Преподавание русского языка Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.07 Просмотров: 2936 Журавлева Марина Владимировна, учитель начальных классов Цели урока:
Оборудование:
1. Минутка чистописания: е и ё 2. Орфографическая минутка: - Что мы учились писать в именах существительных разных падежей? (безударные окончания) - В каких падежах были окончания е, и? - Распределите слова в 3 колонки (1 человек у доски, остальные в тетрадях): Р.п. Д.п. П.п. Запись под диктовку учителя: В корзине, из аптеки, к копеечке, на картине, у дороги, по литературе. - Выделите окончания. - Что объединяет эти слова? (существительные единственного числа, 1 склонения; слова из словаря) - Проверим написание существительных с безударными окончаниями в Р., Д., П. падежах.
- Кто распределил слова в три колонки также? - Проверим окончания существительных. - Проверим написание словарных слов. - Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных? Выберите правильный ответ:
Вывод: Чтобы правильно написать окончания существительных нужно определить число, склонение и падеж. 3. Словарная работа: Загадка:
- Объясните значение слова « лопата». Лопата – ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и с широким плоским отточенным концом. – Подберите и запишите родственные слова, выделите общий корень. Лопата, лопатка, лопаточка. - Как образованы эти слова? – Поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слов. – Выпишите словосочетания в таком порядке:
Проверка. Соедините правильно стрелочками:
- В каком словосочетании использованы средства выразительности русского языка? (Звучит образнее, выразительнее «борода лопатой») - Это скрытое сравнение. Что оно означает? (Широкая борода как лопата) - Определите окончания и падеж слова «лопата». 4. Работа над новой темой. - На уроке мы будем учиться писать окончания существительных единственного числа 1 склонения Т.п. Памятка: Т.п. кем? чем? - ой, - ей - Подумайте, почему этот падеж назвали творительным? - От какого слова произошло название падежа? (от слова «творить») - Подберите синонимы к этому слову. (создавать, делать, совершать, осуществлять)
Творительный падеж в русской грамматике назван так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину иногда его называли орудийным (орудным). Труд учеников – учёба в школе и дома. Орудия учеников: ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п.: пишем ручкой, чертим карандашом, рисуем кисточкой. 5. Работа в группах. - Разгадайте кроссворд, определите, какими предметами можно что-то делать- «творить». (Приложение)
- В каком падеже стоят существительные? (в Т.п.) - Как вы это определили? (по вопросу чем?) - В каком слове не сомневались, какое окончание надо писать? (в слове «пилой») - Почему? (окончание ударное) - Как пишутся слова с безударным окончанием? (так же, как с ударным) 6. Закрепление. 1) -Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (предлоги) - Вставьте предлоги:
Проверка:
2) - Объясните орфограммы в словах. -Буква в окончании в слове «лисиц…й» пропущена. Как вы думаете, какую гласную нужно вставить е или и? (мнения детей) - Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц особый случай. -Прочитайте слова. Попробуйте догадаться, когда пишется е, а когда о.
(е – безударная гласная, о – под ударением). - Поставьте ударение. (окончание безударное, значит, лисицей) 7. Физкультминутка. 8. Работа над предложением. - Убираем первый предлог «над», читаем слово по вертикали: роса. - Определите склонение этого слова. - Поставьте слово в Т.п. (чем? росой) Запись предложения под диктовку: Росой окропились цветы на лугах. Толкование слова «окропились»: кропить – слегка обрызгивать. Разбор предложения по членам. - Каким членом предложения является существительное Т.п. «росой»? (дополнением). Вывод: Существительное Т.п. в предложении является второстепенным членом. 9. Работа по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс. Правило с. 41 Упражнение 346. - Прочитайте задание. Учитель делает на доске запись:
- Назовите слова с ударным окончанием. - Остальные слова с безударным окончанием. Запись предложений по вариантам: 1 вариант с ударным окончанием существительных, 2 вариант с безударным окончанием существительных. - Выделите окончания. Проверка. 10. Итог урока. - Существительные какого падежа мы изучали на уроке? - С какими предлогами употребляются существительные Т.п.? - Как определить окончания имен существительных ед. ч. 1 скл. Т.п.? - Каким членом предложения являются существительные Т.п.? 11. Домашнее задание: упражнение 352. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |