Преподавание русского языка Предложения с однородными членами. Обобщение. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.12 Просмотров: 1711 Галявина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цели: Образовательные: - продолжить работу по формированию правильных представлений учащихся о простом осложненном предложении; - научить определять структуру простого предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, формировать навык нормированного употребления однородных членов предложения. Развивающие: - развивать умение отбирать нужные лексико-грамматические средства для каждой конкретной речевой ситуации; Воспитательные: - воспитать активную личность, способную свободно писать и говорить; - привить любовь к родному краю, стране. Оборудование: учебник русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой; С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка; карточка самооценки; мультемедийное оборудование. ХОД УРОКА
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. Простое предложение – предложение, состоящее из одной грамматической основы. Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Пунктограмма – место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило. Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом. 2. Проверка домашнего задания
- Для какой темы по синтаксису и пунктуации можно использовать текст С.Я.Маршака? (Постановка знаков препинания в ПП с однородными членами)
4. Инсценировка. Учитель. Ребята, представим, что мы находимся на студии телевидения, где проходит встреча с однородными членами предложения. — Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?— спросил ведущий.
— Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям? — Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами. — А если есть союзы или обобщающие слова? — Мы хотели бы, чтобы на этот вопрос ответили наши телезрители. Учитель: Ребята, давайте вместе вспомним основные пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами. Для этого я предлагаю вам прочитать стихотворения астраханских поэтов о родном крае. 5. Работа с текстом. А) Леонид Чашечников
Б) Ольга Касимова.
Учитель: Ребята, как вы считаете, можно ли определить число знаков препинания при однородных членах предложения по формуле х= п - 1 (где х -число запятых, а п- число однородных членов)? Попробуйте выполнить это действие. А) 3 = 4-1 Б) Почему мы не можем определить число запятых в этом П? Как соединены 4 и 5 однородные члены? (попарно) При однородных членах предложения запятая не ставится перед союзом, который объединяет однородные члены в пары. 6. Словарная работа (доска). Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачонка. 7. Лингвистическая задачка. Учитель: Друзья, составьте, пожалуйста, начало текста, используя данные слова в той же последовательности, какой они записаны. • Из какого стихотворения С.Я.Маршака использованы слова в словарном • Давайте вместе это шуточное произведение.
Сравните данное предложение с предложением из этого же стихотворения
(“Знаки препинания при обобщающих словах”) 8. Сжатый пересказ. Задание: передать содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которым должно быть обобщающее слово. В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками. (И.Соколов-Микитов) 9. Творческий диктант. Задание: изменить 2-е предложение так, чтобы богатство осенних красок чувствовалось в нем сильнее (т.е. соединить однородные члены предложения повторяющимся союзом И). Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, черными, серыми, даже белыми. (По Н.Надеждиной.) 10. Логико-стилистические нормы употребления однородных членов предложения. 1) Жильцы требовати ликвидации неполадок и ремонта. 2) Газета обратилась с призывом к молодежи и к девушкам города Астрахани.
1) Чего требовали жильцы? (Требовали и ликвидации неполадок, и проведения ремонта, а не ликвидации ремонта) 2) В этом предложении говорится, что молодежь - это не девушки, и наоборот: девушки не входят в состав молодежи ВЫВОД: чтобы избежать путаницы при употреблении однородных членов предложения необходимо определить логическую связь между отдельными однородными членами. 11. Рефлексия Карточка самооценки ____________________
См. приложение 1. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |