Преподавание русского языка
Программа курса по русскому языку как иностранному "Я читаю и говорю по-русски" для учащихся 5–6-x классов, владеющих русским языком на элементарном уровне
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.12.11
Просмотров: 709
Пронина Наталия Петровна, учитель английского языка Пояснительная записка. Курс предназначен для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ, овладевших русским языком на элементарном уровне, чтобы развить коммуникативную компетенцию читающего-говорящего, облегчить изучение школьных предметов на русском языке и устранить причины, затрудняющие усвоение нового материала. В результате современных социально-экономических процессов в обществе возник кризис отношений с негативными этническими стереотипами. Национальные диаспоры существуют автономно, параллельно друг другу. Это создаёт напряжённость. Вторая московская программа по национальной политике ставит целью межэтническую интеграцию, взаимодействие, взаимопроникновение на основе духовных и нравственных устоев российского общества и предлагает выработать и реализовать меры по раннему предупреждению межнациональной напряжённости и связанных с ней проявлений экстремизма. Курс создан в соответствии с государственной языковой политикой с учётом требований “Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному”. Необходимость создания курса. Анализ работы с детьми мигрантов показывает, что эти дети, говорящие по-русски бегло и без акцента на бытовом уровне, не могут понять объяснение учителя, тексты учебников, так как не знают терминологии. Данный курс предлагает актуальные материалы для устранения трудностей усвоения и преподавания школьных предметов иноязычным учащимся на русском языке. Цели курса: - дать знания и развить умения использовать русский язык в различных сферах деятельности;
- привить навыки правильного речевого поведения на русском языке;
- дать социо-культурные знания;
- раскрыть образ мышления русского народа;
- развить практические навыки использования русского языка в качестве инструмента получения новых знаний по учебным дисциплинам.
Задачи курса: - обеспечить равные возможности для москвичей разных национальностей;
- сформировать механизм умения перенести знания и навыки в новую ситуацию;
- развить психические функции, связанные с речевой деятельностью: внимание, восприятие, воображение;
- сформировать систему моральных ценностей и оценочное отношение к миру;
- научить сопоставлять языковые навыки;
- помочь в изучении школьных дисциплин на русском языке;
- развить умения решать коммуникативные задачи для социальной адаптации.
Требования по окончании курса Основная задача обучения – достичь навыка владения механизмами аудирования, чтения, письма и говорения, обогатить словарный запас за счёт терминологии, расширить объём знаний о социо-культурной специфике России. По окончании курса учащиеся должны уметь: - читать и адекватно понимать тексты по различным школьным предметам;
- уметь выразить свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики;
- уметь делать сообщения и мини-доклады;
- владеть техникой устной и письменной презентации темы;
- уметь решать информационные проблемы: находить, систематизировать и передавать информацию;
- уметь воспринимать на слух речь носителей языка.
Содержание курса Курс предусматривает развитие всех видов речевой деятельности, знакомит с достижениями русской культуры, даёт знания об истории, помогает учащимся овладеть сутью иной системы понятий и приобрести опыт творческой поисковой деятельности, осознать явления как своей, так и русской действительности. Продолжительность курса Курс рассчитан на 105 часов. Его можно усвоить за 1 учебный год при условии, что в течение 35 учебных недель на данный курс отводится по 3 часа в неделю. 97 часов используются для аудиторных занятий, 8 часов для контрольных работ. Формы проведения занятий и приёмы работы: - практическая работа с текстами разных жанров;
- выполнение предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на понимание лексического значения языковых единиц, синтаксических конструкций, умение прогнозировать и воспроизводить текстовый материал в виде различного типа высказываний по затронутой проблеме;
- использование технологии развития критического мышления;
- парная и групповая работа;
- доклады, сообщения, презентации;
- активные методы обучения: диспуты, совместные проекты.
Формы контроля: - различные виды изложений;
- написание авторского рассказа;
- викторины;
- графическая информация – составление кластеров;
- доклады.
Тематическое планирование курса Название раздела/темы | Количество часов | Занятия | Контрольные работы | Обучение письменной речи | 10 | 2 | Литература | 28 | 1 | Математика | 12 | 1 | Естествознание: биология, экология, химия | 14 | 1 | История | 12 | 1 | География | 7 | 1 | Физика, астрономия | 14 | 1 | Итого: | 97 | 8 | Содержание программы Тема | Содержание | Время, ч | Формы контрольной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | Раздел 1. Обучение письменной речи | Письмо по-русски | 1.Начало и конец письма; | 1 | | 2. Адрес на конверте; | 1 | | 3. Речевые образцы: как выразить желание, просьбу, узнать новости и т. д; | 1 | | 4. Контрольная работа. | 1 | Написание письма | Обучение изложению | 1. Подробное изложение с сохранением типа текста, его структурных и композиционных особенностей; | 2 | | 2. Сжатое изложение с передачей основного содержания текста; | 1 | | 3. Сжатое изложение с дополнительными заданиями, предполагающими внесение изменений в содержание или композицию текста; | 2 | | 4. Изложение с элементами сочинения; | 2 | | 5. Контрольная работа | 1 | Изложение | Раздел 2. Литература | Введение в литературу | 1. Литературоведческие термины; | 1 | | 2. Возникновение письменности; | 1 | | 3. Из истории развития письменности; | 1 | | 4. Изобретение бумаги; | 1 | | 5. Фольклор и его особенности; | 1 | | 6. Сказки; | 1 | | 7. Русская притча и античная басня; | 1 | | 8. История русской литературы; | 3 | | 9. Русские традиции и праздники; | 2 | | 10. Жанры произведений и их особенности; | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 11. Города – музеи; | 3 | | 12. П. И. Чайковский; | 1 | | 13. Художники – передвижники; | 1 | | 14. “Уснувший мальчик” (по К. Паустовскому); | 1 | | 15. Средства выразительности речи; | 6 | | 16.Контрольная работа. | 1 | Написание короткого рассказа | Раздел 3. Математика | Мир математики | 1. Математические термины; | 2 | | 2. Как в старину делали измерения; | 1 | | 3. Старинные русские меры площади, длины и массы; | 1 | | 4. Как люди научились считать; | 1 | | 5. Операции над числами; | 1 | | 6. От абака к ЭВМ; | 1 | | 7. Термины теорем; | 1 | | 8. Золотое сечение; | 1 | | 9. 7 – число особое; | 1 | | 10. Алгоритм решения типовых задач; | 2 | | 11. Контрольная работа. | 1 | Математическая викторина | Раздел 4. Естествознание: биология, экология, химия | Окружающий мир | 1. Основные термины и понятия; | 3 | | 2. Растения прошлого; | 1 | | 3. Генетика, наследственность; | 1 | | 4. Вода и жизнь; | 1 | | 5. Круговорот воды в природе; | 1 | | 6. Эволюция – реальность жизни; | 1 | | 7. Горные породы – летопись планеты; | 1 | | 8. Любовь и химия (по М. Гану); | 1 | | 9. Необычный конкурс (оформление дворика); | 1 | | 10. Озон – головная боль планеты; | 1 | | 11. Таблица Менделеева (по В. Летову); | 1 | | 12. Береги планету; | 1 | | 13. Контрольная работа. | 1 | Составление и презентация экологического кластера | Раздел 5. История | Связь времен | 1. Исторические термины; | 1 | | 2. Что изучает история; | 1 | | 3. Освоение земель; | 1 | | 4. Ремесла в древней Руси; | 1 | | 5. Введение христианства на Руси; | 1 | | 6. Связь времен; | 1 | | 7. Отмена крепостного права; | 1 | | 8. Философы о русской революции; | 1 | | 9. Послание богов (по Д. Филимонову); | 1 | | 10. Последнее сражение (по Г. Гаррисону); | 1 | | 11. Реликвии – память прошлого; | 1 | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 12. Русские полководцы; | 1 | | 13. Контрольная работа. | 1 | Историческая викторина | Раздел 6. География | Введение в географию | 1. Географические термины; | 1 | | 2. Что изучает география; | 1 | | 3. Условные значки на географической карте; | 1 | | 4. Влияние климата на жизнь людей; | 1 | | 5. Прогноз погоды; | 1 | | 6. Изменение рельефа; | 1 | | 7. Образование полезных ископаемых; | 1 | | 8. Контрольная работа. | 1 | Рассказ по контурной карте | Раздел 7. Физика, астрономия | Космос и Земля | 1. Основные термины и понятия; | 3 | | 2. Ученые и их постулаты; | 4 | | 3. Эволюция солнечной системы; | 1 | | 4. Ломоносов. Закон сохранения материи и движения; | 1 | | 5. Древнегреческая астрономия; | 1 | | 6. Древняя техника; | 1 | | 7. Революционная теория Коперника; | 1 | | 8. Занимательная физика; | 2 | | 9. Контрольная работа. | 1 | Доклад | Итого: | | 105 | | Литература - Шанский Н. М., Кудрявцева Т. С. “Что значит знать язык и владеть им”.- Л., 1990г.
- Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д.Э. “Занимательно о русском языке”.- Л., “Просвещение”, 1990г.
- Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. “Я пишу…”.- Москва, “Русский язык”, 1990г.
- Дидактические материалы. Развитие навыков и академической письменной речи.- М., “Дрофа”, 2004г.
- Кузьменкова Ю. Б. Лекции
- Кухаревич Н. Е., Будильцева М. Б., Киселева Н. И. Я читаю и говорю по-русски.- М.: Рус. яз., 2000.-166с.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|