Преподавание русского языка Урок-исследование по русскому языку "Неизвестное в известном"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.10 Просмотров: 2040 Терпугова Светлана Анатольевна, учитель русского языка Цель: познакомить учащихся с этимологией как разделом языкознания, дать представление об этимологическом анализе слова. Задачи. Образовательные: 1. Дать сведения о происхождении слов с точки зрения исторической и языковой. 2. Способствовать расширению познаний учеников в области этимологии. 3. Выявить лексическое значение слов и исследовать происхождение их. 4. Показать связь между историческим значением слова и его написанием в современном языке. 5. Способствовать формированию навыков работы со справочной литературой. 6. Развивать навыки исследовательской работы. 7. Расширять активный словарный запас учащихся, кругозор. 8. Повышать интерес к изучению родного языка. Воспитательные: 1. Способствовать воспитанию интереса к языку, истории и культуре русского народа, уважение к культуре других стран, патриотизма, эстетического вкуса. Методические: 1. Создать условия для проявления индивидуальности, познавательной активности учащихся. 2. Показать методику проведения урока-исследования с использованием групповой работы. 3. Организовать разнообразные формы деятельности учащихся на уроке, направленные на развитие универсальных учебных действий учащихся. 4. Отразить в учебном занятии метапредметный подход к достижению результатов учащихся. 5. Провести интегрированное учебное занятие, выстроив межпредметные связи (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка). Оборудование и оформление. 1. Мультимедийное оборудование. 2. Рабочие места для работы трех групп. 3. На столах рабочих групп - материалы для групповой работы (технологические карты для каждой из трех групп). 4. Презентация к учебному занятию. 5. Этимологические словари. Ход учебного занятия 1. Введение. Актуализация темы.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Какова роль слова в нашей жизни? - А работать мы будем в группах, вносить свои ответы предлагаю вам в рабочие листы. 2. Работа по теме урока.
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются? - Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология. Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов. "Этимон" - истинное, исходное значение слова. "Логос" - учение, наука. - Впишите термин "этимология" в свои рабочие листы. - Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени! "Хромое слово - хромая речь",- гласит русская пословица. - Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не "хромой", а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. - Позвольте мне открыть вам одну лингвистическую тайну. - Верите ли, друзья, что слова "соль" и "сладкий", такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове "сладкий", я хочу удивить вас! Сладкий - это значит…соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была "солодкий", на слух оно ближе к "соли". В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи - соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и "солодкое" - соленое - было для них самым " вкусным". Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово "солодкий", которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли? - Откуда я узнала такие интересные сведения? - Как появилось слово, какова его история и происхождение, как складывается судьба слова, как оно меняется со временем? На эти вопросы отвечает очень интересная и серьезная наука - этимология. - Ученые - этимологи русских слов серьезно изучают, как рождалось слово, как складывалась его судьба. Не хотите ли Вы сами побывать в роли исследователей? 2. Работа в группах (исследовательская). - Попробуйте "раскопать", как произошли слова "солдат", "коньки", "грильяж". - А результатом вашей работы станут гипотезы происхождения данных слов. - Работая в группах, выдвигайте предположения, ответ оформите в специальных бланках. 3. Работа со словарями. (Устройство словаря: содержание и структура словарной статьи) - Где же нам найти научное объяснение - этимологию этих слов. Хотите узнать? (Этимологический словарь) - Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах, которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов. Какая же группа оказалась ближе всех к правде? (Дети работают со словарем, читают сведения, высказывают свои суждения). - "Многие знают, что листать словари - огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов". - Действительно, есть специальные Этимологические словари. Как они устроены? - Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах, которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов.) 4. Практикум (работа со словарем). - А теперь каждой группе выдается задание на листках с перечнем слов: Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково происхождение известных вам слов: "каникулы", "шпаргалка", "карандаш"? 3. Постановка целей урока. - Ребята, посмотрите на экран, что перед вами? (Родовое древо) На доске изображение - "родовое" дерево. - Что представляет оно из себя? - Зачем люди выстраивают его? (Чтобы знать историю своей семьи) - Мы сегодня узнали, что историю слова можно найти в этимологическом словаре. Как вы думаете, что станет нашей основной задачей на уроке? (Построить родовое древо слова) - О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова) - Так же как это дерево уходит своими корнями глубоко в землю, так и история языка уходит в глубокую, далекую древность. Ребята, как мы узнаем об истории? О том, что было очень давно? - Из летописей, результатов археологических раскопок, рассказов ученых, историков, из книг. - Совершенно верно. Сохранились древнейшие письменные источники, в которых рассказывается о далеком прошлом. - В Новгороде вели раскопки и нашли берестяную грамоту мальчика Онфима, жившего в ХШ веке. Вот она. - Совсем еще маленький был этот новгородский грамотей. Однако его грамоты оказались очень интересны для учёных. Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка. - Какой наказ дает вам, живущим в 21 веке, Онфим? - Какую букву надо вставить? - Какими словами проверить? - Значит, зная о том, откуда произошло слово, т.е. его этимологию, мы можем правильно его писать. - Что значит родной язык? - Главное слово для любого народа - Родина. - Какой корень у слова Родина? - Изучая мифы славян, вы говорили о том, что Род - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Род - божество. По мнению некоторых исследователей - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. 4. Задание группам. - Попробуем создать родовое древо слова "род". - Подберите однокоренные слова к слову "род", разместите их на родовом дереве. - Обозначьте корни во всех родственных словах. - Какой вывод можно из этого сделать? Что бы вы хотели сказать? - Зная, как произошло слово, можно и правильно написать его. (Оказывается, этимология слова помогает найти букву в слабой позиции в корне слова) 5. Исследование "Биография слова". - Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова Родина. Работать будем в группах, а итоги нашей работы обобщим. Мы будем работать по такой схеме: 1. Лексическое значение слова. 2. Этимология слова. 3. Подбор однокоренных слов. 4. Подобрать синонимы и антонимы к слову. 5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах. 6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы. Задание для группы № 1: 1. Определить лексическое значение слова "Родина". 2. Определить этимологическое значение слова "Родина". Задание для группы № 2: 1. Подберите однокоренные слова к слову "Родина" 2. Подберите синонимы и антонимы к слову "Родина". Задание для группы № 3: 1. Объясните значение следующих фразеологизмов:
2. Перед вами части разных половиц и поговорок о Родине. Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.
6. Творческая работа. Мини-сочинение. - Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников). - Запишите эти слова. Родина - это… 6. Рефлексия урока. - Вот видите, как происходит. Бывшее, давнее родство не забывается. Далеко в земле корни нашего дерева, далека история славян, далеки наши предки. Но есть от наших предков самый могущественный вечный памятник. Это "слово". И мы, юные языковеды, изучаем этот памятник и открываем удивительную страну родного языка. - Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю. - В качестве напутствия позвольте зачитать стихотворение С. Острового:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |