Преподавание литературы Урок словесности по эссе С. Цвейга "Благодарность книгам" в 9-м классе: "Благодарность книгам…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.09 Просмотров: 971 Щетинина Наталья Александровна, зам. директора по УВР Пояснительная записка Формированию культуры чтения, любви к книге, выработке умения понимать чужой текст и создавать свой собственный уделяю на уроках русского языка и литературы серьёзное внимание. Изучение эссе как жанра художественного произведения и ученического сочинения входит в программу по русскому языку 9 класса (УМК “Русский язык” Разумовской М. М. и др.). Урок по произведению С. Цвейга “Благодарность книгам” проводится после того, как учащиеся познакомятся с эссе как жанром литературного произведения. По дидактической цели это урок закрепления знаний и совершенствования умений анализировать художественный текст. Уроки словесности – это интегрированные уроки русского языка и литературы, на которых больше внимания обращается на эстетическую функцию языка: она ярко и полно проявляется в анализируемых произведениях художественной литературы. Мой интерес к урокам словесности вызван тем, что они позволяют за сравнительно небольшой промежуток времени работать над формированием у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенций. Уроки словесности требуют большой подготовки: не всякий текст может быть объектом исследования на таком уроке, подбираю высокохудожественные тексты, которые были бы интересны учащимся, могли взволновать их. “Благодарность книгам” Цвейга именно такой текст. К уроку подобраны задания, которые учат владеть русской речью, видеть безграничные возможности слова в выражении оттенков значений. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности большую роль играет речевое общение, поэтому на уроках часто использую групповую работу: она развивает умение работать в команде, очень эффективна с точки зрения временных и интеллектуальных затрат. Повышению мотивации в изучении русского языка и литературы способствуют новые технологии: технология критического мышления, ифоромационно-коммуникативные (презентация, фоносемантическая оценка слова по программе А. П. Журавлёва ). Учитель на данном уроке выступает в роли организатора исследования текста. Цели урока:
Задачи:
Оборудование:
Целеполагание: Учитель предлагает по ключевым словам определить, о чём пойдёт речь в тексте, который будет анализироваться на уроке (рисунок №2 Приложение). …немое белое создание… …волшебная скрипка… …счастливая избранница… …самые верные, самые молчаливые спутники… …кроткие магниты небес… …крупицы бесконечности… Если вдруг по ключевым словам тема не будет названа, то учитель может прочесть начало очерка Стефана Цвейга, пока ребята не догадаются, что речь пойдёт о книге. Определение темы урока, постановка целей: (рис. 3 Приложение) Планирование. Коллективное составление плана урока:
Слово о писателе. Слово у портрета Стефана Цвейга (рис. 4 Приложение) Чтение учителем эссе С. Цвейга “Благодарность книгам”. Стефан ЦвейгБЛАГОДАРНОСТЬ КНИГАМ(Перевод Н. Бунина)Они здесь — ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя подобно отверстому оку. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. Сначала тишина: вокруг нас, внутри нас. И, наконец, ты готов принять их — вечером, отринув заботы, днем, устав от людей, утром, очнувшись от сновидений. Под их музыку хочется помечтать. Предвкушая блаженство, подходишь к шкафу, и сто глаз, сто имен молча и терпеливо встречают твой ищущий взгляд, как рабыни в серале взор своего повелителя — покорно, но втайне надеясь, что выбор падет на нее, что наслаждаться будут только ею. И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, останавливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе — это немое, белое создание, волшебная скрипка, таящая в себе все голоса неба. И вот ты раскрыл ее, читаешь строчку, стих. . . и разочарованно кладешь обратно: она не созвучна настроению. Движешься дальше, пока не приблизишься к нужной, желанной, и внезапно замираешь: твое дыхание сливается с чужим, будто рядом с тобой любимая женщина. И когда ты подносишь к лампе эту счастливую избранницу, она словно озаряется внутренним светом. Колдовство свершилось, из нежного облака грез возникает фантасмагория, и твои чувства поглощает беспредельная даль. Где-то слышится тиканье часов. Но не часами измеряется это ускользнувшее от самого себя время, здесь ему иная мера; вот книги, которые странствовали многие века прежде, чем наши губы произнесли их имя, вот — совсем юные, лишь вчера увидевшие свет, лишь вчера порожденные смятением и нуждой безусого отрока, но все они говорят на магическом языке, все заставляют сильнее вздыматься нашу грудь. Они волнуют, но они и успокаивают, они обольщают, но они и унимают боль доверившегося сердца. И незаметно для себя ты погружаешься в них, наступает покой и созерцание, тихое парение в их мелодии,мир по ту сторону мира. О вы, чистые мгновения, уносящие нас из дневной суеты, о вы, книги, самые верные, самые молчаливые спутники, как благодарить вас за постоянную готовность, за неизменно ободряющее и окрыляющее участие! В мрачные дни душевного одиночества, в госпиталях и казармах, в тюрьмах и на одре мучений — повсюду вы, всегда на посту, дарили людям мечты, были целебной каплей покоя для их утомленных суетой и страданиями сердец! Кроткие магниты небес, вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона. Крупицы бесконечности, молча выстроившиеся вдоль стены, скромно стоите вы в нашем доме. Но едва лишь рука освободит вас, сердце прикоснется к вам, как вы отворяете нашу земную обитель, и ваше слово, как огненная колесница, возносит нас из тесноты будней в простор вечности. Углублённое чтение текста учащимися с пометками карандашом: в чём согласен с автором, с чем хочется поспорить выделить непонятные слова, выяснить их значение по словарям, определить основную мысль текста. Диалог с текстом. Анализ заголовка эссе: - что выражает: тему текста или основную мысль; - подбор синонима к слову “бдагодарность”(признательность); - индивидуальное задание - сообщение учащегося о лексическом значении, структуре, этимологии, фоносемантической оценке по методике А. П. Журавлёва. Обобщение учителя о роли заголовка текста. Осмысление содержания эссе, комментирование текста: - За что Цвейг благодарен книгам? - Найдите в тексте места, где о книге говорится, как об одухотворённом, очелове ченном существе. Какими средствами этого добивается автор? - Что говорит о том, что повествователь – читатель с избирательным вкусом? - Какие чувства испытывает повествователь, когда в его руки попадает “желанная книга”? Каким Вам представляется повествователь в этот момент? Сопоставление этого текста с картиной Репина И. Е. “Читающая девушка” - Что объединяет художественный текст и картину? - Чем они отличаются? - Художник передал очарование и привлекательность читающей девушки красками. А как писатель передал в тексте любовь к книгам? Обобщение учителя Выявление стилевой, типологической и жанровой принадлежности текста. Учащиеся определяют: - К какому стилю речи относится текст и почему? - Можно ли отнести к одному из известных типов речи: описанию, повествованию или рассуждению? - Какова его жанровая принадлежность? Докажите. (рис 5.) Учащиеся работают по группам: Группа №1 1. Проанализируйте лексику: - найдите устаревшие слова, подумайте, какой оттенок они придают тексту; - проследите, с какой целью употреблены в тексте синонимы и антонимы; - определите, в каких значениях употребляются омонимы “часы” и “мир”, чего добивается этим автор. Группа №2 1. Обратите внимание на употребление глаголов в тексте. Как они распределены по абзацам? Почему? 2. В какой форме употреблены глаголы в тексте? С какой целью? 3. Выпишите глаголы из 2 и 3 предложений 2 абзаца, прокомментируйте, почему глаголы стоят в разных формах, чего автор этим достиг. Группа №3 1. Определите синтаксические особенности текста. Есть ли закономерность в употреблении простых и сложных предложений (проанализируйте по абзацам). 2. Обратите внимание на художественное время и пространство в эссе Стефана Цвейга. Группа №4 1. Какие средства художественной выразительности использует автор (эпитет, олицетворение, метафора и др. ) 2. Проанализируйте фигуры поэтической речи: инверсию, повторение, параллелизм, антитеза, градация). Группа № 5 1. Запишите тезисы, за что бы вам хотелось поблагодарить книгу. Учащиеся определяют своё продвижение в изучении материала: - Что нового узнали сегодня на уроке7 - Чему научились? - О чём задумались впервые? - Что хотели бы узнать ещё? Учитель организует отчёт групп, корректирует, дополняет, обобщает ответ. Оценка работы одноклассников, комментарии. Домашнее задание. Написать эссе “Когда я беру в руки книгу…” Заключительное слово учителя. Дорогие друзья! Я желаю, чтобы по жизни Вас сопровождали верные спутники – книги, чтобы вам чаще попадались такие, о каких сказал наш современник, поэт Леонид Мартынов:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |