной форме, выполняйте соответствующие упражнения.

10. Самостоятельная работа.

– Применяя правило согласования числительных с существительными, составьте словосочетания.

11 (ученики), 90 (машины), 457 (метры), 365 (дни),

!00 (килограммы), 24 (час)

11. Проверка.

– Какие словосочетания можно заменить одним словом чаще всего употребляемым в речи при обозначении этого понятия

365 дней – год; 100 килограммов – 1 центнер; 24 часа – 1 сутки.

V. Домашнее задание.

(Приложение 4). Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.

VI. Итог урока.

1. Рефлексия. Дети отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и способами учебных действий.

– Что нового ты узнал на уроке?

-Есть ли ошибки, которых ты мог избежать? Что для этого нужно сделать?

– Доволен ли ты результатом своей работы на уроке?

– Кому из товарищей вы можете сказать “спасибо” за работу на уроке?

– Кому дадите советы, и какие?

2. Выставление оценок. Обобщающий комментарий учителя. Дети могут принять участие в обсуждении оценок.

3. Обобщение.

– Ребята, какую проблему мы пытались решить сегодня на уроке?

(Что важнее – математика или русский язык?)

– Опишите те ситуации, в которых вы использовали знания русского языка и математики.

– О важности математики и русского языка говорили многие ученые. И их высказывания вполне убедительны.

“Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”. Винер Н.

“Математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки”. Соболев С.Л.

“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий”. Белинский В.Г.

– Ребята, а какой вывод вы сделаете в конце урока?

Без грамматики не выучишь и математики!

Всем спасибо за урок!

Приложения


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21